Зейнаб Ханларова — биография
Зейнаб Ханларова – известная советская певица с восточным темпераментом, Народная артистка Азербайджана, Узбекистана и Армении, общественный деятель. Сыграла важную роль в популяризации азербайджанской народной музыки и композиторского творчества.
Детство
Зейнаб Яхья кызы Ханларова родилась в простой бакинской семье 28 декабря 1936 года. Мать будущей звезды, Периджаган, вела домашнее хозяйство и растила пятерых детей. Зейнаб была младше своих трёх братьев и сестры. Их отец, Яхья кызы, как и большинство мужчин рабочего квартала Баку, в котором обитала семья Ханларовых, трудился на нефтяных промыслах. Любовь к народной музыке и поэзии девочке привил отец.
Первая минута славы к ней пришла в подростковом возрасте, когда она залезла на крышу своего дома, чтобы тайком что-то спеть, красивый голос привлёк внимание соседей и начинающая артистка была одарена первыми в своей жизни овациями. После окончания средней школы Зейнаб продолжила учёбу в педагогической школе им. М.А.Сабира, совмещая учёбу с художественной самодеятельностью во Дворце пионеров. На всех школьных мероприятиях она исполняла мугамы (народные азербайджанские музыкально-поэтические композиции). В 1955 году, за год до окончания педагогической школы, ей довелось солировать в бакинской Филармонии с народной песней «Азербайджан маралы», где они с самодеятельным коллективом выступали по случаю национального праздника. Её выступление оценили метры народного исполнительского жанра и настоятельно рекомендовали Зейнаб основательно задуматься о музыкальном поприще.
Опера
Зейнаб отказалась от педагогики и поступила в музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, где одним из преподавателей был Сеид Шушинский, яркий представитель азербайджанской вокальной школы, мастер по исполнению мугамов и теснифов. Он обучал Ханларову не только вокалу, но и сценическому движению. С его подачи в 1960 году Зейнаб в качестве эксперимента исполнила мугам «Чартяг». Диковинная запись женского исполнения мужского мугама хранится в Золотом фонде Азербайджанского радио.
После окончания музыкального училища в 1961 году Зейнаб Ханларова стала солисткой Азербайджанской государственной филармонии имени М. Магомаева, а также Азербайджанского государственного театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова. Карьера оперной певицы складывалась успешно. Она исполняла ведущие роли почти во всех репертуарных спектаклях.
Зрителям запомнились её партии Лейли и Асли в операх Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» и «Асли и Керем», Санем в опере Шафиги Ахундовой «Скала невест» и Арабзанги в опере Муслима Магомаева «Шах Исмаил». Примечательным в её исполнении всегда было не только завораживающее звучание лирического сопрано, но и артистическая темпераментная манера подачи с использованием танцевальных элементов.
Фолклор
Важную роль в репертуаре Зейнаб Ханларовой заняли национальные мугамы. В 1975 году она стала солисткой и художественным руководителем ансамбля народных инструментов Азербайджанского радио и телевидения имени А.Бакиханова. Ханенде профессионально исполняла мугамы «Чаргях» («Чахаргях»), «Махур-хинди», «Гатар», «Харидж сегях», «Хумаюн», «Баяты-Кюрд», «Шахназ», «Баяты Ширназ», теснифы «Шур» и «Дилкеш».
По воспоминаниям поклонников, у Ханларовой был настолько сильный голос, что она часто отказывалась от микрофона. Со своим музыкальным коллективом она объездила почти всю Европу, выступала с гастролями на Ближнем Востоке, в Китае, посетила Австралию и США.
Эстрада
Однажды известный композитор Алекпер Тагиев, очарованный непревзойденными вокальными данными певицы, предложил Ханларовой исполнить его песню на стихи Гусейна Арифа «Соседка». С этого момента в творчестве азербайджанской певицы наступил новый этап. Она стала известна публике как исполнительница не только оперных арий, но и эстрадных песен. Вскоре Тагиев и Ариф написали для неё ещё одну композицию – «Не вняла я». И тогда уже за Ханларовой прочно закрепилась слава национальной азербайджанской певицы.
В её эстрадный репертуар вошли песни Тофика Кулиева, Арифа Меликова, Алекпера Тагиева, Эмина Сабитоглу, Кара Караева, Фикрета Амирова и других известных композиторов.
Интересно и то, что пела (и поет сегодня) Зейнаб не только на своем родном азербайджанском, но и на русском («Калинка»), грузинском («Долера»), армянском («Нунэ»), греческом («Эла мо»), турецком («Сэни яланчы»), японском («Дарика санга»), арабском и на многих других языках.
Расцвет творчества Зейнаб пришёлся на 60-80-е годы двадцатого столетия.
За свою, более чем 50-летнюю музыкальную карьеру Зейнаб Ханларова посетила с концертами Россию, Украину, Латвию, Молдавию, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Индию, Китай, Иран, Ирак, Египет, Израиль, Турцию, Грузию, Армению, Болгарию, Германию, Польшу, Венгрию, Австрию, Финляндию, Швецию, Чехию.
В Азербайджане Зейнаб Ханларова помимо Баку, выступала с концертами в Гяндже, Ханкенди, Шеки, Шуше, Нахичевани, Ленкоране и в других городах и поселках.
В советское время было выпущено почти сорок пластинок с голосом певицы. Да и сегодня композиции в её исполнении регулярно транслируют по радио и телевидению.
С середины 90-х годов она практически перестала выступать, объясняя это тем, что нужно уступать дорогу молодым исполнителям. Однако по многочисленным просьбам зрителей в 2008 году решила дать концерт в Баку. Концертная программа была рассчитана на два дня, и все билеты были распроданы в течение нескольких дней за неделю до даты проведения первого концерта. Слушать Зейнаб Ханларову пришли сотни людей. И она оправдала их ожидания – 72-летняя артистка продемонстрировала публике непреходящую силу своего голоса и безупречное мастерство танца. В концертную программу кроме национальных композиций были включены русские и молдавские песни.
Личная жизнь
По всей вероятности, наполненная многочисленными выступлениями бурная творческая деятельность певицы оставляла мало места для личной жизни. Об отношениях с мужем Бабаевым Селимом Аббас оглы, чиновником рыбной отрасли, певица никогда не рассказывала. Известно, что они воспитали двух сыновей – Рамина и Рамала. По личному утверждению, своими детьми она считает не только сыновей, но и невесток, а также многочисленных внуков, которых стремится воспитывать в лучших азербайджанских традициях. Родные Зейнаб, называя ее удивительной матерью и бабушкой, поражаются тому, что она, стараясь никого ни в чем не ограничивать, способна позаботиться обо всех.
Артистка ведет свою страницу на Fasebook, на You Tube и в Instagram. У многочисленных поклонников есть возможность заходить к ней «в гости» и снова наслаждаться её песнями.
В одном из своих интервью Зейнаб призналась, что считает себя счастливым человеком, получившим от жизни все, о чем мечтала.
Общественная жизнь
24 февраля 1985 года Зейнаб Ханларова избиралась в Верховный Совет Азербайджанской ССР по Мирбаширскому округу № 333 XI созыва, тогда же была назначена членом Комиссии по культуре Верховного Совета. 30 сентября 1990 года Ханларову избрали депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР XII созыва от Бакинского округа № 266.
12 ноября 1995 года артистка была избрана депутатом в Милли Меджлис от Тертерского избирательного округа № 86, 5 ноября 2000 года — от Кобустан-Хызы-Сиязанского округа № 62, 6 ноября 2005 года — от Кобустан-Хызы-Кубинского округа № 50, 7 ноября 2010 года и 1 ноября 2015 года — от Кобустан-Хызы-Сумгаитского округа № 50. С 1995 года певица является Членом Комиссии по культуре Милли Меджлиса.
Звания, призы и награды
В 1975 году Ханларова получила звание народной артистки Азербайджана. А спустя три года её наградили тем же званием в Узбекистане и Армении.
Биографию артистки украшает эффектный список премий и наград:
- Государственная премия Азербайджанской ССР (1988 год)
- Почётный приз «Золотой диск» Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» – за грамзаписи азербайджанских песен и песен народов Востока
- Орден Дружбы народов
- Орден «Знак Почёта»
- Орден «Слава» (Азербайджан) (1996 год)
- Орден «Независимость» (Азербайджан) (2006 год), за заслуги в развитии музыкальной культуры Азербайджана
- Орден «Гейдар Алиев» (2016 год)
- Почётный диплом Президента Азербайджанской Республики (2011 год), за большие заслуги в пропаганде азербайджанской культуры