Имя | Беорн |
Пол | Мужской |
Создатель | Дж. Р. Р. Толкин |
Появление | Романы «Хоббит» и «Властелин Колец» |
Род деятельности | Литературный персонаж |
Беорн, вымышленный персонаж в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина, является человеком, обитающим в долинах Андуина и обладающим уникальной способностью трансформироваться в медведя. Он встречается в повести «Хоббит, или Туда и обратно», где в ходе экспедиции гнома Торина и его спутников к Одинокой горе оказывает им приют в своем доме. Позднее Беорн участвует в Битве Пяти Армий, где его решающее вмешательство заставляет армию гоблинов отступить. После этих событий он становится лидером народа северян, известных как беорнинги.
Персонаж Беорна подвержен влиянию элементов скандинавской мифологии и англосаксонского эпоса. Он напоминает таких героев, как Бёдвар Бьярки из исландских саг и берсерков, а также знаменитого Беовульфа из древнеанглийской поэмы.
В англосаксонской поэзии слово «beorn», означающее «медведь», часто использовалось в качестве синонима слов «человек», «воин» или «вождь». Древнескандинавское bjorn также переводится как «медведь». По словам переводчиков М. Каменковича и В. Каррика, Толкин с помощью этого персонажа воплотил в жизнь древний лингвистический образ, создав героя, который одновременно является и медведем, и человеком. Такой прием является типичным для лингвистически ориентированного творчества Толкина.
Среди исторических и легендарных личностей англосаксонского периода, именем «Беорн» был известен Бьёрн Железнобокий, который в 865 году возглавил вторжение Великой языческой армии в Англию вместе с братьями. В «Книге утраченных сказаний», сборнике ранних произведений Толкина, этим же именем обозначен дядя морехода Эриола.
Гэндальф выразил неопределенность относительно происхождения Беорна. Одна из теорий утверждает, что Беорн происходит от великих медведей, которые населяли горные области до прихода великанов. Однако другая теория, которую Гэндальф находит более убедительной, предполагает, что Беорн — человек, чьи предки обитали в окрестных землях до нашествия драконов и гоблинов.
20 июля 2941 года Третьей эпохи Бильбо Бэггинс, Гэндальф Серый и группа гномов, спасаясь от преследования гоблинов и варгов, нашли убежище у Беорна. Гэндальф поделился историей их приключений, после чего Беорн лично проверил её достоверность, поймав и допросив гоблина и варга. После двух ночей гостеприимства у Беорна, гномы и Бильбо продолжили свой путь. Беорн предоставил им провиант, луки и пони для перевозки груза до границ Лихолесья, а Гэндальфу отдал коня для поездки на Белый Совет. Кроме того, Беорн втайне сопровождал путешественников до края леса, оберегая их.
После смерти дракона Смауга, Беорн участвовал в Битве Пяти Воинств у Эребора, где он нанёс решающий удар по личной гвардии командующего армией гоблинов Больга, сына Азога. Это вмешательство стало ключевым для победы союзников.
По завершении битвы, Беорн сопровождал Бильбо и Гэндальфа до своего дома, где они пробыли до весны. На праздник йоля Беорн организовал крупное собрание. В последствии он стал правителем большой территории в долинах Андуина между Мглистыми горами и Лихолесьем. Его наследники, беорнинги, сохранили способность превращаться в медведей. Ко времени Войны Кольца беорнингами управлял его сын Гримбеорн Старый. Несмотря на высокие пошлины за проход через их земли, как отмечал гном Глоин, потомки Беорна продолжали следовать традициям своего предка, и торговые пути на их территории оставались безопасными от вторжения орков и волков. После поражения Саурона беорнинги и лесовики получили контроль над центральной частью Лихолесья, расположенной между королевством Трандуила на севере и государством Келеборна на юге.
В фильмах «Хоббит: Пустошь Смауга» и «Хоббит: Битва пяти воинств» образ Беорна воплотил шведский актёр Микаэль Персбрандт. Создатели фильма стремились дать его внешности некоторые звериные черты в человеческой форме: волосы актёра стилизованы под лошадиную гриву, изменённой формы нос напоминает медвежий, а к зубам добавлены клыки. Высота персонажа в фильме достигает 2,4 метра. Режиссёр Питер Джексон пошел на изменение традиционного образа медведя, добавив элементы анатомии дикого кабана и горб на спине, что делает его передвижение нетипичным для медведей. Изначально планировалось, что у медведя будут голубые глаза, как у Персбрандта, но такой облик считался недостаточно угрожающим, и в конечном итоге остановились на тёмно-карих глазах. Акцент Беорна в фильмах имеет шведские нотки, подчёркивая его происхождение из северных земель.
Жилище Беорна в киноадаптации, хотя и отличается от описания Толкина, сохранило некоторые ключевые элементы, такие как дёрн на крыше в стиле викингов и размещение животных в одной части дома, что напоминает девонский длинный дом. В интерьере используются элементы скандинавской мифологии, включая дерево Иггдрасиль и змея Нидхёгг, а также орнаменты маори и изображение зелёного человека из средневекового искусства.
Критические отзывы на изображение Беорна в фильмах разделились. Мэттью Разак с сайта Flixist.com считает, что персонаж был недоиспользован, и Персбрандт не смог полностью раскрыть его значимость. Патрик Нэш отмечает отсутствие таинственности в его сценах по сравнению с книжным оригиналом. В то время как Стивен Уитти из NJ.com высоко оценил визуальное воплощение персонажа, Джонатан Р. Лак положительно оценил актёрскую игру Персбрандта. Валерия Жарова из «Собеседника» и Борис Иванов с Film.ru критикуют использование спецэффектов и короткое время появления персонажа на экране в третьем фильме, что Иванов назвал «предательством персонажа».
В черновиках Дж. Р. Р. Толкина персонаж Беорна первоначально именовался как «Медведь» (Medwed), что также было названием одной из глав в ранней версии «Хоббита». Позже это название было изменено на «Небывалое пристанище». Дуглас Андерсон утверждает, что Толкин вдохновился русской сказкой об Ивашко-Медведко, изучая работы своего друга Рэймонда Чэмберса, который кратко изложил сюжет этой сказки, рассказывающей о создании, наполовину человеке-наполовину медведе. Первоначально имя «Медведко» было англизировано в форме «Medwed», однако позже Толкин решил изменить его, и окончательное имя было применено во время описания участия Беорна в Битве Пяти Воинств.
Упоминание Гримбеорна и беорнингов впервые появилось при написании главы «Галадриэль» (опубликована как «Зеркало Галадриэли») в «Властелине Колец». В этой ранней версии Келеборн предлагает участникам Братства Кольца прекратить свое участие в походе, но затем информация о беорнингах была перенесена в разговор Фродо и Глоина в Ривенделле, когда стало ясно, что все персонажи должны остаться в сюжете.
Беорн описывается в «Хоббите» как высокий и мускулистый человек с черными волосами и густой черной бородой, одетый в шерстяную тунику до колен. В звериной форме он предстает как огромный черный медведь. Известен своим вспыльчивым характером и неприязнью к гоблинам. Беорн не употребляет мясо, его рацион состоит в основном из меда и сливок, и он обладает секретом приготовления особых медовых пирогов, которые отличаются длительным сроком хранения и высокой питательностью.
Беорн живет в усадьбе, расположенной в дубовой роще в верхних долинах Андуина между Мглистыми горами и Лихолесьем. Его владения окружены цветущими полями, служащими пчелиными пастбищами, и защищены терновой изгородью, что является отсылкой к фольклорным мотивам. На территории усадьбы расположены бревенчатые постройки и длинный деревянный дом. Беорн также владеет уникальной способностью общаться на языке разумных животных, которые его окружают. На западе от его дома находится скала Каррок, где однажды ночью Гэндальф услышал, как Беорн, глядя на Мглистые горы, произнес на медвежьем языке: «Придёт день, все они сгинут, и тогда я вернусь назад».