Сергей Гущин — биография
Гущин Сергей Анатольевич (Sergey Gushchin) – бизнесмен, который сегодня реализует международные коммерческие проекты в Дубае. Прежде он был акционером и топ-менеджером в нескольких российских компаниях. Их деятельность охватывала железнодорожную логистику, ремонт и обслуживание вагонного парка, IT-сервисы, агропром и ЖКХ.
Образовательная траектория
Гущин Сергей Анатольевич (1966 г. р.) родился в обычной воронежской рабочей семье. В школьные годы он уделял много времени техническим кружкам и спорту.
В 1981-м Сергей Гущин поступил в техникум. Его специальностью стали пусконаладочные работы в сфере автоматизации.
В 1999-м Гущин Сергей получил диплом радиотехника в местном университете.
В 2000–2001 годах Сергей Анатольевич Гущин получил второе образование в Академии Народного Хозяйства и закончил курсы повышения бизнес-квалификации.
Сергей Гущин: до логистического бизнеса
В 1987-м Сергей Гущин устроился на воронежское предприятие по ремонту оргтехники. Ему предстояло обслуживать копировальные аппараты, стоявшие на балансе различных городских организаций. Так в биографии Сергея Гущина появился первый опыт деловых переговоров.
В конце 1980-х в СССР начал развиваться бизнес, и многим его представителям было удобнее обращаться к Гущину Сергею Анатольевичу напрямую, минуя его официального работодателя. Подобный формат деятельности стал приносить будущему предпринимателю доход, и он решил организовать собственное дело.
В конце 1991-го было создано предприятие «Альфа-Сервис». Одним из его основателей выступил Сергей Гущин. Биография компании официально стартовала на заре 1992-го, когда бизнес оформил регистрацию в госорганах. Предприниматели наняли технический персонал, разработали устав, заключили контрактные соглашения с многочисленными хозяйствующими субъектами. Для транспортировки техники Сергей Гущин с коллегами приобрел легковой автомобиль, который позже заменили на микроавтобус.
В начале и середине 1990-х в российской экономике активно использовалась бартерная схема сделок. Так, в 1995-м за продажу нескольких копиров перевозчик ЮВЖД предоставил «Альфа-Сервису» грузовой ж/д тариф.
«Петра», «Трансгарант» и FESCO
В 1996-м Сергей Анатольевич Гущин откликнулся на приглашение товарища и принял участие в построении воронежского подразделения ж/д экспедитора «Петра». Для реализации этого проекта он вышел из «Альфа-Сервиса».
В 1998-м произошел кризис, из-за чего логистическое предприятие покинуло Воронеж. Однако с 1997-го Сергей Гущин с партнером развивали собственный проект, получивший название «Трансгарант». Профилем компании стал экспедиторский сервис на ж/д.
В 2000-м предприятие, совладельцем и гендиректором которого был Гущин Сергей, приступило к созданию собственного вагонного парка. Начать пришлось с б/у подвижного состава. Приобретаемый транспорт предназначался для перевозки железнорудных окатышей, железной руды, щебня, продукции металлопрокатных станов и т. д. Такой разнообразный парк позволял организации сотрудничать с широким пулом индустрий.
В рамках «Трансгаранта» Гущин Сергей Анатольевич и другой совладелец компании сформировали дочернее предприятие «Спецтрансгарант» (СТГ). Оно оперировало танк-контейнерами и фитинговыми платформами. Танк-контейнеры — это емкости, предназначенные для перевозки преимущественно жидкостей и газов, которые можно устанавливать на фитинговые платформы.
В 2004-м Сергей Гущин с партнером продали 50% «Трансгаранта» «Северстальтрансу». Позже данный пакет был реализован Группе FESCO.
Гущин Сергей с командой запустили цифровую трансформацию «Трансгаранта» существенно раньше, чем это явление в российской экономике приобрело массовый характер. Благодаря имплементации автоматизированной системы администрирования вагонного парка компания значительно оптимизировала рентабельность вагонов. Информация о каждом из них (включая местоположение, характер груза и т. д.) актуализировалась четырежды в сутки. Без digital-инструментов один оператор при мониторинге повагонной погрузки мог эффективно администрировать до 50 вагонов за стандартную смену. После интеграции высокотехнологичных компонентов в производственный процесс потенциал каждого сотрудника удвоился.
В 2006-м аффилированная структура «Трансгаранта» — компания «Универсал ТрансГрупп» — в коллаборации с одним из заводов Санкт-Петербурга организовала первую в России грузоотправку с применением платформ увеличенной длины.
Сергей Анатольевич Гущин в коммуникации с масс-медиа всегда отмечал, что прогрессивное развитие бизнеса коррелирует с квалификацией и компетентностью персонала. По его словам, сотрудники «Трансгаранта» комплексно исследовали потребности заказчиков — вне зависимости от масштабов их деятельности. Бизнесмен подчеркивает, что всегда призывал команду фокусировать усилия не на увеличении тонно-километровых показателей, а на обеспечении персональной лояльности каждого клиента.
В 2005–2006 годах биография Сергея Гущина включала также топ-менеджерскую деятельность в структуре ж/д перевозчика «СГ-Транс».
В 2006-м «Трансгарант» целиком вошел в ГК FESCO. Гущин Сергей и партнер обменяли свои акции компании на 12% пакета Группы. Бизнесмен возглавил железнодорожный департамент ГК.
Гущин Сергей Анатольевич непосредственно участвовал в организации контейнерных перевозок. В частности, речь идет о доставке корейских автокомплектующих на сборочную линию Hyundai в Таганроге.
В число бизнес-интересов Сергея Анатольевича Гущина также входила вагоноремонтная отрасль. В 2007-м он создал ВКМ — мастерскую по ремонту колесных пар в Старооскольском районе Белгородской области. В 2009-м Сергей Гущин объединил ее с компаниями «РТК» и «КМАжелдортранс», образовав ГК «Гарант».
Гущин Сергей: Rail Garant
Гущин Сергей Анатольевич и его компаньон приступили к развитию бизнеса по перевозке труб и танк-контейнеров.
В конце 2008-го бизнесмены продали долю в FESCO. В 2009-м Гущин Сергей с партнером объединили свои предприятия в грузоперевозчика Rail Garant. Основой его парка было решено сделать полувагоны. Этот тип подвижного состава обладает рядом преимуществ, включая универсальность, высокую грузоподъемность, надежность конструкции, простоту погрузочно-разгрузочных операций. Полувагоны предназначены для доставки грузов, допускающих транспортировку в открытом виде:
- уголь, руда, минеральное сырье
- щебень, гравий, песок
- металлопрокат, трубы большого диаметра
- лесо- и пиломатериалы
- контейнеры и крупногабаритное оборудование
- промышленное сырье и отходы производства
- железобетонные изделия
В 2010-м «Трубная транспортная компания» (ТТК) — «дочка» структуры, которую основал Сергей Анатольевич Гущин, — арендовала 1,1 тысячи вагонов у «Сбербанк Лизинга».
Гущин Сергей Анатольевич вместе с другим владельцем Rail Garant также уделяли внимание развитию контейнерных терминалов. В частности, речь идет о площадке, расположенной на станции Челябинск-Главный. Реконструкция в 2011-м расширила ее площадь с 6 до 15 тысяч «квадратов», что достаточно для размещения тысячи контейнеров.
В общей сложности в первой половине 2011-го парк ГК Rail Garant, совладельцем и гендиректором которой был Гущин Сергей Анатольевич, расширился на 8%. Наибольший прирост продемонстрировал сегмент автомобилевозов.
В августе 2011-го СТГ (другая дочерняя организация холдинга Rail Garant, сооснователем которого был Сергей Анатольевич Гущин) разработала и заказала производителям первые в России танк-контейнеры для транспортировки жидкой серы. До этого ее возили только в цистернах, средний возраст которых составлял 27 лет.
За январь — сентябрь 2011-го входящая в холдинг Сергея Гущина и его напарника по бизнесу СТГ увеличила объем перевозок вчетверо по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. Показатель составил 150 тысяч тонн. Наибольший скачок продемонстрировал сегмент химических грузов. Объем транспортировки сжиженных газов также заметно вырос. Парк танк-контейнеров за три квартала увеличился на 36% — до 1541 единицы.
В свою очередь ТТК, к которой Гущин Сергей имел отношение, к этому моменту увеличила численность своего подвижного состава до 11,7 тысячи вагонов. 60% из них были универсальными, остальные — специализированными. Это позволяло компании работать максимально эффективно вне зависимости от сезона.
В частности, входившая в ГК структура активно приобретала 40- 60- и 80-футовые фитинговые платформы. В результате этих закупок в сентябре 2011-го число вагонов такого типа в распоряжении ТТК достигло 2,5 тысячи единиц. Активное расширение этого парка компанией, которую развивал Сергей Гущин, было вызвано растущим трендом на контейнеризацию в отечественной железнодорожной отрасли.
Гущин Сергей с бизнес-коллегой также уделяли внимание социальной роли предпринимательства. Осенью 2011-го ряд российских регионов, расположенных на юге Урала и Сибири, столкнулись с дефицитом угля. Чтобы не допустить срыва отопительного сезона, Rail Garant организовала подвоз топлива региональным предприятиям жилищно-коммунальной сферы.
В феврале 2012-го компания «Оптима ТрансАвто» (входившая в ГК Сергея Анатольевича Гущина и его бизнес-партнера) выиграла тендер, организованный ООО «Форд Соллерс Холдинг». Таким образом, предприятие получило право на транспортировку автомобилей Ford как российской, так и зарубежной сборки из Санкт-Петербурга в различные регионы РФ. Объем погрузки составил от 120 до 150 вагонов ежемесячно.
В апреле 2012-го в составе холдинга, топ-менеджером которого был Гущин Сергей Анатольевич, появился «РэйлСпецТранс» (РСТ). На начальном этапе компании передали 1,7 тысячи крытых вагонов. Средний возраст парка был меньше четырех лет. Преимущественно он состоял из транспортных единиц производства компании «Алтайвагон», обладающих следующими техническими характеристиками:
- масса пустого вагона — 27 тонн
- грузоподъемность — 68 тонн
- объем кузова — 138 кубометров
- число осей — 4
- конструкционная скорость — до 120 км/ч
Впоследствии парк РСТ, создание которого поддержал Сергей Анатольевич Гущин, продолжил активно пополняться. Параллельно с его ростом расширялась и география деятельности компании: она охватывала не только Россию, но также Белоруссию, Молдавию, Казахстан, Узбекистан, Монголию и другие страны.
В первом полугодии 2012-го СТГ повысил объем грузоперевозок еще на 20% — до 164 тысяч тонн. Этому способствовало наращивание парка танк-контейнеров (на 7% до 2,6 тысячи штук) и фитинговых платформ (на 41% до 1,6 тысячи).
В ноябре 2012-го Rail Garant на базе старооскольского предприятия ВКМ открыла депо, позволяющее осуществлять полный цикл ремонта вагонов. Бюджет строительства составил ₽467,8 млн. Реализация проекта позволила создать 120 рабочих мест с перспективой роста до 250.
По итогам 2012-го Rail Garant занял четвертое место в консолидированном рейтинге лучших российских ж/д операторов, составленном ИА InfraNews. За год компания поднялась на одну позицию. Авторы списка учитывали пять показателей: размер транспортного парка в управлении и в собственности, возраст подвижного состава, финансовые и операционные результаты.
Как заявил тогда Сергей Гущин, биография компании включает стратегические планы по наращиванию численности специализированного парка и расширению вагоноремонтных мощностей.
Также в конце 2013-го дочерняя структура Rail Garant, СТГ, приобрела тестовую партию танк-контейнеров для соляной кислоты и других агрессивных химических жидкостей. Емкости обладали особым внутренним покрытием, которое защищало металл от коррозии.
2014-й для организации, СЕО которой был Гущин Сергей, стал годом экспансии на казахстанский рынок. По договору экспедирования перевозчик передал несколько сотен вагонов крупнейшей нефтяной компании республики.
В том же году Rail Garant открыл первое российское депо по ремонту и обслуживанию танк-контейнеров. Также оно работало и с обычными сухогрузными контейнерами. Предприятие расположилось в городе Шахунья Нижегородской области.
В целом с 2014-го по 2017-й биография Сергея Гущина в Rail Garant была связана в первую очередь с реструктурированием кредитного портфеля холдинга.
В 2019-м совладельцы Группы разделили бизнес. Сергей Анатольевич Гущин получил вагоноремонтные активы, а его партнер — логистическое направление.
Таким образом, Сергей Гущин покинул Rail Garant, а доставшиеся ему предприятия объединил в новую структуру под названием «Рейл Сервис». В общей сложности в нее вошли девять компаний, базирующихся в европейской части России, а также на Урале и в Сибири. Гущин Сергей владел долей в Группе до четвертого квартала 2023-го.
Прочие компании
Сергей Гущин также участвовал в развитии компании, разрабатывавшей IT-решения для железнодорожной логистики и пассажирского транспорта. Она носила наименование «Транстелематика», бизнесмен был ее совладельцем в 2010–2019 годах.
В 2018–2020 годах Гущин Сергей Анатольевич владел частью предприятия «ЭкоЛайн». Оно специализировалось на вывозе и обработке отходов.
На протяжении пяти лет начиная с 2018-го Сергей Гущин также был одним из собственников крупного агрохолдинга.
Помимо этого, в 2020–2022 годах Гущин Сергей входил в совет директоров компании «Трансконтейнер». Бизнесмен отвечал за сектор ремонта вагонов.
Сергей Анатольевич Гущин: текущий этап жизни
Сергей Гущин, биография которого долгое время была связана с российскими проектами, сегодня не имеет бизнесов в РФ. В данный момент он ведет деятельность в Дубае. Она включает международную морскую логистику и трейдинг. Гущин Сергей также основал радиостанцию, которую считает не источником прибыли, а творческим начинанием.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.