Он стал символом справедливости, доброты и чести. Литературный герой, которого сегодня можно назвать культовым, но который на самом деле остаётся просто любимым. Для многих поколений детей, выросших на его истории, и для их родителей, читающих теперь эти строки своим детям и внукам. Из поколения в поколение дети следят за приключениями добродушного великана, который сталкивается с самыми обычными, но от этого не менее важными жизненными ситуациями — будь то выбор одежды или участие в карнавале. Его поступки стали примером для подражания, демонстрируя, что настоящие герои совершают подвиги в повседневной жизни.
Летом 1935 года Сергей Михалков отправился в пионерский лагерь в Подмосковье по приглашению Московского комитета комсомола. Будучи молодым поэтом и песенником, он работал вожатым, сопровождал ребят в походах, проводил вечера у костра и ловил рыбу. Эти летние впечатления легли в основу его первых детских стихов, опубликованных в журнале «Пионер». В тот же год появилась его первая детская поэма — «Дядя Стёпа».
«Я писал первую часть легко, словно на одном дыхании», — вспоминал Михалков. Поэму быстро приняли к публикации, и редактор «Пионера» Борис Ивантер разместил её в седьмом номере журнала 1935 года, не дожидаясь даже иллюстраций. Вскоре сам автор стал ассоциироваться со своим персонажем — высокий, с добрыми глазами, он невольно напоминал Дядю Стёпу. Так началась его слава среди юных читателей.
Корней Чуковский предсказал «Дяде Стёпе» долгую литературную жизнь, и его прогноз оправдался. Самуил Маршак также высоко оценил поэму, дав совет герою «духовно подрасти». Впоследствии Михалков признавался, что именно Маршак вдохновил его продолжить писать для детей и не останавливаться на одном произведении.
В 1936 году «Дядя Стёпа» вышел отдельной книгой в издательстве «Детская литература». Первые иллюстрации создал Аминадав Каневский, известный художник и автор образа легендарного Мурзилки. Впоследствии над образом великана работали Константин Ротов, Ювеналий Коровин и Владимир Сутеев — знаковые фигуры советской книжной графики и анимации.
В 1954 году поэма получила продолжение — «Дядя Стёпа — милиционер». Вдохновением для новой истории послужила встреча автора с необычным милиционером — высоким, статным человеком, который в прошлом был моряком. Этот персонаж стал основой для образа нового Дяди Стёпы. Поэма была опубликована сразу в нескольких изданиях и принесла автору Вторую премию МВД СССР.
Встречаясь с детьми, Михалков замечал их неподдельный интерес к личной жизни героя. Юные читатели спрашивали: а есть ли у Дяди Стёпы семья? Есть ли у него дети? В ответ на эти вопросы в 1968 году появилась поэма «Дядя Стёпа и Егор», где у великана появляются жена Маруся и сын Егор, мечтающий стать космонавтом. Поэма была опубликована в газете «Правда».
Образ великана увековечен не только в литературе, но и в бронзе. В Самаре установлен пятиметровый памятник Дяде Стёпе, автором которого стал Зураб Церетели.
В Москве скульптура великана находится у здания областного ГИБДД, а в Прокопьевске (Кемеровская область) — на одной из центральных улиц города.
В 1938 году, спустя всего три года после выхода поэмы, появился первый мультфильм о Дяде Стёпе, созданный Владимиром Сутеевым.
В 1964 году на экраны вышел цветной мультфильм «Дядя Стёпа — милиционер», который стал классикой советской анимации. Над ним работал Леонид Шварцман, известный как создатель экранного Чебурашки.
Последняя часть приключений героя вышла в 1981 году. Ветеран Дядя Стёпа остаётся таким же бодрым и активным: участвует в игре «Зарница», отправляется в Париж и даже воспитывает внуков. Книги о нём продолжают выходить огромными тиражами, распространяясь по всей стране. За свою историю серия разошлась в количестве более 20 миллионов экземпляров.
Сергей Михалков считал, что юмор — важный элемент детской литературы, называя его «витамином смеха». Его произведения, включая «Праздник непослушания», «Про Фому» и «Финтифлюшкина», остаются востребованными даже спустя десятилетия. За свою жизнь он продал более 300 миллионов книг, однако сам признавался: «Не я выбрал детей, а дети выбрали меня». Тайна его успеха кроется в искренности, доброте и умении говорить с юным читателем на одном языке.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.