«И крестьянки любить умеют» — эта фраза сделала повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза» знаковой для русской литературы. Именно с этого произведения начинается эпоха сентиментализма в России, а сама повесть стала переломным моментом в литературе XVIII века. Расскажем, как она создавалась, чем привлекла внимание читателей и почему её считают революционной.
Николай Михайлович Карамзин родился в обеспеченной дворянской семье, которая владела поместьем недалеко от Симбирска (ныне Ульяновска). Его жизнь могла сложиться по традиционному дворянскому пути: военная служба, управление имением. Однако, прослужив три года в армии, Карамзин вышел в отставку, решив посвятить себя литературе.
После переезда в Москву он завёл знакомства с выдающимися людьми своего времени и начал активно заниматься писательством. На формирование его взглядов большое влияние оказали идеи Просвещения. Литературовед Георгий Макогоненко писал, что Просвещение пробудило в Карамзине интерес к человеку как уникальной духовной личности. Однако, как истинный дворянин, Карамзин не принял идеи социального равенства, которые также были частью просветительской идеологии.
В 1789 году Карамзин отправился в путешествие по Европе, посетив Германию и Францию. В Париже он стал свидетелем Великой французской революции, которая оставила глубокий след в его мировоззрении. Макогоненко подчеркивал, что это событие дало Карамзину новый взгляд на роль личности в обществе и обстоятельства её жизни.
Во время поездки по Европе Карамзин познакомился с новым литературным направлением — сентиментализмом. Этот стиль, популярный в конце XVIII века, делал акцент на внутреннем мире человека, его эмоциях и нравственных переживаниях. Сентиментализм предлагал писать не только о дворянах, но и о простых людях, которые ранее редко становились героями литературы.
Философ Аркадий Мелуа отмечал, что Карамзин стал одним из первых, кто привёз сентиментализм в Россию. Воодушевлённый идеями нового направления, в 1792 году он написал повесть «Бедная Лиза». Произведение было опубликовано в «Московском журнале», который сам Карамзин основал после возвращения из Европы. Повесть принесла автору огромный успех и внимание читающей публики. Спустя четыре года, в 1796 году, «Бедная Лиза» вышла отдельным изданием.
«Бедная Лиза» не только заложила основу русской сентиментальной прозы, но и сделала литературу более доступной для широкого круга читателей. В центре повествования оказалась простая крестьянка, что для русской литературы того времени было революционным шагом. Это позволило Карамзину не только расширить жанровые рамки, но и привлечь внимание к жизни и чувствам обычных людей, подчеркнув их духовное богатство.
Действие повести разворачивается в Москве. Начало текста окрашено описаниями природы, характерной чертой сентименталистской литературы, которая использует природные образы для передачи эмоций героев. Одна из первых сцен рисует пейзаж: «Видишь на правой стороне почти всю Москву… великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»
Повествователь представляет читателю главную героиню, крестьянку Лизу, которая трагически утопилась из-за несчастной любви у стен монастыря. Внимание уделено её семье: отец героини был зажиточным крестьянином, а сама Лиза вела скромную, трудолюбивую жизнь. О ней сказано: «Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь».
Однажды, когда Лиза торговала ландышами, к ней подошёл молодой дворянин по имени Эраст, предложивший за букет вместо пяти копеек целый рубль. Эраст описан как «довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветреным». Его жизнь была наполнена поиском удовольствий, которые часто приносили лишь разочарование.
После этой встречи Лиза начала тосковать по новому знакомому, а при следующей встрече между ними вспыхнули чувства. Эраст признавался ей в любви и клялся в верности, даже обещал жениться, несмотря на то, что на Лизу претендовал богатый крестьянский сын. Влюблённые переживали моменты радости и страха. В одну из встреч, под звуки грома и молний, Лиза воскликнула: «Ах, я боюсь… боюсь того, что случилось с нами!» Природа, изображённая в сцене грозы, словно отражает бурю в душе героини.
Однако их счастье оказалось недолговечным. Эраст заявил, что должен отправиться на войну. Спустя время Лиза случайно встретила его в городе и узнала правду: он проиграл своё состояние в карты и теперь ищет богатую невесту, чтобы поправить дела. Эта новость повергла Лизу в отчаяние: «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..»
Героиня не выдержала страданий и покончила с собой. Её тело нашли у пруда, где она любила бывать. Лизу похоронили «под мрачным дубом» у воды, поставив деревянный крест на её могиле.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.