Браво

Браво — история группы


«Браво» — советская поп-рок-группа, основанная в 1983 году гитаристом Евгением Хавтаном. Коллектив стал символом московской «новой волны» середины 1980-х и одним из первых, кто вывел неофициальную рок-сцену на телевидение.

Создание и концепция

Осенью 1983 года бывший участник ВИА «Редкая птица» Евгений Хавтан решил создать собственный ансамбль, ориентированный не на официозные концертные площадки, а на энергичную уличную эстетику нового поколения. Он собрал группу из неизвестных музыкантов — Андрея Конусова (бас), Павла Кузина (ударные), Александра Степаненко (саксофон, орган) и вокалистки Ивоны Андерс, под этим псевдонимом скрывалась студентка Жанна Агузарова. Название придумала именно она, предложив звучное и оптимистичное слово — «Браво».

С первых репетиций в сентябре 1983 года стало ясно, что группа резко выделяется среди тогдашних московских коллективов. В эпоху, когда советская эстрада придерживалась официозного шлягера или «мягкого» рока, Хавтан и Агузарова предложили дерзкое сочетание женского вокала, ретро-эстетики 1950-х и модных западных жанров — твиста, регги, новой волны. Первое выступление состоялось 23 декабря 1983 года в диско-кафе при велотреке «Крылатское» и произвело сенсацию. По словам музыкального критика Артемия Троицкого, Москва «влюбилась в Браво за одну ночь».

Браво

Успех быстро закрепился серией концертов, в том числе на школьных сценах и неформальных фестивалях. В феврале 1984 года музыканты записали первый магнитоальбом на базе ДК «Мосэнерготехпром» в Бескудниково. Запись велась в полуподпольных условиях — на два бытовых магнитофона, но по уровню идей и подаче напоминала западные независимые релизы. Шесть песен в стиле «новой волны» — от «Кошек» и «Жёлтых ботинок» до «Медицинского института» — стали визитной карточкой раннего «Браво». В марте коллектив дебютировал на ленинградском телевидении в передаче «Невские звёзды», где Агузарова исполнила песню «Верю я».

Весной 1984 года успех прервался громким инцидентом. 18 марта концерт «Браво» в ДК «Мосэнерготехпром» был прерван милицией: несанкционированные платные выступления тогда считались незаконным предпринимательством. Вскоре выяснилось, что Агузарова использовала поддельный паспорт на имя Ивоны Андерс — за это её приговорили к полутора годам исправительных работ в Тюменской области. Отсутствие харизматичной вокалистки стало серьёзным ударом для группы. Хавтан попытался сохранить коллектив, но участники один за другим уходили: басист Конусов перешёл в «Карнавал», саксофонист Степаненко — к Владимиру Кузьмину в «Динамик». Вокальные партии временно исполнял Сергей Рыженко, с которым «Браво» сыграли несколько закрытых выступлений.

Летом 1985 года Агузарова вернулась из ссылки и вновь присоединилась к группе. В этот период «Браво» получили официальный статус, вступив в «Московскую рок-лабораторию», что позволило легально давать концерты и записываться. К концу года вышел второй магнитоальбом, включавший «Открытие», «Ленинградский рок-н-ролл» и «Марсианку» — яркий пример обновлённого звучания группы, соединившего иронию и ностальгию по довоенной эстраде.

Первый альбом

10 января 1986 года «Браво» выступили на фестивале «Рок-ёлка» и привлекли внимание широкой аудитории. Благодаря поддержке Аллы Пугачёвой коллектив попал в телепрограмму «Музыкальный ринг», впервые показав живое выступление женского рок-вокала на всесоюзном экране. Весной группа получила приз зрительских симпатий на фестивале «Рок-панорама-86» и стала лауреатом «Литуаники-86» в Вильнюсе. Тогда же песня «Жёлтые ботинки» окончательно закрепила за «Браво» репутацию самой стильной группы середины 1980-х.

Браво

Кульминацией раннего периода стал декабрь 1987 года, когда фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Ансамбль „Браво“». Записанная годом ранее в студии Александра Кутикова, она объединила перезаписанные хиты и новые композиции («Розы», «Старый отель»). Тираж — пять миллионов экземпляров — сделал «Браво» одним из первых советских коллективов, добившихся массового успеха без оглядки на эстрадные стандарты.

В поисках новой вокалистки

К концу 1987 года отношения между Жанной Агузаровой и участниками «Браво» обострились. Эпатажная певица тяготела к свободной, андеграундной атмосфере, в то время как группа всё больше стремилась к профессионализации. Разногласия завершились её уходом и поиском новой солистки.

Браво

На смену пришла Анна Салмина, голос которой прозвучал в песне «Король Оранжевое лето» — лёгкой, жизнерадостной композиции, быстро ставшей хитом. Клип на неё был показан в передаче «В субботу вечером» на Центральном телевидении, а по опросу «Звуковой дорожки» газеты Московский комсомолец она стала самой популярной песней 1986 года. Однако вокалистка вскоре ушла, как и её преемница Татьяна Рузаева. Попытка вернуть Агузарову оказалась временной: в декабре 1988 года она окончательно покинула коллектив, решив заняться сольной карьерой.

Период с Евгением Осином

В 1989 году в «Браво» появился Евгений Осин — настойчивый претендент, который приходил на каждую репетицию, предлагая свои услуги даже в качестве техника. С его участием группа записала магнитоальбом «Скажем мы друг другу „Браво!“», распространившийся по неофициальным каналам. Несмотря на отсутствие официального релиза, песни «Мне грустно и легко» и «Добрый вечер, Москва!» получили широкое признание, а сам Осин стал новой лицом группы.

Браво

В этот период коллектив гастролировал по Европе, включая выступление в Дании вместе с Duran Duran. Однако за сценическим успехом последовали внутренние конфликты. Разногласия между Осином и менеджментом усугубились после недоразумения с газетой Московский комсомолец: группу ошибочно обвинили в отказе от участия в фестивале ради коммерческой выгоды. На самом деле музыканты в то время находились на гастролях в Прибалтике. По возвращении Осин со скандалом покинул состав, за ним ушёл и барабанщик Павел Кузин.

В начале 1990 года микрофон перешёл к Ирине Епифановой. С ней «Браво» записало песни «Джамайка» и «Красный свет», исполненные в духе лёгкого поп-рока с элементами латиноамериканских ритмов. Эти номера прозвучали в телепередаче «Брэйн-ринг», где группа появилась в качестве музыкальных гостей полуфинала первого сезона. Однако и этот союз оказался недолговечным — вскоре Епифанова ушла в сольное плавание, а уже летом выступила на фестивале «Ялта-90», заняв третье место.

Приход Валерия Сюткина

После череды экспериментов коллектив наконец нашёл устойчивость. В августе 1990 года к «Браво» присоединился Валерий Сюткин, ранее выступавший в группах «Телефон», «Зодчие» и «Фэн-о-мэн». Его появление совпало с новым направлением в развитии группы — возвращением к эстетике рок-н-ролла 1950–1960-х.

Браво

Первой совместной работой Хавтана и Сюткина стала песня «Вася». Лёгкий сюжет о самоуверенном московском стиляге родился из импровизации, а само имя персонажа появилось спонтанно — вопреки возражениям Хавтана, настоявшего на ироничном контрасте между звучанием и образом героя. Композиция моментально завоевала популярность, став лауреатом конкурса «Песня-91» и закрепив за «Браво» образ главных носителей моды стиляг.

«Стиляги из Москвы» и «Московский бит»

Альбом «Стиляги из Москвы» (1990) объединил старые и новые песни, переосмысленные в духе обновлённого коллектива. Классические треки «Король Оранжевое лето» и «Мне грустно и легко» получили новое звучание, а в песнях «Держись, пижон!», «Девчонка шестнадцати лет» и «Я то, что надо» проявилось авторское взаимодействие Сюткина и Хавтана.

Браво

Через два года вышел альбом «Московский бит» (1992), окончательно закрепивший новое направление группы. Музыканты отказались от синтезаторов и лёгкого поп-звучания в пользу живого ритм-секции, духовых и гитарных риффов, вдохновлённых классическим американским рок-н-роллом. Песни «Лунатик», «Заполярный твист» и «Космический рок-н-ролл» создали целостный ретро-образ, а сама пластинка стала одним из важнейших релизов российской поп-рок-сцены начала 1990-х.

С приходом Сюткина «Браво» окончательно сформировало свой узнаваемый визуальный стиль — яркие пиджаки, галстуки, очки, эксцентричные танцы и лёгкий юмор. Галстук стал своеобразным символом эпохи: фанаты дарили их на концертах сотнями. Имидж стиляг, отсылавший к довоенным западным традициям и советскому «весёлому ретро», стал культурным кодом поколения, уставшего от однообразия перестроечных лет.

Браво

В начале 1990-х группа давала до двухсот концертов в год, активно гастролировала по всему СНГ, появлялась в хит-парадах и на телевидении. Концерт 1992 года в ГЦКЗ «Россия» транслировался в «Программе А», а юбилейные концерты десятилетия, прошедшие в 1993–1994 годах, стали символическим объединением двух эпох — на одной сцене выступили Жанна Агузарова и Валерий Сюткин, завершив шоу совместным исполнением «Ленинградского рок-н-ролла».

Новый голос

В 1995 году Валерий Сюткин покинул коллектив, чтобы начать сольную карьеру, а вместе с ним ушёл трубач Сергей Бушкевич. Перед «Браво» снова встал вопрос о фронтмене — центральной фигуре, от которой зависел весь дальнейший вектор. Имя нового вокалиста держалось в секрете вплоть до завершения записи альбома «На перекрёстках весны». Весной 1996 года им официально стал Роберт Ленц — певец и гитарист, уже знакомый группе по кастингу конца 1980-х.

Браво

До прихода в «Браво» Ленц выступал в коллективах MessAge и Тихий час, исполнявших песни на английском языке, поэтому ему пришлось практически заново освоить русскую фонетику и интонацию. С первых релизов его манера отличалась мягкостью и лиричностью, что придавало песням более «европейское» звучание. Параллельно сам Евгений Хавтан стал всё чаще выходить к микрофону, разделяя с Ленцем вокальные партии и открывая новую страницу истории группы.

Юбилеи и возвращение легенд

В конце 1990-х «Браво» активно гастролировало и отмечало значимые даты. Концерт в ДК имени Горбунова в декабре 1997 года стал своеобразным перезапуском коллектива, а в 1998-м прошло турне «Бравомания», посвящённое 15-летию группы. Тур собрал вместе три ключевые фигуры — Жанну Агузарову, Валерия Сюткина и Роберта Ленца. Несмотря на отдельные организационные сбои (финальные концерты были сорваны Агузаровой), сама идея музыкального единства трёх эпох стала символом преемственности и показала, что «Браво» воспринимается как культурный феномен, а не просто ансамбль с меняющимися солистами.

Браво

Традиция юбилейных встреч продолжилась. В 2004 году, отмечая 20-летие, группа собрала на сцене целую плеяду звёзд: Илью Лагутенко, Максима Леонидова, Земфиру, Сергея Мазаева, Светлану Сурганову, Билли Новика и Гарика Сукачёва. Подобные концерты подчеркивали статус «Браво» как проекта, повлиявшего на несколько поколений музыкантов и слушателей.

Духовые аранжировки

К середине 2000-х состав группы обогатился полноценной духовой секцией, что придало звучанию более насыщенный, оркестровый колорит. В коллектив вошли Олег Кудрявцев (саксофон), Алексей Алексеев (труба), Дмитрий Лазарев (тромбон), а позже — второй саксофонист Александр Языков. Эти музыканты стали не просто аккомпанирующим элементом, а частью фирменного саунда, на котором держались как студийные записи, так и живые выступления.

В 2008 году «Браво» отметило 25-летие масштабной серией концертов: в Санкт-Петербурге — с участием Агузаровой, а в Москве — вместе с камерным ансамблем Юрия Башмета «Солисты Москвы». Сотрудничество с академическими музыкантами стало необычным шагом для поп-рок-группы, но подчеркнуло её статус универсального явления, способного сочетать лёгкий жанр с высоким искусством.

2011 год ознаменовался выходом альбома «Мода», названного в честь одноимённой песни. Критики отметили его как одну из самых цельных и зрелых работ «Браво»: группа сумела сохранить ретро-характер, при этом избежав подражательности. Хавтан, оставаясь гитаристом, всё чаще становился центральным автором и продюсером записей, а его песня «36,6», созданная в соавторстве с Дмитрием Спириным из «Тараканов!», даже возглавила хит-парад «Чартова дюжина».

Браво

В 2013 году «Браво» отметило 30-летие большим концертом в московском клубе Stadium Live, где группа предстала уже как зрелый коллектив с богатой историей и устойчивой концепцией, объединяющей винтаж и современность.

В 2015 году вышел альбом «Навсегда», в котором Хавтан выступил в роли основного вокалиста, тогда как Ленц исполнил лишь часть партий. В записи приняли участие Яна Блиндер и Маша Макарова («Маша и Медведи»), что придало пластинке мягкое поп-инди-звучание. Этот шаг символизировал постепенный переход «Браво» от групповой модели к своеобразному авторскому проекту Хавтана, в котором каждый новый релиз отражал его музыкальные эксперименты.

Следующий релиз — сборник Unrealised (2018) — стал, по словам лидера, «самым концептуальным» в дискографии. Он включал интерпретации песен Майка Науменко, «Машины времени» и ВИА «Ариэль» и рассматривался как своеобразный диалог с историей отечественного рока. В том же году ушёл из жизни бывший участник Евгений Осин, записавший с «Браво» альбом 1989 года, что добавило проекту оттенок ностальгии.

В 2019 году вышел документальный фильм «БравоStory», в котором впервые была собрана вся история коллектива через воспоминания участников и коллег. В фильме участвовали Илья Лагутенко, Андрей Макаревич, Дмитрий Спирин («Тараканы!»), Владимир Котляров («Порнофильмы») и другие артисты, подчёркивавшие роль «Браво» в формировании эстетики русского поп-рока.

К тому времени «Браво» уже давно превратилось в культурный бренд, символ эпохи стиляг и лёгкого московского оптимизма. Евгений Хавтан, продолжая вести проект, сумел сохранить баланс между ностальгией и современностью — редкое достижение для группы, начавшей путь ещё в эпоху магнитофонных записей.

Переезд

В феврале 2022 года, сразу после начала вторжения России на Украину, Евгений Хавтан публично осудил военные действия. Музыкант подчеркнул личный мотив своей позиции — его мать и все родственники по материнской линии родом из украинского города Шаргород Винницкой области. Это заявление стало редким примером открытой антивоенной позиции в российском музыкальном сообществе того периода.

Вскоре после этого Хавтан вместе с женой и дочерью эмигрировал в Израиль, обосновавшись в городе Ришон-ле-Цион недалеко от Тель-Авива. Несмотря на перемену места жительства, лидер «Браво» не объявил о роспуске коллектива и продолжил вести проект дистанционно, оставаясь его идейным и композиторским центром.

Юбилей 40-летия группы в 2023 году стал подтверждением того, что проект остаётся живым. В январе было объявлено о концертах с участием Хавтана в Израиле — 14–16 февраля, где программа включала как ранние хиты времён Жанны Агузаровой и Валерия Сюткина, так и материал из более поздних альбомов. Публика в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме встретила коллектив с неизменным энтузиазмом, а юбилейные афиши сопровождались лозунгом «40 лет стиля».

Браво

Летом того же года «Браво» с Хавтаном приняло участие в фестивале Kaliningrad City Jazz, где музыкант впервые после эмиграции выступил в России. Концерт стал символом того, что творческая деятельность коллектива не замкнута в географических границах и ориентирована на международную аудиторию.

Параллельно в России продолжили проходить концерты под брендом «Браво» без участия Хавтана. Среди них — выступление 20 мая 2023 года в Зелёном театре ВДНХ и концерт летом 2024 года на праздновании 440-летия Архангельска. Эти выступления, по заявлениям организаторов, проходили с разрешения и при согласовании с основателем группы.

На официальных ресурсах ансамбля, обновляемых в 2024 году, имя Хавтана по-прежнему значится как лидера, а 16 октября 2023 года музыканты публично поздравили его с днём рождения, подчеркнув, что он остаётся «сердцем и композитором» «Браво». Таким образом, коллектив существует в гибридной форме: творческая ось смещена за рубеж, но символическое и художественное руководство сохраняется.

Сорок лет после основания группа встречает не просто как ветеран отечественного поп-рока, а как устойчивый культурный феномен. Её стиль, соединивший дух стиляг и ностальгический рок-н-ролл, оказался удивительно живучим: «Браво» сохранило актуальность, пройдя через смену эпох, вокалистов и социальных реалий.

Сегодня проект Евгения Хавтана представляет собой редкий пример музыкального долгожительства, где неизменность художественного кода стала главным фактором выживания. Для российской сцены «Браво» остаётся связующим звеном между романтикой 1980-х и современной культурой, а сам Хавтан — одним из немногих авторов, сумевших превратить частную музыкальную эстетику в культурный символ.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Браво?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя