Владимир Матецкий — советский и российский композитор, продюсер, радиоведущий и вице-президент авторского Совета Российского Авторского Общества.
Владимир Матецкий появился на свет 14 мая 1952 года в Москве. С детства он проявлял интерес к музыке: его педагогом стала Софья Карпиловская — ученица знаменитой Елены Гнесиной, что обеспечило юному музыканту прочную классическую базу. Первым инструментом Матецкого стало фортепиано, однако в подростковом возрасте, под влиянием британской группы The Beatles, он с увлечением осваивает гитару, что в будущем отразится на его композиторском почерке.
Помимо музыкальных занятий, Владимир получал разностороннее образование. Он учился в московской школе № 57, где особое внимание уделял английскому языку и изобразительному искусству. Позднее окончил физико-математическую школу при МВТУ имени Баумана, что говорит о высоком уровне его академической подготовки.
Завершив школьное обучение, он поступил в Московский институт стали и сплавов (МИСиС), совмещая техническое образование с продолжающимися творческими поисками. Такое сочетание точных наук и искусства стало одной из отличительных черт его мировоззрения и подхода к музыкальному творчеству.
Уже в конце 1960-х годов Владимир Матецкий начал активно выступать с московскими рок-группами. В этот период он проявил себя как настоящий мультиинструменталист: играл на клавишных, гитаре и бас-гитаре. Первыми сочинениями стали песни на английском языке — влияния западной рок-культуры ощущались не только в репертуаре, но и в творческом подходе.
Будучи студентом, Матецкий присоединился к ансамблю «Удачное приобретение». Коллектив исполнял популярные композиции отечественных и зарубежных исполнителей, постепенно дополняя репертуар авторским материалом. Группа участвовала в музыкальных фестивалях и сотрудничала со Стасом Наминым. Позднее, после знакомства в 1977 году с Андреем Макаревичем в Государственном доме радиовещания и звукозаписи, у Матецкого начинается эпизод творческого взаимодействия с лидером «Машины времени».
Для участия в радиопередачах ансамбль сменил название на «Глобус» — под этим именем группа представляла советской публике зарубежные хиты. Несмотря на успех, Владимир Леонардович вскоре покинул проект, решив сосредоточиться на самостоятельной работе в роли композитора.
С начала 1980-х годов Матецкий начал писать музыку для известных советских артистов. Первые заметные успехи пришли с песнями «Фортуна» (в исполнении группы «Аракс») и «Больше не встречу» («Карнавал»). В 1983 году он вместе с Юрием Чернавским создал целый ряд хитов для «Весёлых ребят» — они вошли в альбом «Банановые острова». Также он сотрудничал с ВИА «Красные маки», написав, среди прочего, песню «Так случилось».
Ключевым моментом стало предложение в 1985 году написать дуэтную композицию для Софии Ротару и Яака Йоалы — так появилась песня «Лаванда», мгновенно ставшая хитом. Эта работа стала началом долгого сотрудничества с Ротару. Для неё Матецкий написал песни, вошедшие в золотой фонд советской эстрады: «Было, но прошло», «Хуторянка», «Вот и лето прошло» и другие.
Обсуждались и планы сотрудничества с Аллой Пугачёвой, однако они не были реализованы.
В 1988 году композитор дебютировал как автор музыки к кинофильмам. Первая работа — музыка к фильму «Маленькая Вера» режиссёра Василия Пичула. Саундтрек, особенно тема «Ночная звезда», стал популярным не только в СССР, но и во Франции, где вышел отдельный диск. Впоследствии Матецкий также писал музыку для других картин Пичула — «В городе Сочи тёмные ночи» и «Мечты идиота».
К концу 1980-х он принял участие в международном проекте Music Speaks Louder Than Words, направленном на культурный обмен между СССР и США. По условиям проекта западные композиторы писали песни для советских артистов и наоборот. Матецкий вошёл в число организаторов и авторов этого начинания наряду с Игорем Николаевым, Игорем Крутым, Дайаной Уоррен и другими. Это сотрудничество вывело его на новый уровень: по приглашению Дезмонда Чайлда он поехал в Лос-Анджелес, где сочинил композиции для группы Red Sky. Хотя альбом не был издан, отдельные треки исполнили такие звёзды, как Элис Купер и Игги Поп.
С началом 1990-х Владимир Матецкий открыл собственную студию звукозаписи, на которой работали Влад Сташевский, Олег Газманов, Любовь Успенская и другие звёзды эстрады. С 2008 года он стал ведущим радиопередачи Слова и музыка Владимира Матецкого на «Серебряном дожде», где рассказывал о своей карьере, музыке и её влиянии на культуру.
В 2007 году он выступил исполнительным продюсером альбома Time Machine группы «Машина времени», записанного на легендарной студии Abbey Road. Также продюсировал группу «Горький мёд» и создавал песни для коллектива «Пики-козыри».
Матецкий занимает пост вице-президента авторского совета Российского авторского общества, активно участвуя в развитии авторского права в музыкальной сфере. Он также был членом жюри отборочного тура на «Евровидение» и стал соавтором песни A Million Voices, с которой Полина Гагарина представляла Россию на конкурсе в 2015 году.
В том же году композитор написал музыку к сериалам «Последний янычар» и «Свет и тень маяка», подтвердив свою универсальность и актуальность в современных проектах.
На фоне насыщенной музыкальной карьеры личная жизнь Владимира Матецкого складывалась стабильно и без публичных скандалов. Его супругой стала Анна Юрьевна Матецкая, о которой композитор в одном из интервью высказался с особой теплотой, назвав её «самым удачным и главным приобретением» своей жизни.
В этом союзе родились двое детей: дочь Мария, появившаяся на свет в 1987 году, и сын Леонид, родившийся в 2001-м. Семейная жизнь продюсера оставалась вне сферы медийного внимания, что подчёркивало его стремление отделить творческую деятельность от личного пространства.
Владимир Матецкий продолжает оставаться активной фигурой в музыкальном пространстве и в 2020-х годах. Весной 2020 года он стал гостем телепередачи «Вечерний Ургант», где дал интервью в дистанционном формате — в условиях ограничений, вызванных пандемией COVID-19. Несмотря на возраст и статус, Матецкий по-прежнему интересен широкой аудитории, охотно делится воспоминаниями и размышлениями о музыке.
Сам композитор не ведёт аккаунты в социальных сетях, однако поклонники регулярно публикуют в «Инстаграме» архивные и свежие фотографии, а также цитаты и материалы, связанные с его творчеством. Кроме того, Владимир Леонардович ведёт авторскую программу на радиостанции «Маяк», продолжая рассказывать о музыке, исполнителях и закулисье шоу-бизнеса, внося тем самым вклад в музыкальное просвещение широкой аудитории.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.