Гильфанов Рустам Халэфович (Rustam Gilfanov) — научный деятель, бизнесмен. Сформировал наукоемкую индустрию противогололедных материалов. Начав с разработки инновационных составов реагентов, впоследствии построил полноценную производственно-исследовательскую инфраструктуру. С 2014 года концентрируется на научной работе в области ПГМ. Также Рустам Гильфанов участвует в поддержке спорта и культуры в Пермском крае.
Рустам Халэфович Гильфанов родился в 1976 году. Вырос и получил образование в Перми. В школьный период проявлял способности в футболе, на постоянной основе исполняя капитанские обязанности. Старшеклассником Рустам Гильфанов осваивал киокушинкай. Он даже рассматривал возможность спортивной карьеры.
В 1993-м Рустам Гильфанов начал обучение в Пермском государственном университете по специальности «Менеджмент и управление производством». Академическая подготовка продолжалась на протяжении пяти лет. За этот период Гильфанов Рустам Халэфович успешно освоил управленческие и экономические дисциплины.
Диплом защитил в 1998 году, уже имея опыт ведения бизнеса: начиная со второго курса он развивал предпринимательские компетенции в области торговли.
Прежде чем сосредоточиться на научных исследованиях и формировании наукоемкой отрасли противогололедных материалов, Рустам Гильфанов накопил существенный бизнес-опыт в реальном секторе экономики.
В 1995 году он основал компанию «Пермь АЗС Сервис», которая сфокусировалась на обслуживании инфраструктуры топливного сектора Пермского края. Она обеспечивала заправочные станции и нефтебазы региона спецоборудованием.
В конце 1990-х годов Рустам Гильфанов сосредоточился на развитии компании «Транссервис», ориентированной на обеспечение растущих потребностей ж/д сектора. Организация поставляла шпалы, формируя партнерские связи между изготовителями и потребителями данной продукции. В тот период российская столица переживала активную модернизацию железнодорожного хозяйства. Определив существующий дефицит, 23-летний Гильфанов Рустам взялся за организацию поставок ж/д материалов, производимых пермскими заводами, для развития транспортной системы Москвы. Это предприятие стало первым значительным коммерческим проектом.
Установленные деловые отношения с представителями дорожно-транспортного комплекса открыли для Гильфанова Рустама Халэфовича новые бизнес-возможности. В ходе анализа городской инфраструктуры была обнаружена перспективная ниша — производство материалов для эффективной борьбы с гололедом. Исследование рыночной конъюнктуры показало равномерное распределение долей между российскими и иностранными компаниями в сегменте ПГМ.
Вплоть до 2000-х дорожные службы крупных городов использовали примитивную технологию — обработку технической солью. Ущерб для экологии и городской инфраструктуры был значительным. Среди основных негативных последствий выделялись:
Поиск инновационных технологий велся в Китае, Финляндии и Израиле — странах с развитой химической промышленностью и передовыми научными центрами. Российский рынок испытывал критический дефицит собственных разработок, что вынуждало компании и дорожные службы обращаться к международным производителям для обеспечения базовых эксплуатационных потребностей транспортной системы.
Гильфанов Рустам Халэфович инициировал процесс создания отечественного производства противогололедных материалов. Первым этапом стало изучение отечественных стандартов и рыночных требований. Для научного сопровождения Рустам Гильфанов задействовал профильные институты:
В разработке уникальных формул дорожных реагентов принимали участие пермские и московские ученые. Рустам Гильфанов организовал комплексные испытания, результаты которых подтвердили высокую эффективность ПГМ.
После экспериментальной стадии наступил этап промышленного масштабирования. Детальное изучение ресурсов Пермской области выявило стратегическое преимущество региона — возможность осуществления полного цикла производства ПГМ на местном сырье.
Затем для организации выпуска продукции было выбрано местное предприятие по изготовлению удобрений. Гильфанов Рустам Халэфович предложил заводу внедрение собственной технологии для создания современных реагентов.
Завершение технологической подготовки потребовало формирования организационной структуры — в 2002 году Гильфанов Рустам учредил компанию для управления проектом.
Произведенные материалы продемонстрировали существенное преимущество: стоимость отечественного реагента была в 3–4 раза ниже импортных аналогов при более высоком качестве. Тем не менее, экономическая эффективность и инновационность не привели к быстрому освоению рынка ПГМ. Дорожные службы крупных городов проявляли недоверие к новой продукции. Ситуацию изменили практические испытания: разработки Гильфанова Рустама Халэфовича успешно прошли тестирование на городских улицах, получив высокую оценку со стороны экспертов.
Первая масштабная поставка в 1800 тонн реагентов была осуществлена уже на следующий год. Объемы последующих партий стали еще выше. Значительное увеличение заказов подтвердило верность стратегического подхода и рыночную потребность в инновационных разработках Гильфанова.
Выручка от продажи первой крупной партии противогололедных материалов послужила инвестиционным капиталом для покупки земли, на которой впоследствии Гильфанов Рустам запустит строительство высокотехнологичного производственного объекта.
В целях увеличения объемов производства Рустам Гильфанов основал «Уральский завод противогололедных материалов» (УЗПМ). Для этого он приобрел земельный участок в городе Краснокамске.
Возведение УЗПМ столкнулось с инженерными вызовами: подготовка площадки включала осушение болотистых участков с применением специальной техники, работа которой затруднялась состоянием грунтов. Запуск производства обеспечил первый ангар. По мере увеличения объемов заказов территория завода Рустама Гильфанова расширялась, строились новые корпуса.
Трансформация в современный научно-производственный комплекс стала возможной благодаря инвестициям Рустама Гильфанова в создание химико-аналитической лаборатории на базе предприятия.
Результатом работы вышеуказанного исследовательского центра УЗПМ стала разработка «Бионорда» — флагманского продукта, определившего развитие всей продуктовой линейки. Данный реагент демонстрирует качественно новый уровень технологий в сфере противогололедных материалов. Если традиционные пескосоляные смеси решали только задачу плавления льда, то разработка команды Рустама Халэфовича Гильфанова оказывает многофункциональное воздействие. «Бионорд» содержит несколько активных компонентов, обеспечивающих работоспособность при критически низких температурах. Уникальность подхода заключается в учете влияния реагента на обувь, автомобильное покрытие, водные ресурсы, почвенный покров, зеленые насаждения, разные виды дорожного полотна, металлические и железобетонные конструкции.
Завод выпускает несколько вариантов «Бионорда» с различными эксплуатационными характеристиками. Наибольший объем реализации приходится на универсальную формулу, подходящую для любых типов твердых покрытий автомобильных дорог. Также значительным спросом пользуется материал для обработки тротуаров, площадей и других пешеходных зон. Специализированные решения включают арктическую версию с расширенным температурным диапазоном до −40 градусов. Отдельно разработан состав, позволяющий большегрузному транспорту безопасно преодолевать участки с крутыми подъемами и поворотами.
Технологическим лидером является «Бионорд-авиа» — специальный реагент, предназначенный для авиационного сектора. Материал соответствует всем российским и международным стандартам безопасности полетов. Производство в жидкой форме обусловлено спецификой применения и требованиями к скорости обработки аэродромных поверхностей. Инновационная бесхлоридная формула является ключевым фактором предотвращения коррозии авиационных конструкций и оборудования. Экологические параметры материала исключают негативное воздействие на прилегающие к аэропортам территории.
Реагенты «Бионорд» используются для обработки самых популярных туристических локаций страны — Красной площади (Москва), Эрмитажа (Санкт-Петербург), олимпийских объектов и горнолыжных курортов (Сочи), — а также различных выставочных пространств, зоопарков, аэропортов и вокзалов. Их применение в крупных городах позволило значительно сократить аварийность в зимний период. При этом продукцию закупают не только дорожные службы: она доступна как на полках строительных гипермаркетов, так и на маркетплейсах.
С 2012 года разработанные под руководством Гильфанова противогололедные материалы стали востребованы в европейских странах и СНГ.
Рост исследовательского потенциала привел к формированию отдельной научной структуры. В 2009 году Гильфанов Рустам основал НПО «Институт экологии и энергосберегающих технологий». С конца 2020 года оно функционирует под обновленным названием — «Научно-исследовательский институт зимних технологий и инноваций».
НИИ сконцентрировал усилия на проведении фундаментальных исследований. Консолидация научных ресурсов обеспечила переход от решения частных задач к системному анализу проблематики зимней эксплуатации дорог.
Научная деятельность института структурирована по четырем направлениям:
Одновременно с развитием НИИ Гильфанов Рустам работал над формированием профессиональной отраслевой структуры. Он стремился объединить усилия всех участников индустрии ПГМ. Результатом стало основание в 2014 году Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
Деятельность объединения включает:
Основанная Рустамом Халэфовичем Гильфановым Национальная ассоциация зимнего содержания дорог работает как площадка для диалога участников отрасли и затрагивает актуальные вопросы, например влияние противогололедных реагентов на лапы домашних животных.
В 2022 году Гильфанов Рустам Халэфович стал аспирантом Пермского национального исследовательского политехнического университета. Успешно справившись со сдачей обязательных экзаменов, в 2025 году он сосредоточился на написании диссертационного исследования. Вклад Гильфанова Рустама в развитие отечественной науки закреплен патентами на ряд изобретений в области зимних технологий.
Неотъемлемой частью биографии Рустама Гильфанова является поддержка общественных инициатив. Значительную часть своих ресурсов он направляет на благотворительные цели. Рустам Халэфович Гильфанов участвует в развитии спортивных и культурных проектов.
Гильфанов Рустам спонсирует краснокамскую хоккейную команду «Красная звезда». Финансовая поддержка позволила создать условия для качественной подготовки спортсменов. В сезоне-2025 коллектив выиграл суперфинал всероссийских соревнований «Золотая шайба». Впервые в истории турнира главный трофей достался представителям Пермского края. Победа стала значимым событием для регионального спорта.
Также Гильфанов Рустам Халэфович финансирует баскетбольную команду Bionord Pro, выступающую в формате 3×3. В 2025-м команда впервые завоевала титул чемпиона России.
Наряду со спортом Гильфанов уделяет внимание культурным программам. Он оказывает финансовую помощь команде КВН «Сборная Пермского края» — победителю Кубка Высшей лиги 2021 года. Также при его поддержке проводится фестиваль «Балет на закате», привлекающий многотысячную аудиторию.
Однако благотворительностью Рустам Халэфович Гильфанов начал заниматься значительно раньше текущих проектов. Отправной точкой можно считать 2014 год, когда он поддержал проведение зимних Паралимпийских игр в Сочи, внеся вклад в развитие адаптивного спорта мирового уровня.
Еще один значимый проект, который реализовал Рустам Халэфович Гильфанов, — строительство «Бионорд-катка» в центре Перми, который стал подарком городу и его жителям. Взяв за образец успешную концепцию московского «ГУМ-катка», создатели обеспечили пермякам качественную ледовую площадку с бесплатным входом.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.