История создания и развития АКПК ИЛМА


Сегодня много людей знают ИЛМА, как надежную ассоциацию кредитных потребительских кооперативов, предлагающую выгодные условия для пайщиков. Ее история началась все еще в 2008 году. Первый кооператив входящий в Ассоциацию был зарегистрирован в маленьком городке на севере Карелии – городе Сегежа. Банки только начинали выдавать потребительские кредиты, а МФО даже в проекте не было.

В 2008 году масштабы некоммерческой организации ограничивались несколькими кооперативами в Карелии: Надвоицы, Сегежа, Медвежьегорск, но уже спустя короткое время, ассоциация выросла в разы, став одной из самых крупных и известных в России. В первую очередь благодаря своим выгодным условиям, которые позволили нуждающимся в финансовой помощи решить свои проблемы.

Умеренные ставки по займам и индивидуальный подход к заемщикам позволили конкурировать с банками в малых городах и поселках. Разумеется, успех потребовал огромного количества усилий.

АКПК ИЛМА: начало и стремительное завоевание региона

В 2008 году появились первые кредитные потребительские объединившиеся в ассоциацию. Сначала 5, потом 20, а затем уже больше 50. Все они были образованы разными инициативными группами, но с похожими стандартами. Появление МФО, массовая выдача карт от банков, развитие мошенничества с оформлением кредитов и другие сложности заставили КПК консолидировать усилия и объединиться. Отдав часть полномочий каждый кооператив получил массу преимуществ: правовую защиту, унификацию документов, ревизионную службу, и т.п.

Ассоциация кредитных потребительских кооперативов ИЛМА
Команда АКПК ИЛМА

Условия для развития были не самые благоприятные. Особенно трудно было держаться на плаву в окружении агрессивных недоброжелателей, которые всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытались «потопить» кооперативы-новички. Помимо всего были даже отказы в открытии счетов, задержки с оформлением, клевета, неожиданные проверки, заявления в органы правопорядка. Только благодаря работе юристов и прозрачной работе КПК удалось пережить этот сложный период и стать сильнее.

С первого года поддерживалась активная экспансия. Новые отделения открывались только в маленьких городках и ПГТ каждый месяц. Главным приоритетом в работе ассоциации было дать возможность простому населению решить свои финансовые проблемы. В населенных пунктах с численностью до 10 тысяч тысячи человек не было банков, кроме государственного, который выдавал деньги далеко не всем. У кого была возможность поехать в крупный город – ехали, но почти в 80% случаев банки отказывали в кредитах.

Ассоциация кредитных потребительских кооперативов ИЛМА
На форуме кредитных организаций

В 2011 году члены ассоциации открывали отделения один за другим в Вологодской, Мурманской, Архангельской областях. А уже через год об ассоциации знали в 11 регионах. Уже тогда она вытеснила многие МФО и кооперативы с невыгодными условиями, став одной из самых масштабных во всем округе.

Были предприняты попытки вести работу в Тверской, Костромской, Московской и Ярославской областях. Но, столкнувшись с низким процентом возвращаемых займов и мошенничеством со стороны пайщиков, часть отделений были закрыты по решению администрации кооперативов. Основной задачей АКПК ИЛМА был не количественный рост, а качественный.

Вынужденная пауза, рейды, проверки

В успехе АКПК ИЛМА не обошлось и без трудностей, которые сделали ее еще сильней:

  • Некоторые убыточные отделения приходилось закрывать. Так в 2014 ассоциация закрыла 15 «пробных» южных офисов, которые не оправдали ожидания, оставили их в более северных регионах.
  • Кадровые проблемы. Найти настоящих профессионалов, да еще и честных оказалось не так просто. Особенно в маленьких городах. К сожалению, пришлось столкнуться с воровством, неправомерными действиями со стороны менеджеров. В течение первых трех лет ушли под увольнение десять сотрудников, некоторые просто с позором, другие – с уголовными делами. Пришлось пересмотреть и ужесточить методы контроля, проводить проверки. После не было ни одного подобного случая.
  • Другой кадровой проблемой было нежелание сотрудников развиваться, совершенствоваться, знакомиться с новыми технологиями. Особенно ярко это проявлялось в маленьких населенных пунктах, где найти квалифицированного амбициозного работника было настоящей проблемой.
  • Невозвраты задолженностей пайщиками – ожидаемая проблема в этой сфере деятельности. Но усовершенствованная процедура проверки желающих взять заем, и грамотная оценка рисков снизили процент невозврата до минимума.
  • Новые законодательные нормы не раз заставляли проходить трудности и приспосабливаться. Но АКПК ИЛМА каждый раз удавалось не только выстоять нововведения, но и укрепить свое положение.

Хотя во время кризисов многие управляющие кооперативами сдавались и уходили со своих постов. Но самые стойкие пережидали трудные времена и в результате оставались в выигрыше.

Рост резервов, возможность выдавать ипотеку и крупные займы

В 2013 году начался новый перспективный этап в развитии ассоциации КПК ИЛМА: выдача ипотечных займов с использованием средств материнского капитала. Разумеется, на некоторое время пришлось «затянуть пояски», чтобы создать необходимый резерв для таких крупных займов.

Ассоциация кредитных потребительских кооперативов ИЛМА
На форуме ЮРАКС

Также были привлечены дополнительные вложения. Но временные трудности того стоили, ведь АКПК ИЛМА начала успешно помогать сотням семей, которые так ждали такую возможность. При этом ипотечные займы занимают небольшую долю (до 5%) от кредитного портфеля.

Еще через год был сделан еще один важный шаг: ИЛМА объявила об увеличении суммы кредита до 200 тысяч рублей. Получить такой кредит могли пайщики с хорошей кредитной историей, залогом и поручителем.

Внедрение новых технологий, повышение качества обслуживания

Последующие годы стали для АКПК ИЛМА очень продуктивными в вопросе повышения качества сервиса:

  • Получить заём можно было практически моментально, на рассмотрение заявки уходило не больше сорока минут.
  • В 2016 была открыта горячая линия. С ее помощью кооперативы не только ускорили работу, но и выявили недочеты в организационных вопросах.
  • Процедура получения кредита стала максимально простой и быстрой. Минимум бумажной волокиты.

Важным показателем уровня АКПК стало участие представителей в конференциях регионального и федерального масштаба. Сотрудники ассоциации стали постоянными спикерами федеральных мероприятий в сфере кооперации.

Работа в дистанционном режиме, крупные кредиты

Начиная с 2018 года идет усиленная работа над сервисами дистанционного обслуживания. Важным этапом стал выпуск собственного мобильного приложения. Практически весь процесс выдачи займа переводится в онлайн-режим. Средства можно было получить прямо на дом.

Ассоциация кредитных потребительских кооперативов ИЛМА
На форуме кредитных союзов

К 2020 году и началу пандемии кооперативы уже были научены работе в дистанционном формате.

В 2019 году кооперативам удалось еще больше снизить процентную ставку, а сумму кредита увеличить до 300 тысяч.

Какие улучшения планируются в ближайшем будущем?

Совсем скоро кредитные кооперативы АКПК ИЛМА планируют выдавать кредиты под залог авто. Это может быть новый автомобиль или бывший в пользовании. Также в планах полный переход на обслуживание в онлайн-формате. Но обычные отделения не прекратят свою работу, поскольку есть категории пайщиков, которые не готовы пользоваться возможностями технологий.

Но главной задачей АКПК ИЛМА остается удержание стабильного положения в Северо-Западном округе. Планируется также снижение процентных ставок и работа с пайщиками по рекомендациям. При этом в приоритете всегда остается работа, ориентированная на малоимущие слои, которым действительно необходима денежная помощь.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.