Ноль — история группы
«Ноль» — советская и российская рок-группа, основанная в 1985 году певцом и баянистом Фёдором Чистяковым вместе с барабанщиком Алексеем Николаевым и гитаристом Анатолием Платоновым.
Зарождение коллектива
История будущей группы «Ноль» началась в 1983 году, когда Фёдор Чистяков, Алексей Николаев и Анатолий Платонов, оказавшиеся в одном классе 532-й школы, решили создать собственный ансамбль. Первое выступление состоялось осенью того же года на районном конкурсе под названием «Красногвардеец», где они выступили как подростковый вокально-инструментальный ансамбль. В составе Фёдор Чистяков играл на электрооргане, Алексей Николаев — на гитаре, Анатолий Платонов — на басу, а за ударной установкой стоял Сергей Агапов. Вокальные партии исполняла приглашённая одноклассница Светлана Филиппова. Успешное участие в конкурсе принесло коллективу возможность выступить на танцах в клубе «Красногвардеец», где музыканты провели свой первый настоящий концерт.
После дебюта основатели проекта начали собираться втроём и писать собственные песни. Репетиции проходили преимущественно у Алексея Николаева дома, где участники экспериментировали со звучанием и подбирали материал. Название «Scrap», выбранное для первой версии группы, переводилось как «металлолом» — символический намёк на юношеский протест и стремление к самовыражению.
Весной 1984 года, когда мать Фёдора Чистякова на некоторое время легла в больницу, музыканты воспользовались свободным пространством в его коммунальной комнате для записи первого альбома. Среди песен особенно выделялась композиция «Любовь», где впервые, в шутливой форме, прозвучал баян — инструмент, который впоследствии стал неотъемлемой частью стиля Фёдора Чистякова и фирменного звучания «Ноля».
На тот момент вокальные партии в основном исполнял Алексей Николаев, а Фёдор Чистяков ограничивался бэк-вокалом, испытывая стеснение перед сольным исполнением. Запись распространялась среди школьных друзей и знакомых, постепенно приобретая характер домашнего магнитного самиздата. Лишь спустя многие годы, в 2000-м, этот ранний материал был официально издан, став документом зарождения одного из самых самобытных коллективов ленинградской рок-сцены.
В 1985 году Фёдор Чистяков наткнулся в газете «Смена» на заметку о том, что в Доме юного техника Андрей Тропилло бесплатно записывает начинающих рок-музыкантов. Он принёс туда демозапись «Scrap», после чего Тропилло согласился работать с коллективом, но предложил русифицировать название. Так появилось лаконичное и символичное имя — «Ноль».
Первый альбом и признание
В 1986 году на студии Тропилло Чистяков и Николаев записали первый магнитоальбом «Музыка драчёвых напильников», выдержанный в духе панк-рока с элементами городской сатиры. В том же году группа впервые вышла на сцену Ленинградского рок-клуба, где была тепло принята публикой и коллегами по сцене.
Участие «Ноля» в пятом фестивале Ленинградского рок-клуба и на «Подмосковных вечерах» в Черноголовке укрепило их репутацию одной из самых самобытных формаций своего поколения. Концертные записи этих лет позже вошли в двойной альбом «Школа жизни», выпущенный уже после распада группы.
«Сказки» и взлёт популярности
В 1989 году вышел второй альбом — «Сказки», принесший коллективу широкое признание. Через год он был переиздан фирмой «Мелодия». Сатирические и абсурдистские тексты Чистякова, а также оригинальное звучание баяна сделали песни «Сказка о колбасе», «Коммунальные квартиры», «Доктор Хайдер» и «Болты вперёд» хитами андеграундной сцены конца 1980-х.
После службы барабанщика Алексея Николаева в армии группа записала третий альбом «Северное буги» (1990), где проявилось стремление к более сложным и насыщенным музыкальным формам. Материал стал разнообразнее по аранжировкам и настроению, отражая переход от уличной иронии к более зрелым темам.
Осенью 1991 года вышла пластинка «Песня о безответной любви к Родине», ставшая самой известной работой «Ноля». В неё вошли песни «Улица Ленина», «Этот русский Rock-n-roll», «Песня о настоящем индейце» и культовая «Человек и кошка». Видеоклипы на композиции «Человек и кошка» и «Иду — курю» часто транслировались на телевидении, закрепив успех группы и сделав Чистякова одной из ярких фигур эпохи перестройки.
В 1992 году, уже без гитариста Геннадия Старикова, «Ноль» записал альбом «Полундра!», отличавшийся жёстким звучанием и саркастическими текстами. Среди наиболее заметных треков — «Мажорище», «Блуждающий биоробот», «Звуки природы (Мухи)» и «Школа жизни». Песня «Говнорок» из этого альбома породила одноимённый термин, которым журналисты обозначали самодельный, грубый, но честный русский рок тех лет.
Во время записи альбома «Полундра!» в 1992 году судьба группы резко изменилась. Фёдор Чистяков оказался в следственном изоляторе «Кресты» по обвинению в покушении на убийство своей сожительницы Ирины Линник. Суд признал музыканта невменяемым, и он был направлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу имени Скворцова-Степанова. После выписки Чистяков вступил в религиозное движение свидетелей Иеговы, что также повлияло на его мировоззрение и творческий путь.

Период 1992–1997 годов стал временем почти полной тишины для «Ноля». Оставшиеся участники предприняли попытку сохранить деятельность под названием «Ноль без палочки», выпустив альбом «Бредя», записанный без участия Чистякова. В то же время барабанщик Алексей «Николс» Николаев и басист Дмитрий «Монстр» Гусаков участвовали в сторонних музыкальных проектах, в частности в записи альбома Глеба Сальникова «Помнишь ли ты?..» (1994).
Второе дыхание
К концу десятилетия группа ненадолго возродилась. В 1997–1998 годах собрался почти классический состав — Чистяков, Николаев, Гусаков и Стариков, к которым присоединился гитарист Пётр Струков из «Детей». Музыканты дали несколько концертов под названиями «Фёдор Чистяков и Оркестр электрического фольклора» и «Фёдор Чистяков и Ноль», однако проект просуществовал недолго. Весной 1998 года группа окончательно прекратила существование. Итогом короткого возрождения стал концертный альбом «Что так сердце растревожено», включавший инструментальные композиции, обновлённые версии старых песен и новые произведения Чистякова.
После распада фронтмен занялся сольным творчеством и собрал коллектив «Зелёная комната», где время от времени появлялись бывшие участники «Ноля». Московский лейбл «Отделение ВЫХОД» занялся переизданием дискографии группы: в 2003 году вышел сборник архивных записей «Созрела дурь» (часть треков была записана при участии Сергея Селюнина из группы «Выход»), а в 2007-м — обновлённое издание «Полундры!». Позднее увидели свет и концертные релизы — «6 Ленинградский рок-фестиваль» (2010) и «Горбушка 1988» (2011).
С 2010 года Фёдор Чистяков выступает с собственным проектом «F4Band» (или «Чистяков Бэнд»). В течение долгого времени он принципиально не исполнял песни «Ноля», считая их противоречащими своим новым убеждениям. Тем не менее в 2016 году, к 30-летию коллектива, он представил сборник перезаписанных хитов «Ноль +30», возвращаясь к прошлому уже с иной интонацией.
31 июля 2017 года группа «Ноль» выпустила первый за многие годы сингл «Время жить» — песню, начатую ещё в 1992-м и завершённую спустя четверть века. Композиция стала последней совместной работой Чистякова и барабанщика Алексея «Николса» Николаева. Осенью 2017 года было объявлено о возрождении коллектива в классическом составе, однако планы не осуществились: Чистяков эмигрировал в США, и полноценного воссоединения не произошло. Сегодня деятельность «Ноля» ограничивается переизданием архивных записей, но влияние группы на отечественный рок остаётся заметным и по сей день.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
 
		 
				





