Имя Остап Бендер
Пол Мужской
Создатель Илья Ильф и Евгений Петров
Появление Романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»
Род деятельности Литературный персонаж, авантюрист

Остап Бендер — описание персонажа Ильфа и Петрова


Остап Бендер занимает центральное место в сюжетной линии и исполняет роль антигероя в произведениях Ильи Ильфа и Евгения Петрова, таких как «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Этот персонаж, олицетворяющий собой мошенника и авантюриста, прославился как «великий комбинатор», который изучил «четыреста относительно законных методов изъятия денег». Он является одним из наиболее известных персонажей жанра плутовской литературы в русской культуре.

В разных книгах Остап Бендер представлен под разными именами. В «Двенадцати стульях» его полное имя звучит как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом телёнке» он известен как Бендер-Задунайский. В последнем романе его также называют Остап Ибрагимович.

В сюжете фильмов

Происхождение Остапа Бендера окутано мраком тайны. Авторы «Двенадцати стульев» посвятили произведение Валентину Катаеву, опираясь на его успешный рассказ «Растратчики» и добавив в сюжет молодого героя, за основу которого служил сам Катаев (вместе с Осипом Шором). Хотя Катаев в своих мемуарах не упоминает это, он поддержал созданную читателями легенду об одесском босяцком происхождении Бендера. Несмотря на приписываемые Осипу Шору поступки, которые он не совершал (например, он не был турецким подданным), такие детали соответствуют искромётному стилю Валентина Катаева, который видел себя как воина, оставшегося в рядах армии, отправившейся в Турцию.

Ильф и Петров во время поездки в Саратов узнали о местном богаче Андрее Ивановиче Бендере, который разбогател после якобы перевоза большой суммы чужих денег и его последующего ограбления. Имя его компании «Андрей Иванович Бендер и сыновья» вдохновило писателей на создание персонажа из числа его детей.

Существует теория, что авторы специально выбрали для Бендера многонациональное имя (украинско-немецко-еврейско-турецкое) для подчеркивания его универсальности, отражающей интернациональность Одессы и творческого дуэта авторов. Название «турецкоподданные» до революции в Одессе использовали для обозначения евреев-сионистов, стремившихся переехать в Палестину, тогдашнюю часть Османской империи. Также в Одессе во время Первой мировой войны некоторые избегали мобилизации, получая документы о подданстве Османской империи.

Историк Виктор Худяков высказал предположение о заимствовании названия для главного героя от города Бендер, расположенного недалеко от родины авторов. В романе также упоминается акробатка из Тирасполя Жоржетта Тираспольская, подчеркивая связь между географическими названиями.

Финал «Золотого телёнка» также поддерживает теорию Худякова: Остап выбрал для перехода границы Румынию, реку Днестр, что связывает его с Бендерами, расположенными с румынской стороны.

О жизни Остапа до 1927 года известно лишь по его словам. Согласно его рассказам, он родился между 1896 и 1900 годами, учился в частной гимназии, был связан с дворянским происхождением и даже показывал на ярмарке грудастого монаха как женщину с бородой. Кроме того, в 1922 году Бендер содержался в Таганской тюрьме, а после освобождения стремился зарабатывать законными способами. В своих путешествиях Бендер посещал Среднюю Азию и даже планировал продолжение своих приключений после «Золотого телёнка», хотя это и не было реализовано в дальнейших работах авторов.

В предисловии к роману «Золотой телёнок», Илья Ильф и Евгений Петров с юмором рассказывают о том, как в ходе работы над «Двенадцатью стульями» возникла дилемма относительно финала произведения. Авторы не могли прийти к единому мнению: убить Остапа Бендера или оставить его живым, что привело к спору и даже к ссоре. Решение было найдено путём жеребьёвки: в сахарницу положили две бумажки, одна из которых была отмечена черепом с костями. Выпавший череп определил судьбу Остапа — через тридцать минут его жизненный путь оборвался.

Валентин Катаев, брат Евгения Петрова, в своей книге «Алмазный мой венец» утверждает, что основа для сюжета «Двенадцати стульев» была заимствована из рассказа Артура Конан Дойла «Шесть Наполеонов», где драгоценный камень скрыт в одном из гипсовых бюстов Наполеона. Похоже, Ильф и Петров были вдохновлены этим сюжетом для создания истории о бриллиантах, спрятанных в стульях. Катаев также упоминает о повести Льва Лунца, описывающей побег буржуазной семьи от советской власти с бриллиантами, спрятанными в щётке для одежды.

В «Золотом телёнке» Остап Бендер «воскресает». Авторы описывают шрам на его шее, который свидетельствует о том, что его жизнь была спасена благодаря своевременному возвращению домой и помощи хирургов.

На последних страницах «Золотого телёнка» Остап сталкивается с ограблением румынскими пограничниками при попытке пересечь границу, однако остаётся жив, что предполагает возможное продолжение его приключений.

В 1933 году появились предварительные объявления о третьем романе о Бендере под рабочим названием «Подлец», однако этот проект так и не был реализован Ильфом и Петровым. Тем не менее, к концу XX века на литературном рынке появилось несколько неофициальных продолжений истории великого комбинатора.

Внешность

Остап Бендер, центральная фигура романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова, притягивает внимание своей харизмой и неповторимым обликом. Он высок, строен, с смуглой кожей и голубыми глазами, хотя в некоторых описаниях его глаза могут быть карими или серыми. Волосы у него иссиня-чёрные, что добавляет его образу загадочности и привлекательности. Несмотря на своё скромное происхождение и отсутствие материального благополучия, Остап обладает выдающимся умом и смекалкой, что делает его обаятельным в глазах представительниц прекрасного пола всех возрастов.

Его актерский талант и умение убедительно лгать позволяют ему блестяще манипулировать окружающими, чему способствует его неприхотливость в быту. Остап Бендер изредка позволяет себе выпить, но даже в этом проявляет свою особенность, как, например, в сцене из «Двенадцати стульев», где он напивается «до столбняка». В жизни Бендера множество препятствий, что заставляет его быть циничным и саркастичным в поисках личной выгоды. Однако его дальновидность и интуиция указывают на его потенциальные способности к успешной законной карьере, если бы он выбрал другой путь.

Остап Бендер постоянно в движении, его жизнь полна планов и мечтаний о «блюдечке с голубой каёмочкой», символизирующем неожиданное богатство. Эта энергия, неиссякаемое воображение и богатая фантазия, наряду с его чувством юмора и человечностью по отношению к близким, сделали его любимым персонажем многих поколений читателей. Трагедия Остапа заключается в том, что, обладая великими умственными способностями, он ведёт жизнь, которую сам же считает в какой-то степени жалкой.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share