Имя | Самсон (Samson) |
Пол | Мужской |
Появление | Библия (Ветхий Завет, Книга Судей) |
Род деятельности | Судья Израиля, герой, обладавший великой силой |
Самсон — описания персонажа
Самсон — ветхозаветный персонаж, один из последних «судей» Израиля, чьи подвиги описаны в Книге Судей (главы 13–16). Прославился необыкновенной физической силой и борьбой против филистимлян, властвовавших над израильтянами почти сорок лет.
Рождение и происхождение
По библейскому тексту, Самсон был сыном Маноя из колена Дана и его жены, долгое время не имевшей детей. Ангел возвестил будущей матери, что ребёнок будет посвящён Господу как назарей — человек, обязанный соблюдать особый обет воздержания, включавший отказ от вина и запрет стричь волосы. Согласно повествованию, именно длинные волосы становились символом его силы. Родился Самсон в эпоху тяжёлого угнетения израильтян филистимлянами, что предопределило его миссию мстителя и защитника народа.
Подвиги
С юности Самсон отличался необыкновенной физической мощью. Возмужав, он решил жениться на филистимлянке, несмотря на протесты родителей и предписания закона Моисея, запрещавшего браки с идолопоклонниками. По дороге к своей невесте он столкнулся с молодым львом и без оружия разорвал его на части. Этот эпизод стал первым свидетельством его сверхъестественной силы.
На свадебном пиру Самсон задал гостям загадку, связавшуюся с эпизодом со львом. Условием было получение тридцати комплектов одежды от проигравших. Филистимляне, не сумев разгадать тайну, вынудили жену Самсона выпытать у него ответ и сообщили его гостям. Разгневанный герой отправился в Ашкелон, где убил тридцать человек и забрал их одежду, чтобы рассчитаться по спору. Так началась его вражда с филистимлянами, переросшая в непримиримую борьбу.
В знак мести Самсон поймал триста лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил животных по полям во время жатвы. Урожай филистимлян был уничтожен, что вызвало новый виток конфликта. Филистимляне в ответ сожгли тестя Самсона и его дочь, надеясь прекратить распрю, однако это лишь усилило его гнев. Постепенно вся округа начала бояться одного воина, который действовал как целое войско.
Противостояние иудейцам и филистимлянам
Соседи-израильтяне из колена Иуды укоряли Самсона, считая, что его действия обостряют их положение, ведь филистимляне превосходили их числом и вооружением. Несмотря на это, Самсон продолжал нападения. Известен эпизод в Газе, когда ночью он вырвал городские ворота с запорами и унёс их на вершину горы напротив Хеврона — символический жест, унизивший врагов и показавший его силу.
Кульминацией истории стала связь Самсона с филистимлянкой Далилой. Правители её народа подкупили женщину, чтобы она узнала секрет силы израильтянина. После трёх неудачных попыток Далиле удалось выведать, что его мощь связана с волосами, никогда не тронутыми ножницами. Она усыпила Самсона, остригла его волосы и передала врагам. Лишённый силы, он оказался в руках филистимлян, которые ослепили его и заковали в цепи.
Последний подвиг и смерть
Финальный эпизод библейского повествования связан с храмом филистимского бога Дагона. Заключённого Самсона привели туда на позорище. Он воззвал к Богу о возвращении силы, обхватил две главные колонны и обрушил здание, погубив вместе с собой множество филистимлян. Его тело похоронили в семейной усыпальнице между городами Цора и Эштаол.
Теологические трактовки
Самоубийственный поступок Самсона, когда он разрушил храм филистимлян со словами «Умри, душа моя, с филистимлянами», с давних времён вызывал споры в богословии. В христианской традиции самоубийство считалось грехом, однако пример Самсона не укладывался в эту схему. Блаженный Августин утверждал, что его поступок нельзя считать ни убийством, ни суицидом, так как он действовал по внушению Святого Духа. Позднее английский мыслитель Джон Донн в трактате «Биатанатос» (1608) привёл гибель Самсона как аргумент в пользу допустимости самоубийства, сопоставив её с крестной смертью Христа. В христианской символике Самсон нередко понимался как предобраз Христа: его смерть воспринималась как жертва во имя народа.
Живопись и скульптура
В изобразительном искусстве Самсон стал одной из ключевых библейских фигур. Уже в IV веке сцены из его жизни были высечены на мраморных барельефах Неапольского собора. В Средние века подвиги героя активно изображались в книжных миниатюрах.
В эпоху Возрождения и барокко тема получила широкое распространение: к ней обращались Андреа Мантенья, Якопо Тинторетто, Лукас Кранах Старший, Рембрандт, Антонис Ван Дейк, Питер Пауль Рубенс. Художников привлекали сцены борьбы Самсона с львом, его пленение филистимлянами, эпизоды с Далилой, а также момент разрушения храма.
В литературе
Одним из первых крупных литературных произведений о Самсоне стала трагедия немецкого драматурга Ганса Сакса (1556). В XVII веке образ судьи Израиля приобрёл особое значение для протестантов, использовавших его как символ борьбы против власти папства. Наиболее значительной драмой стала «Самсон-борец» Джона Мильтона (1671), где герой осмыслялся как фигура сопротивления тирании. В XVIII веке тема продолжила развиваться: Уильям Блейк посвятил Самсону стихотворение (1783), а итальянский поэт Моше Хаим Луццатто создал пьесу «Маасе Шимшон» («Деяния Самсона», 1727), написанную на иврите.
В XIX веке к библейскому герою обращались разные авторы: итальянец А. Карино (около 1820 года), венгерский писатель Михай Темпа (1863), французский поэт Альфред де Виньи (1864). В русской литературе Самсону посвятил стихотворение Лев Мей (1861).
В XX веке образ Самсона сохранял актуальность. К нему обращались немецкий драматург Франк Ведекинд, писатель Сигфрид Ланге, русский прозаик Леонид Андреев. Среди еврейских авторов особенно выделяется роман Владимира Жаботинского «Самсон Назорей» (1927), переизданный в 1990 году в издательстве «Библиотека-Алия». Израильская поэтесса Леа Гольдберг в 1951–1952 годах написала книгу «Ахават Шимшон» («Любовь Самсона»), где мифологический сюжет соединялся с личностной и национальной темой.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
ЕГО БЫ НА СВО ОТПРАВИТЬ БЫ СЕЙЧАС