| Имя | Моисей (Moses) | 
| Пол | Мужской | 
| Появление | Библия, Ветхий Завет | 
| Род деятельности | Пророк и законодатель, вождь израильтян, организатор Исхода из Египта | 
Моисей — жизнеописание пророка
Моисей — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовавший Исход евреев из Египта, объединивший израильские колена и записавший Моисеев закон.
Ранние годы и происхождение
Согласно библейскому повествованию, имя Моисей (ивр. מֹשֶׁה, Моше) связано с его чудесным спасением. Дочь египетского фараона, нашедшая младенца в корзине на водах Нила, дала ему имя, означающее «вынутый из воды» (Исх. 2:10). При этом слово может также трактоваться как «вытаскивающий», что символически перекликается с последующей миссией пророка — вывести израильтян из египетского рабства. Историк Иосиф Флавий передаёт версию, согласно которой имя Моисей образовано из египетского слова мои — «вода» и глагола «спасённый». Семитологи, в свою очередь, связывают имя с египетским корнем msy, означающим «сын» или «рождать», что типично для имён фараонов, например Тутмоса («сын бога Тота»).
События, связанные с рождением Моисея, описаны во второй книге Пятикнижия — «Исход». В то время израильтяне стремительно увеличивали численность, что вызвало тревогу у фараона. Опасаясь восстания, он повелел убивать всех новорождённых мальчиков из еврейских семей. Мать Моисея, Иохаведа из колена Левия, три месяца скрывала ребёнка, после чего, не имея иной возможности, положила его в смолёную корзину из тростника и пустила по Нилу. Корзину обнаружила дочь фараона, пришедшая купаться. Поняв, что младенец — из еврейских детей, она сжалилась и решила его усыновить. По совету наблюдавшей за происходящим сестры Моисея, Мириам, ребёнку нашли кормилицу — еврейку, которой оказалась собственная мать Моисея, Иохаведа. Она выкормила сына, прежде чем тот окончательно был принят во дворец.
Моисей воспитывался как приёмный сын в семье фараона, получив образование и воспитание, соответствующие египетскому двору. В Ветхом Завете не указано, сколько лет он провёл у родных родителей и как именно проходило его детство, однако впоследствии он стал свидетелем страданий своего народа, находившегося в рабстве.
Побег из Египта
Однажды Моисей увидел, как египтянин избивает еврейского раба, и, защищая соотечественника, убил обидчика, спрятав тело в песке. На следующий день он попытался уладить ссору между двумя евреями, но один из них напомнил ему о случившемся убийстве.
Узнав, что преступление раскрыто, фараон приказал схватить Моисея. Чтобы избежать казни, тот бежал из Египта в землю Мадиамскую, где начался новый этап его жизни, предшествовавший пророческой миссии.
Миссия и чудеса Исхода
Покинув Египет, Моисей нашёл приют в земле Мадиамской, где остановился у местного священника Иофора (также называемого Рагуилом). Он пас его стада и вскоре женился на дочери хозяина, Сепфоре. У супругов родились сыновья Гирсам и Елиезер. В книге Чисел упомянуто, что брат и сестра Моисея — Аарон и Мириам — упрекали его за брак с «кушиткой», то есть эфиопкой. Библеисты предполагают, что это могла быть другая жена пророка, взятая после Исхода, хотя в иудейской традиции принято считать, что речь шла о Сепфоре.
Пасущий овец Моисей пережил ключевое событие у горы Хорив (Синай). Здесь ему явился Бог в виде неопалимой купины и призвал вывести израильтян из египетского рабства. Бог открыл Моисею Своё имя — Яхве («Аз есмь сущий») и дал ему знамения для убеждения народа: жезл, превращающийся в змея и обратно, и руку, поражаемую проказой и вновь исцеляемую. Ссылаясь на собственное косноязычие, Моисей получил в помощники брата Аарона, которому Бог поручил быть его «устами» (Исх. 4:16).
Десять казней Египтских
Вернувшись в Египет, Моисей и Аарон от имени Яхве потребовали от фараона отпустить израильтян в пустыню для принесения жертв. Отказ правителя вызвал череду чудесных бедствий, известных как «десять казней египетских»: превращение Нила в кровь, нашествия жаб, мошек и мух, мор скота, язвы, град с огнём, саранча, тьма и, наконец, смерть всех первенцев египтян и скота. После последней казни фараон уступил, и евреи покинули Египет, забрав скот и мощи праотцев — Иакова и Иосифа.
Бог сопровождал беглецов: днём являлся в виде столпа облачного, ночью — в виде столпа огненного, освещая путь (Исх. 13:21–22). Перейдя через Чермное (Красное) море, воды которого расступились перед ними и сомкнулись над преследующей армией фараона, Моисей и народ вознесли благодарственную песнь Богу (Исх. 15:1–21).
Синай и Скрижали Завета
После перехода через пустыню Сур Моисей вёл народ к Синайской горе. В пути Бог даровал израильтянам воду и пищу: манну и перепелов. В Рефидиме Моисей извёл воду из скалы, ударив в неё жезлом, и, воздевая руки в молитве, обеспечил победу над амаликитянами.
На третий месяц после исхода народ достиг горы Синай, где Бог дал Моисею Закон — Десять заповедей, высеченных на каменных Скрижалях. Здесь был заключён завет между Богом и Израилем. Моисей дважды поднимался на гору по сорок дней: во время первого восхождения народ сотворил золотого тельца, начав поклоняться ему.
В гневе пророк разбил Скрижали, но позднее вновь взошёл на гору, чтобы молиться о прощении народа, и вернулся с новым Заветом. Его лицо сияло светом Божьим, и он был вынужден покрывать его в присутствии людей.
Последние годы
Моисей продолжал руководить народом и провозгласил пророчества о будущем колен Израиля. Однако сам он, как и его брат Аарон, не вошёл в Землю Обетованную. Согласно книге Чисел, у вод Меривы в Кадесе он ослушался Божьего повеления: вместо того чтобы лишь обратиться к скале, ударил по ней дважды своим жезлом.
Перед смертью Моисей собрал воинство Израиля и разгромил мадианитян, а когда народ вновь впал в уныние, Бог послал ядовитых змей. После раскаяния израильтян Моисей установил медного змея, взирая на которого люди получали исцеление. Эти события завершили земной путь пророка, ставшего центральной фигурой иудаизма и одним из главных пророков в традиции христианства и ислама.
Смерть Моисея
Конец земного пути пророка наступил на пороге исполнения главного предназначения — перед входом в Землю Обетованную. Согласно книге Второзакония, Господь повелел Моисею подняться на хребет Аварим и взойти на гору Нево, вершину Фасги, расположенную напротив Иерихона. С вершины Бог показал ему весь край — от земель Галаада до Дана (Втор. 34:1). Это было символическое завершение пути: пророк увидел землю, к которой вёл свой народ, но не вошёл в неё сам.
На горе Нево Моисей умер, и, как повествует Писание, «погребён в долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6). Тайна его могилы подчёркивает сакральный характер фигуры пророка, почитаемого в трёх авраамических религиях.
Перед смертью Моисей по велению Бога назначил своим преемником Иисуса Навина, которому предстояло довести израильтян до Земли Обетованной.
Возраст Моисея к моменту кончины составил 120 лет (Втор. 34:7). Из них сорок лет он провёл, ведя народ через Синайскую пустыню. По свидетельству Писания, его сила и зрение не ослабели до самой смерти, а память о нём сохранилась в традиции как о величайшем пророке и законодателе Израиля.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
 
		 
				







