Имя | Иван Бездомный |
Пол | Мужской |
Создатель | Михаил Булгаков |
Появление | Роман «Мастер и Маргарита» |
Род деятельности | Литературный персонаж |
Иван Бездомный является одним из ключевых персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Протодиакон Андрей Кураев анализирует уровень его образования следующим образом: к моменту начала событий романа Ивану исполнилось 23 года, следовательно, его рождение пришлось на преддверие Первой мировой войны. Учёба в школе до Октябрьской революции для него была недоступной, и школьные годы совпали с периодом революционных потрясений, Гражданской войны и последующего упадка. Вся его учёба ограничивалась начальным советским образованием, в хаосе которого старая система была разрушена, а новая ещё не сформировалась. Недостаточное знание Иваном истории проявляется в его удивлении общеизвестным фактам о древних богах, которые Берлиоз излагает как очевидные. К тому же, Иван не знаком с Евангелием до его чтения в психиатрической клинике, не слышал о композиторе Берлиозе и впервые сталкивается с понятием шизофрении уже в больнице. Произведения, такие как «Фауст» Гёте или Гуно, «Илиада» Гомера, были ему неизвестны. Отсутствие знаний о Канте доходит до предложения отправить его на Соловки, несмотря на незнание времени жизни философа, его национальности и философских взглядов. Иван также не владел иностранными языками.
В романе Иван Бездомный вводится как бойкий поэт и член организации МАССОЛИТ. Он описан как «плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек». Он автор антирелигиозной поэмы о Иисусе Христе, которую он обсуждает с редактором художественного журнала Берлиозом. В ходе беседы Берлиоз настаивает на мифическом изображении Иисуса, в то время как Иван представляет его как реального человека. Следствием этого разговора становится свидетельство Иваном гибели Берлиоза и последующее попадание в психиатрическую лечебницу, где он знакомится с Мастером и слушает его историю. После этого Бездомный решает прекратить свою поэтическую деятельность.
В эпилоге романа Иван Николаевич Понырёв занимает должность профессора в институте истории и философии. Протодиакон Андрей Кураев уточняет, что с 1936 года Институт истории АН СССР и Институт философии АН СССР находились в одном здании на Волхон
ке, 14, между домом Пашкова и разрушенным Храмом Христа Спасителя. Кураев подвергает сомнению представления о том, что Понырёв мог бы стать историком, отмечая, что быстрый карьерный рост в гуманитарных науках возможен только для тех, кто доказал свою преданность линии партии, особенно в сталинскую эпоху, подчеркивая, что Понырёв скорее всего был философом-сталинцем, идеологом и воинствующим атеистом.