Имя | Атлант (Atlas) |
Пол | Мужской |
Появление | Древнегреческая мифология |
Род деятельности | Титан, держащий небесный свод |
Атлант — в древнегреческой мифологии могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Он принимал участие в титаномахии — битве титанов с олимпийскими богами.
Существует несколько версий происхождения слова «Атлант». Традиционно лингвисты считают, что слово Ἄτλας (в родительном падеже Ἄτλαντος) связано с праиндоевропейским корнем *telh₂- (означающим «поддерживать» или «нести»), к которому в дальнейшем добавились приставка α- и суффикс -nt. Эта этимология указывает на функцию Атланта в мифологии как того, кто держит небесный свод.
Однако существуют и другие гипотезы. Например, Роберт Бекес предполагает, что происхождение слова может быть связано с догреческим субстратом, который существовал в языке населения, обитавшего на территории Греции еще до появления Микенской цивилизации (XVI—XII века до н. э.). Это означает, что слово могло иметь местное происхождение, сохранившись в лексике ранних обитателей этой территории.
Еще одна версия связывает имя титана с древнегреческим словом «τλῆναι», что переводится как «терпеть». Это объяснение основывается на особенностях творчества Вергилия, который часто использовал латинские аналоги греческих слов для обозначения мифологических персонажей. В случае Атланта таким аналогом является слово «durus», что означает «твёрдый», «стойкий», «суровый», «терпеливый».
Это предположение, однако, противоречит другой гипотезе, касающейся эпитета Атланта в поэме Вергилия «Энеида». Вергилий, возможно, был знаком с «Географией» Страбона, где упоминалось берберское название самой высокой точки Атласских гор — «Douris». Это название, как полагают, происходит от слова «ádrār», что на местном языке означает «гора». Таким образом, имя Атланта может быть связано с географическими и культурными особенностями региона, а не только с греческой мифологией.
Согласно Аполлодору, Атлант был сыном титана Иапета и дочери Океана по имени Азия. В версии Гесиода его матерью была океанида Климена, а по свидетельству Гигина — богиня Земли Гея и Эфир. Сам Иапет, как и другие титаны, включая Кроноса, был сыном земли Геи и неба Урана. Античные источники называют среди детей Атланта таких персонажей, как нимфа Калипсо, звёздные Плеяды и Геспериды.
История титанов тесно связана с мифом о Кроносе, которому было предсказано, что один из его детей свергнет его. В страхе перед пророчеством Кронос поглощал своих детей сразу после их рождения. Однако его супруга Рея с помощью Геи спасла своего сына Зевса, скрыв его и подменив младенца камнем. Когда Зевс вырос, он бросил вызов отцу и освободил своих братьев и сестёр из его чрева.
Так началась великая битва между титанами и новыми богами, известная как титаномахия. По одним версиям, сражение разразилось сразу после освобождения Зевса и его братьев и сестёр, по другим — спустя некоторое время. В этой битве олимпийские боги одержали победу, низвергнув титанов в Тартар. Единственным из титанов, оставшимся на земле после поражения, оказался Атлант, которого Зевс обрёк держать небесный свод на своих плечах в наказание за его участие в восстании.
Роль Атланта как держателя небосвода связывает его с представлением о небесной оси. Античные философы и астрономы пытались объяснить изменение звёздных карт движениями Атланта. Считалось, что ежедневно по небесному своду проносятся кони Гелиоса (Солнца), а ночью, когда солнечный свет исчезает, становятся видны звёзды. Это движение связывали с воображаемым вращением Атланта вокруг своей оси, что объясняло изменение положения звёзд на ночном небе.
Согласно мифу, изложенному в «Метаморфозах» Овидия, после того как Персей одолел Медузу Горгону, он оказался в царстве Атланта, которое располагалось на самом западном краю земли. Именно там, по описанию Овидия, «Солнца коням утомлённым вод подставляет простор и усталые оси приемлет». В этом краю существовала священная роща с деревьями, чьи ветви и плоды были сделаны из золота. Пифия предрекла Атланту, что придёт время, когда его золото будет украдено, а виновником станет сын Зевса. Опасаясь этого пророчества, Атлант обнёс золотую рощу высокой стеной и поставил на её страже свирепого дракона. Более того, он запретил всем чужеземцам доступ к своим владениям.
Когда Персей прибыл к Атланту, его цель не имела ничего общего с грабежом. Он всего лишь просил гостеприимства и возможности отдохнуть. Однако Атлант, помня предсказание пифии, угрожающе потребовал от Персея уйти. Осознавая, что не сможет победить гиганта в прямом бою, Персей достал голову убитой Медузы Горгоны и показал её Атланту. Тот тут же окаменел: его волосы и борода превратились в густые леса, плечи и руки стали горными хребтами Атласских гор, а голова образовала вершину, на которой «упокоилось небо со своими созвездиями».
Во время выполнения одиннадцатого подвига, Гераклу было поручено принести царю Еврисфею золотые яблоки Гесперид. По одной из версий, эти яблоки были подарком богине Гере от Геи в честь её свадьбы с Зевсом. Яблоки так понравились Гере, что она поместила их в рощу у подножия горы, на которой стоял Атлант. Когда Гера узнала, что дочери Атланта, Геспериды, срывают яблоки без её разрешения, она назначила стражем дракона Ладона. Согласно другой версии, сами Геспериды вместе с драконом охраняли эти золотые плоды.
Геракл не знал местоположения сада Гесперид и отправился на длительное путешествие, во время которого освободил прикованного к скале Прометея и убил ворона, терзавшего его печень. В знак благодарности Прометей, брат Атланта, рассказал Гераклу, где находится сад, и дал ему совет, как добыть яблоки.
Следуя совету Прометея, Геракл, достигнув Атласских гор, предложил Атланту временно взять на себя бремя держания небосвода, а сам пообещал достать золотые яблоки. Атлант согласился и сорвал три яблока, но затем решил не возвращать себе прежний тяжкий груз. Тогда Геракл, вновь прибегнув к хитрости, попросил Атланта сменить его на время, чтобы сделать себе подушку под голову. Как только Атлант снова взял небосвод на плечи, Геракл забрал яблоки и удалился, оставив обманутого титана держать небосвод.
Поздние толкования этого мифа утверждают, что история с передачей небосвода от Атланта Гераклу символизирует не физическую ношу, а передачу знаний о небесной сфере и астрономии. В этой интерпретации тяжесть, которую Атлант держит на своих плечах, олицетворяет божественную мудрость, столь великая, что не позволяет ему расправить плечи. Геракл, приняв это учение, впоследствии передал знания о небесах эллинам, за что был прославлен среди греков и удостоен почёта.
Наибольшее распространение образ Атланта нашёл в архитектуре. Скульптуры атлантов изображают фигуры мужчин, которые играют декоративную либо функциональную роль, поддерживая элементы здания, такие как перекрытия, балконы или карнизы. Они могут располагаться на месте колонн или пилястр, выполняя аналогичную нагрузочную функцию, но при этом обладая скульптурным оформлением.
Среди античных изображений Атланта сохранились такие выдающиеся произведения, как «Фарнезский Атлант», который сегодня экспонируется в Национальном археологическом музее Неаполя. Также существует статуя Атланта в храме Зевса в Агридженто на Сицилии и изображение на метопе храма Зевса в Олимпии, где запечатлена сцена мифа о встрече Атланта с Гераклом.
В эпоху Ренессанса образ Атланта нередко использовался в художественных и скульптурных произведениях. Например, на гравюре Франческо ди Джорджо Атлант изображён как астролог, управляющий расположением звёзд, что подчёркивает его связь с космическими явлениями. Этот мотив был также использован на титульной странице «Предсказаний Мишеля Нострадамуса» 1568 года, где Атлант был помещён как символ силы и знаний.
Эразм Роттердамский в своём труде «Adages» применил образ Атланта для метафорического описания тяжести власти. В историческом контексте император Карл V использовал этот образ, когда передавал власть своему сыну Филиппу, уподобляя себя уставшему Атланту, который возлагает бремя своей власти на плечи молодого Геракла — Филиппа. Этот символический акт был увековечен на медалях того времени.
В Новое время образ Атланта стал встречаться на банкнотах. Его изображение присутствовало на денежных купюрах Австрии и Бельгии, что подчёркивало важность и силу этого символа в европейской культуре.
В Новейшее время символика Атланта приобрела ещё более глубокий смысл, ассоциируясь с человеком, который взвалил на себя огромный груз ответственности. В 1937 году рядом с Рокфеллеровским центром была установлена гигантская статуя Атланта, символизирующая мощь и выдержку. Этот же образ послужил источником вдохновения для названия романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» (1957). В диалоге между героями книги, промышленниками Франсиско д’Анкониа и Хэнком Риарденом, обсуждается судьба тех, кто несёт на себе тяжёлую ношу мира, и звучит призыв: «Расправь плечи», что отражает философскую идею Рэнд о роли таких людей в современном обществе.
Образ Атланта также нашёл своё отражение в современной культуре видеоигр. В игре Rock of Ages 2 Атлант оказывается в комичной ситуации: перепутав земной шар с валуном Сизифа, он падает на Землю и пытается скрыться от Господа, изображённого по мотивам фрески «Сотворение Адама». В итоге, Господь возвращает земной шар Атланту, но уже в виде трофея «Кубка Мира», который тот заслужил, одержав победу в настольном футболе над самим Богом.
Эти примеры иллюстрируют, как мифологический образ Атланта трансформировался и адаптировался в различные исторические и культурные эпохи, сохраняя свою актуальность и значимость.