Ян Гезинюс — биография
Дюннинг Ян Гезинюс – глава ПАО «Магнит», о личной жизни, которого мало что известно. Предприниматель из Нидерландов известный в России как владелец популярной среди покупателей сети «Metro».
До июня 2019 года генеральным директором «Магнит» была не без известная Ольга Наумова. Как сообщили представители женщина покинула свой пост из-за разногласий с советом директоров, по вопросу линии построения развития бизнеса. Ольга заняла свой пост за год до своей отставки, сменив в кресле председателя Сергея Галицкого. В планах у Наумовой была полная трансформация компании, увеличение количества представителей на рынке, расширение и пополнение ассортимента, а также объединение всех точек ритейлера под единым логотипом.
Смена власти в 2019 году привела Яна Дюнинга, на одну минуточку президента компании, в кресло генерального директора «Магнита».
Детство
Ян Гезинюс родился в городе Гронингене, что в Нидерландах в 1959 году. Сегодняшний президент компании имеет высшее экономическое и историческое образование. Университет родного города Ян окончил в 1983 году посвятив себя курсу «Современная история». После этого было обучение в Университете МВА, расположенном в Амстердаме и получение ученой степени в 1989 году.
Карьера в Lukas Klamer и Aldi Retail
Впервые в биографии Яна Дюннинга ритейл появился, когда ему уже исполнилось тридцать лет и уже после окончания амстердамского университета. В период с 1989 года по 1994 год он работал обычным региональным менеджером в одном из представительств немецкой сети дискаунтеров Aldi Retail, расположенном в Нидерландах. Спустя время, получив положительные рекомендации, Дюнниг пошел на повышение заняв кресло директора по развитию и продажам все в той же компании, однако уже в головном офисе в Германии. Кресло директора мужчина занимал вплоть до 2000 года. За этот время ритейлер успешно обосновался на одном из новых рынков в Ирландии. Куда попал в 1999 году благодаря усилиям Дюннинга.
По полученным из официальных источников данным в 2017 году, лоукостер владел более чем одиннадцатью тысячами магазинов. Расположенных в девятнадцати странах. Среди них Германия, Бельгия, Франция, Польша, Италия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Венгрия, Испания, Португалия, Словения, Великобритания, Австрия, Ирландия, Австралия, Китай, Дания, США. По не подтвержденным данным сеть только за 2014 год принесла своим владельцам прибыль в пятьдесят миллиардов евро.
Многие журналисты РБК связали такую популярность с экономическим культом и рядом особенностей, отличающих именно эту сеть. Прежде всего помещения магазинов Aldi Retail, в отличии от других представительств, имеют сравнительно небольшие размеры. А вот автоматические двери здесь не предусмотрены, дабы сэкономить электроэнергию. Магазины не имеют привычных покупателю витрин, в то время как весь товар остается на паллетах – так владельцы значительно сэкономили на работниках, так как мерчендайзеры в принципе не предусмотрены.
С 2000 года в биографии Дюннинга произошел новый поворот. Он занял кресло генерального директора дочерней компании Metro Group, носившей название Lukas Klamer. На этом посту он пробыл ровно три года.
Lukas Klamer открыл свой первый магазин в 1886 году и принадлежал он Йоханнесу Кламеру. Небольшой семейный бизнес работал в провинции под названием Гронинген. Первое время в магазинчике можно было отыскать редкие товары, которые привозились из далеких колоний Голландии. Спустя десятилетия один магазин превратился в целую сеть, которую в 1990 году и купил Metro Group. Назвать точное количество магазинов, так и их выручку не смогли даже их первые владельцы. По документам, находящимся у Metro, сеть охватывала такие города в Нидерландах как Бевервейк, Гронинген, Леуварден, Хертогенбош, Уотеринген, Барендрехт, Неймеген, Ньювегейн.
Metro Cash & Carry
в 2003 году Яну Дюннингу предложили занять пост директора по продажам в российском представительстве «Metro Cash & Carry». Позже он сменил эту должность на операционного директора. По данным, полученным от компании «Лента» Ян Генизюс за шесть лет своей работы в российском представительстве Metro организовал открытие сорока четырех магазинов, при том, что в 2003 году ритейлер владел всего четырьмя торговыми точками, расположенными в столице и ее пределах, а также двумя магазинами, находящимися в «Санкт-Петербурге».
За время работы Яна магазины сети Metro открыли свои двери перед покупателями Новосибирска, Казани, Омска, Ярославля, Ростова-на-Дону, Омска, Тюмени, Самары, Воронежа, Красноярска, Екатеринбурга и Новокузнецка. В 2008 году в подмосковном Ногинске был открыт сортировочный центр, принадлежащий сети. В 2006 году на сайте Retail.ru появилась информации о том, что компания смогла увеличить свою прибыль практически на пятьдесят процентов составив сумму в 4.2 миллиарда рублей. Спустя еще два года в 2008-м по опубликованным данным прибыль уже составляла сумму в сто двадцать миллиардов.
2009 год принес новые назначения. Деннинг переходит в Украинское представительство и в первый же год значительно увеличивает прибыль от всей сети магазинов. Вместе с тем были открыты магазины в Харькове и Киеве, а общее число по стране увеличилось до двадцати пяти точек.
«Лента»
Осенью того же 2009 года Ян Генизюс принимает предложение занять кресло генерального директора торговой сети «Лента». А спустя еще четыре года он стал полноправным членом совета директоров сети российских гипермаркетов.
В первые о «Ленте» услышали в 1993 году в Петербурге. Ее основателем стал Олег Жеребцов, однако в то время это была сеть привычных магазинов. Первый гипермаркет распахнул свои двери в 1999 году. Через три года Олегу пришлось продать сорок процентов акций Августу Мейеру, который стал инвестором, необходимым для дальнейшего развития. К 2007 году сеть объединяла уже двадцать шесть гипермаркетов с общей прибылью в полтора миллиарда долларов. Осенью 2009 года Жеребцов принял решение продать больше половины своих акций «ВТБ Капитал» и TPG Capital.
Спустя год «Лента» пережила скандал между главными акционерами среди которых был Август Мейер и руководители фондов «ВТБ Капитал» и TPG Capital. Первый смог сместить Ян Дюннинга и посадить в кресло руководителя своего партнера и протеже Сергея Ющенко. К слову сказать, мужчина уже с 2005 года был одним из акционеров и частью совета директоров.
Осенью 2009 года конфликт достиг своего пика. Тогда Ян Гезинюс, окруженный охраной попытался войти в офис, однако ему это не позволили сделать сотрудники офиса «Ленты». По данным СМИ в ходе операции были задержаны некоторые из сотрудников компании, среди которых Дмитрий Костыгин и Сергей Ющенко.
По завершении конфликта Ян Дюннинг лично вышел чтобы пообщаться с журналистами и прежде всего извиниться за некорректные действия некоторых из сотрудников, из-за которых собственно конфликт и привел к необходимости применения силы. При этом Ян уверил, что штурм в данной ситуации был неизбежен так как сам мужчина не мог попасть в свой офис, а ведь именно он на тот момент являлся единственным легитимным директором в компании.
Только в 2011 году конфликт удалось полностью урегулировать. По некоторым данным сам Август Мейер и все его партнеры, среди которых Ющенко, Огнянников и Костыгин дали согласие на продажу имеющихся у них сорока четырех процентов акций. Общая сумма этой сделки равнялась 1.1 миллиард долларов.
Мужчина оставался на своей должности и в 2014 году. Когда у компании наступил неожиданный кризис. Тогда именно Дюннинг оказал помощь ритейлеру в проведении IPO. Именно эти меры помогли «Ленте» привлечь новые капиталы и значительно увеличить прибыль. В то время в прессе появились многочисленные цитаты управляющего директора, среди которых самой популярной стало: «На сегодняшний день ситуация на рынке крайне нестабильная и мне самому кажется, что «Лента» буквально запрыгнула в последний вагон».
В интервью для Reuters один из ведущих западных банкиров признался: «Украина имеет достаточно большое влияние на рынок в целом. Девальвация в стране сказывается в первую очередь на потребительском секторе. В тоже врем появление «Ленты» благоприятно повлияло на развитие и стало своего рода сигналом к дальнейшим усовершенствованиям в данном направлении».
В начале декабря 2018 года Ян Генизюс Дюннинг на пресс-конференции объявил о своем желании уйти в отставку. По итогам его работы в третьем квартале 2018 года ритейлер управлял более чем двухсот гипермаркетами, общая сумма выручки от которых составляла примерно 294 миллиарда рублей. Торговые точки разместились в восьмидесяти четырех городах.
Аналитики «ВТБ Капитал» Николай Ковалев и Мария Колбина открыто заявили, что последние десять лет управления Дюннингом можно рассматривать как отдельную страницу в развитии всей сети. Как сообщают «Ведомости» инициатором отставки стал сам Дюннинг, который объявил о своем желании почувствовать вкус перемен. Что на самом деле произошло остается тайной, так как еще в начале того же 2018 года сам руководитель объявил, что в ближайшие годы не планирует покидать занятое им кресло.
По словам бывшего директора, «Идеальный момент для ритейла не наступает никогда. Ты придумываешь концепцию и формат нужный современности и когда все уже завершено, приходится ориентироваться на окружающий мир, подстраиваться под него и вновь придумывать новую концепцию».
Некоторые аналитики связали уход руководителя с тем, что наметился отток покупателей, чему поспособствовала инфляция и большая конкуренция. И если до 2018 года «Лента» с легкостью открывала двадцать гипермаркетов в год, то в 2018 это число еле достигло восемнадцати. Спустя всего два дня после увольнения Яна Дюннинга стоимость акций компании снизилась сразу на тринадцать процентов.
«Магнит»
В 2018 году Сергей Галицкий Продает 29.1% акций своей компании, после чего генеральным директором становится Ольга Наумова. Спустя год Дюннинг входит в состав директоров компании «Магнит». Фактически Ян Дюннинг должен был подчиняться Наумовой. В тоже время она отвечала за работу в целом и возглавляла правление. Задачей Яна Дюннинга стало разработка концепции и взаимодействие со стейкхолдерами, при этом Наумова должна была давать ему все отчеты, так же, как и совету директоров.
Чарльз Эмитт Райан, который возглавил совет объяснил, что Ян и Ольга будут совместно заниматься трансформацией компании. При этом последнее предполагало переход «Магнита» из рук топ-менеджера в руки целой команды предпринимателей. Это должно было прежде всего увеличить долю присутствия на рынках. Увеличить ассортимент на полках, чтобы полностью удовлетворить потребности покупателей и создать для них систему лояльности. А также создать единую «экосистему» с узнаваемым брендовым логотипом.
В третьем квартале ритейлер смог продемонстрировать положительный рост и увеличение прибыли. Летом 2019 года Наумова подала в отставку и Дюннинг взял на себя все ее обязанности, при этом сохранив свою должность президента.