Имя | Тигра (Tigger) |
Пол | Мужской |
Создатель | Алан Милн (A.A. Milne) |
Появление | Книга о Винни-Пухе (Winnie-the-Pooh) |
Род деятельности | Воображаемый тигр, друг Винни-Пуха |
Тигра — персонаж книги Алана Милна «Дом на Пуховой Опушке» о Винни-Пухе.
Удивительный мир обитателей Стоакрового леса родился из сказок, которые писатель сочинял для своего маленького сына, Кристофера Робина. Эти волшебные истории были вдохновлены игрушками мальчика, которые и стали персонажами рассказов. Первым из них был медвежонок, которому дали имя Винни-Пух в честь любимой медведицы, жившей в Лондонском зоопарке. За ним к этой компании присоединился Пятачок, подаренный соседями, и ослик Иа-Иа, которого родители купили специально для Кристофера. Чтобы разнообразить сюжеты сказок, автор ввел новых персонажей — Кенгу с Крошкой Ру и Тигра. Сову и Кролика писатель придумал самостоятельно, добавив им ярких черт и уникальных характеристик.
Изначально эти истории существовали в устной форме, пока Алан Александр Милн не решил перенести их на страницы книги. В 1926 году вышла в свет первая книга о приключениях медвежонка Винни-Пуха и его друзей, а спустя два года, в 1928 году, была опубликована вторая часть, в которой читатели впервые познакомились с энергичным и неугомонным Тигрой. Имя Тигры было адаптировано для русскоязычной аудитории благодаря переводам детского писателя Бориса Заходера, который сделал персонажа близким и понятным для детей. В современных версиях перевода можно встретить разные формы этого имени, такие как «Тигер», «Тиггер» и «Тигруля».
Образ Тигры впервые предстал перед публикой благодаря иллюстрациям Эрнеста Шепарда, который был не только художником, но и близким другом Алана Александра Милна. Именно Шепард создал визуальный облик всех персонажей Стоакрового леса, включая Тигру, стараясь максимально приблизить их к внешнему виду игрушек, которыми играл Кристофер Робин. В интерпретации художника Тигра выглядит как очаровательная, но энергичная игрушка, воплощающая живой и неугомонный характер.
Основные черты Тигры — его неуёмная энергия и уверенность в собственной исключительности, что резко выделяет его среди других обитателей леса. Он искренне убежден, что нет никого более талантливого, сильного и ловкого, чем он сам, что часто приводит его в курьёзные и комичные ситуации. Так, в одной из историй, пытаясь доказать Крошке Ру своё превосходство в лазании по деревьям, Тигра забирается на дерево, посадив малыша на спину. Однако, оказавшись наверху, он вдруг понимает, что совершенно не представляет, как спуститься обратно, и вынужден с невозмутимым видом заявить, что «просто забыл», как это делается.
Несмотря на свою уверенность в собственной неотразимости, Тигра, как выясняется, не так хорошо знаком со своими собственными предпочтениями. Так, во время одной из сцен, герои пытаются выяснить, что же любит на завтрак этот новый обитатель Стоакрового леса. Хотя Тигра с уверенностью утверждает, что мед, желуди или чертополох — это именно то, что обожают все тигры, в итоге оказывается, что на самом деле он предпочитает рыбий жир, который пробует в доме у Кенги. Именно там, в окружении заботливой Кенги, он решает остаться, наслаждаясь своим открытием.
Несмотря на частую вспыльчивость и несдержанность, Тигра сохраняет неугасимый оптимизм в любых обстоятельствах. Его бесконечная энергия и склонность к шумным проявлениям радости не всегда находят отклик у других жителей леса, особенно у Кролика, который не может терпеть его бурные объятия и постоянное прыганье вокруг. Единственная, кто действительно восхищается Тигрой, — это Кенга, ведь только она, как и Тигра, любит рыбий жир.
В какой-то момент Кролику настолько надоедает Тигрин неудержимый характер, что он убеждает Пуха и Пятачка помочь ему «приручить» Тигру и немного снизить его пыл. Они решают завести его подальше, на «Северный полюс», и оставить там, в надежде, что он станет более сдержанным. Однако план оборачивается против них самих: едва они скрываются от глаз Тигры, сами оказываются потерянными в тумане и не могут найти обратный путь. В ироничном повороте судьбы именно Тигра, которого они пытались оставить, спасает своих друзей, выведя их из затруднительного положения.
Популярность книги Алана Милна в России во многом обусловлена творческим подходом Бориса Заходера к ее переводу. Советский писатель не только глубоко проникся духом оригинала, но и сумел передать в пересказе всю абсурдность и ироничность диалогов, характерных для героев Стоакрового леса. Заходер адаптировал многие детали, чтобы они были более понятными и близкими русскоязычным читателям, что позволило персонажам Милна обрести новую жизнь и любовь среди советских детей и взрослых.
С 1966 по 1974 год компания Walt Disney создала три короткометражных мультфильма, основанных на произведениях британского автора. Именно в этих экранизациях зрители впервые увидели Тигру, известного своими прыжками на хвосте, в том числе во второй части цикла — «Винни-Пух и день забот», а также в третьем мультфильме серии. В 1977 году состоялся релиз полнометражного анимационного фильма по мотивам историй Милна, а в 1983 году на экраны вышла четвертая картина — «Винни-Пух и день рождения Иа».
Компания Disney продолжила развивать истории о медвежонке Винни и его друзьях, выпуская анимационные сериалы и полнометражные фильмы. В 2000 году вышел фильм «Приключения Тигрули», полностью посвященный этому харизматичному герою. В 2007 году для самой молодой аудитории был создан мультсериал «Мои друзья Тигруля и Винни», ориентированный на детей дошкольного возраста. В 2011 году на экраны вернулась обновленная версия под названием «Медвежонок Винни и его друзья», а в 2018 году персонаж вновь появился на большом экране в фильме «Кристофер Робин».
Образ «прыгающего» Тигры долгое время озвучивал Пол Уинчелл, который придавал голос этому персонажу с 1968 по 1999 годы. Позже Тигру озвучивал Джим Каммингс, который также стал узнаваемым голосом персонажа. В советском мультфильме, созданном режиссером Федором Хитруком, Тигра не был представлен, однако фразы, которые в оригинале произносил этот герой, стали популярными цитатами и запомнились зрителям, даже не увидевшим его на экране.