| Имя | Орки (Orcs) |
| Пол | Мужской и женский |
| Появление | Фэнтезийная литература, в том числе произведения Дж. Р. Р. Толкина |
| Род деятельности | Воинственные существа, слуги зла |
Орки — описание персонажей
Орки — вымышленные существа, ставшие одним из устойчивых образов жанра фэнтези. Наибольшую известность им придали произведения Джона Р. Р. Толкина, прежде всего роман «Властелин колец». Сам писатель указывал, что использовал слово orc по аналогии с упоминанием в древнеанглийской поэме «Беовульф» (112 стих), где встречается редкий термин orcneas. Его значение и происхождение до конца неясны: часть исследователей связывает компонент -neas с готским naus или древнескандинавским nár («труп», «мертвец»), другие — с формой -né, восходящей к староанглийскому слову nebbed, обозначавшему «мертвого, лежащего на ложе». В более поздних текстах Толкин также использовал вариант написания ork.
Этимологический ряд слова оказался достаточно широким. В латинском языке существовало имя Orcus, обозначавшее подземное божество, тождественное Плутону. От этого же корня происходит родовое название косатки Orcinus orca, предположительно связанное с греческим словом ὄρυξ, которым Плиний Старший называл крупного морского хищника. В англосаксонской традиции словом «орк» могли именовать норманнов — «чужеземцев, приносящих смерть», о чём свидетельствуют тексты о битве при Гастингсе.
Интересно, что образ существа с тем же именем появился в американской детской литературе ещё до Толкина. Лаймен Фрэнк Баум в книге «Страшила из страны Оз» (1915) ввёл персонажа по имени Орк (the Ork) — фантастического крылатого зверя из страны Оркинии (Orkland). В отличие от мрачного образа европейских преданий, этот герой был доброжелателен и помогал главным персонажам, перенося их по воздуху.
В литературе и фэнтези
Упоминания существ с именем «орк» встречаются ещё у итальянского писателя Джамбаттисты Базиле. В XVII веке он издал в Неаполе сборник «Сказка сказок, или Забава для малых ребят», где фигурировали персонажи с таким названием. Однако именно Джон Р. Р. Толкин закрепил за орками канонический образ в жанре фэнтези.
В легендариуме Средиземья орки были злобным народом, созданным тёмным владыкой Морготом. По преданию, они появились из изувеченных эльфов и животных, искажённых пытками и магией. Эти существа обладали ростом обычного человека и тёмной кожей, но отличались уродством и жестокостью. Главным их изъяном стала слабость к солнечному свету: орки, в отличие от троллей, не каменели, но сильно теряли силы днём. Лишь преемник Моргота Саурон сумел устранить этот недостаток, создав особую расу урук-хай, способных сражаться и при дневном свете. В толкиновской мифологии орки изображались как массы враждебных существ, составлявшие армии Тёмного властелина.
Впоследствии этот образ прочно вошёл в массовую культуру. Орки стали самостоятельным видом в ряде настольных и компьютерных игр, включая Dungeons & Dragons и Warhammer. Здесь они уже трактовались не как тени гоблинов Толкина, а как крупные, сильные, мускулистые существа с серой или оливково-зелёной кожей, выдающимися клыками и приплюснутыми носами. Их общество обычно описывалось как варварское, с элементами культуры кочевых народов или викингов, а также с шаманскими практиками и тотемным культом.
В традиции жанра орки противопоставлялись эльфам и людям, им приписывались жестокость, кровожадность, воинственность и склонность к хаотичным нападениям. Их армии часто представлялись плохо организованными ордами, где сила и ярость перевешивали военную дисциплину. Командиры-орки в разных произведениях выступали харизматичными лидерами, но слабыми стратегами.
Начиная с конца XX века образ стал меняться. В ряде литературных циклов и игровых вселенных орки перестали быть исключительно антагонистами. Так, в серии The Elder Scrolls и в игре Аллоды за них можно играть наравне с другими расами. Они изображаются суровыми, но не более жестокими, чем люди или иные народы. В мире Lineage II орки — огромные и сильные воины с серо-зелёной кожей, а в цикле романов британского писателя Стэна Николса они впервые получили трактовку как положительные персонажи.
Орки в компьютерных играх
В ряде игровых серий образ орков получил новые трактовки, отличные от толкиновской традиции. Одним из ярких примеров стала вселенная Might and Magic и её ответвление Heroes of Might and Magic. Здесь орки неоднократно меняли внешний вид и культурные черты. В ранних частях (Might and Magic II и IV, Heroes II и IV) они изображались как свиноподобные гуманоиды. В Heroes III их образ приблизился к классическому фэнтезийному канону — зеленокожие воины, вооружённые топорами. В Heroes V они предстали как самостоятельная раса с коричневой кожей и культурой, стилизованной под тюркские и монгольские народы; по сюжету они стали заклятыми врагами демонов и воспринимались скорее положительно. Дополнение Tribes of the East раскрывало их происхождение: орков создали путём вливания демонической крови в преступников, после чего они были порабощены, но сумели освободиться и образовать собственное племя. В Heroes VI их культура получила ацтекские черты, что объяснялось образом жизни на островах и в джунглях, а в Heroes VII появились «пустынные орки», кочующие в южных землях и стилизованные под арабскую и бедуинскую традицию.
Совершенно иное развитие орки получили в серии Warcraft. В первых играх — Orcs & Humans и Tides of Darkness — они выступали безжалостными захватчиками, угрожавшими миру Азерот. Однако с выходом Warcraft III: Reign of Chaos образ был кардинально пересмотрен. Здесь орки показаны как благородная раса, которая когда-то была порабощена демоническим Пылающим Легионом и лишь выполняла роль марионеток. Освободившись от зависимости, они вернулись к своим законам и устоям. В этой версии их культура отчасти перекликалась с самурайской традицией: отдельные лидеры носили японские имена, а в визуальном ряде присутствовали атрибуты вроде бунчуков. В World of Warcraft орки окончательно утвердились как одна из основных игровых рас, доступная игрокам наравне с людьми, эльфами и другими народами.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.



