Gorillaz — британская виртуальная музыкальная группа, созданная в 1998 году Деймоном Албарном и Джейми Хьюлеттом, известная своим уникальным форматом с четырьмя анимационными участниками и вымышленной вселенной.

Предыстория: встреча художника и музыканта

История Gorillaz берет начало задолго до выпуска первого альбома. В 1988 году Дэймон Албарн стал фронтменом британской группы Blur, добившейся успеха в жанрах брит-поп и альтернативный рок. В начале 1990-х судьба свела Албарна с Джейми Хьюлеттом — талантливым иллюстратором и соавтором комикса Tank Girl. Поводом для знакомства стало интервью с Blur для комикс-журнала Deadline, которое и провёл Хьюлетт.

Хотя первая встреча оказалась непростой — между Хьюлеттом и гитаристом Blur Грэмом Коксоном возник личный конфликт — со временем общение Албарна и Хьюлетта переросло в творческое сотрудничество. После окончания романтических перипетий (в частности, отношений Хьюлетта с бывшей девушкой Коксона) художник и музыкант стали соседями и постепенно сблизились.

Рождение идеи

Вдохновением для Gorillaz послужил телевизионный абсурд. Во время просмотра музыкальных каналов вроде MTV Хьюлетт заметил, насколько «пустыми» кажутся поп-звезды, и предложил создать группу, в которой исполнители будут полностью вымышленными — нарисованными персонажами. Албарн подхватил идею, и в 1997 году дуэт начал разрабатывать проект, сначала называвшийся Gorilla (в единственном числе). Позже название трансформировалось в привычное Gorillaz.

Так родилась концепция музыкального коллектива, где реальную работу по созданию песен выполняет Дэймон Албарн в сотрудничестве с разными музыкантами, а визуальную оболочку проекту придаёт Джейми Хьюлетт, придумавший и нарисовавший «участников» группы.

Виртуальные участники

Каждый персонаж Gorillaz получил продуманную предысторию, добавляющую группе мифологичности. Главным героем стал 2-D (Стюарт Потт) — клавишник с наивным характером и травмой головы, полученной в результате наезда автомобиля. За рулём находился Мёрдок Никкалс, основатель и басист Gorillaz, типичный антигерой с криминальными наклонностями и дьявольским обаянием.

Позже к ним присоединился Рассел Хоббс, барабанщик из Нью-Йорка, переживший коматозное состояние и ставший проводником душ погибших рэперов. Это дало ему сверхъестественные музыкальные способности. Последней в первом составе оказалась Нудл, таинственная девочка-японка, прибывшая в посылке FedEx, владеющая боевыми искусствами и игрой на гитаре.

Эти персонажи получили собственные образы, биографии и роли в сюжетной вселенной Gorillaz, которая с каждым альбомом развивалась, подобно сериалу или графическому роману.

Первый трек Gorillaz, Ghost Train, был записан в 1997 году. Над песней работали Дэймон Албарн, хип-хоп-исполнитель Del the Funky Homosapien и продюсер Dan the Automator. Хотя релиз состоялся позже, именно эта работа положила начало музыкальному стилю группы, сочетающему элементы трип-хопа, даб-музыки, альтернативного рока и электронной эстетики.

Уже в 2000 году свет увидел дебютный сингл Clint Eastwood, а в 2001 — полноценный альбом Gorillaz, представивший группу как новаторский проект, объединивший музыку, анимацию и критику поп-культуры.

Путь к успеху

Первый официальный релиз Gorillaz — мини-альбом Tomorrow Comes Today — появился в ноябре 2000 года, но настоящим прорывом стал трек Clint Eastwood, вышедший в марте 2001-го. Композиция, названная в честь актёра Клинта Иствуда за сходство с музыкой Эннио Морриконе к фильму «Хороший, плохой, злой», объединила речитатив Del the Funky Homosapien и вокал Дэймона Албарна. Сингл достиг 4-й строчки в UK Singles Chart и попал в Billboard Hot 100 США, а позднее был включён в списки величайших песен XXI века по версии Rolling Stone и NME.

В том же году Gorillaz выпустили одноимённый дебютный альбом, включавший 15 треков, среди которых выделялись 19-2000 и Rock the House. Альбом занял высокие позиции в чартах — третье место в Великобритании и 14-е в США — и стал мультиплатиновым, разойдясь тиражом свыше 7 млн копий. Этот успех зафиксировали в Книге рекордов Гиннесса: Gorillaz были признаны самой успешной виртуальной музыкальной группой в истории.

Альбом Demon Days и концертная революция

Второй студийный альбом, Demon Days (2005), стал для Gorillaz поворотным моментом. В него вошли такие хиты, как Feel Good Inc., Kids with Guns и Dare. Пластинка возглавила британский чарт и получила платиновый статус во многих странах, включая двойную платину в США. За этот альбом Gorillaz получили пять номинаций на «Грэмми» и победу в категории «Лучшее вокальное поп-исполнение дуэтом или группой».

В этот период коллектив совершил технический прорыв в концертной индустрии. Благодаря технологии Musion Eyeliner виртуальные участники группы могли «выступать» на сцене. Так, в 2005 году Gorillaz впервые показали себя на MTV Europe Music Awards, а в 2006-м — на церемонии «Грэмми», где исполнили Feel Good Inc. и вышли на сцену вместе с Мадонной.

В 2006 году команда выпустила книгу Rise of the Ogre («Становление чудовища»), рассказанную от лица самих персонажей. А в 2009-м вышел документальный фильм Bananaz, раскрывающий закулисье проекта. Хотя после этого было объявлено о возможной приостановке деятельности Gorillaz, в 2010 году свет увидел третий альбом — Plastic Beach.

Альбом ознаменовал собой новую эру в эстетике Gorillaz. Он поднялся на второе место в британском и американском чартах и включал 16 треков, среди которых — Stylo, клип на который стал первым видео с участием голливудской звезды: Брюса Уиллиса. В сюжете он устраивает автопогоню за участниками Gorillaz, которая заканчивается их поражением.

В декабре 2010 года был выпущен экспериментальный альбом The Fall, созданный Албарном во время тура, с минимальными средствами — преимущественно на iPad. Изначально он был доступен лишь подписчикам официального сайта Gorillaz, а широкая публика смогла услышать его в 2011 году.

В 2012-м Албарн признался, что между ним и Хьюлеттом возник конфликт: последний чувствовал, что его роль в проекте ограничивается иллюстрациями. Будущее группы оказалось под вопросом. Но в 2015 году в журнале Rolling Stone появилось подтверждение, что проект возвращается: Албарн и Хьюлетт вновь работают вместе.

Humanz, The Now Now и мультимедийные форматы

К 2016 году создатели начали активно развивать внутреннюю вселенную Gorillaz. Были опубликованы «книги» от лица каждого персонажа — The Book of Noodle, Russel, Murdoc и 2-D — а также появился Instagram-аккаунт Нудл. В апреле 2017 года состоялся релиз пятого студийного альбома Humanz — на волне интереса к политическим и культурным событиям в мире. Альбом включал 20 треков, а видео на Saturnz Barz сняли в формате 360° и потратили на него около $800 000.

С поддержкой нового материала коллектив отправился в масштабное турне Humanz Tour, а затем организовал собственный музыкальный фестиваль Demon Dayz в британском парке аттракционов.

В 2018 году вышел шестой альбом — The Now Now, более минималистичный и меланхоличный. Релиз сопровождался игрой Free Murdoc, в которой фанаты «освобождали» одного из главных персонажей, оказавшегося в тюрьме. В турне его временно заменил Эйс из Powerpuff Girls — ещё один мультяшный злодей.

Проект Song Machine и мировое турне

Возвращение Мёрдока ознаменовалось началом новой главы: Song Machine, Season One: Strange Timez (2020) стал экспериментальной серией синглов, клипов и коллабораций. Gorillaz записали треки с Робертом Смитом, Элтоном Джоном, 6lack и другими артистами. Проект сочетал эпизодическую структуру с концепцией альбома и активно развивался на платформах YouTube и социальных сетях.

Группа провела тур Song Machine Live (2020–2021), а затем отправилась в мировой тур в 2022 году, охватив Европу, Америку и Австралию.

Современный этап

В 2023 году Gorillaz вновь подтвердили свою актуальность в музыкальной индустрии, выпустив восьмой студийный альбом Cracker Island. Пластинка стала результатом сотрудничества с рядом выдающихся артистов, среди которых — рок-легенда Стиви Никс (Fleetwood Mac), виртуоз бас-гитары Thundercat, латиноамериканская суперзвезда Bad Bunny, а также Beck и Tame Impala. Участие столь разностилевых исполнителей лишь подчеркнуло эклектичную и гибкую природу проекта Gorillaz, свободно балансирующего между жанрами и культурными кодами.

Cracker Island вышел сразу в двух версиях — стандартной и делюкс. Последняя включала дополнительные композиции, которые ранее планировались как часть второй главы веб-сериала Song Machine. Однако планы по продолжению сериала были временно отложены, и некоторые наработки нашли новое воплощение в альбоме. Это решение не только сохранило материал, но и помог сплотить его вокруг единой концепции — воображаемого культа, в который вовлечены участники Gorillaz.

Критики восприняли альбом крайне положительно. Рецензенты отмечали свежесть звучания, мастерство продюсирования и органичное взаимодействие приглашённых артистов с узнаваемым стилем Албарна. Cracker Island возглавил престижные чарты — US Top Rock Albums, US Top Alternative Albums (по версии Billboard), UK Albums Chart, а также занял высокие позиции в европейских и азиатских хит-парадах. Этот успех подтвердил, что Gorillaz остаются влиятельным проектом, сохраняющим художественную автономию и культурный вес.

В том же году интерес к личности Дэймона Албарна усилился благодаря документальному фильму «Дэймон Албарн. Современная британская сказка», премьера которого состоялась на Первом канале. Картина представила зрителям многогранный портрет музыканта — от ранних лет в Blur до его роли как идеолога Gorillaz и других музыкальных инициатив, включая The Good, the Bad & the Queen и оперу Monkey: Journey to the West. Документальный проект подчеркнул не только артистическую эволюцию Албарна, но и его вклад в культурное переосмысление музыкального искусства начала XXI века.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share