Ноль

Ноль — история группы


«Ноль» — советская и российская рок-группа, основанная в 1985 году певцом и баянистом Фёдором Чистяковым вместе с барабанщиком Алексеем Николаевым и гитаристом Анатолием Платоновым.

Зарождение коллектива

История будущей группы «Ноль» началась в 1983 году, когда Фёдор Чистяков, Алексей Николаев и Анатолий Платонов, оказавшиеся в одном классе 532-й школы, решили создать собственный ансамбль. Первое выступление состоялось осенью того же года на районном конкурсе под названием «Красногвардеец», где они выступили как подростковый вокально-инструментальный ансамбль. В составе Фёдор Чистяков играл на электрооргане, Алексей Николаев — на гитаре, Анатолий Платонов — на басу, а за ударной установкой стоял Сергей Агапов. Вокальные партии исполняла приглашённая одноклассница Светлана Филиппова. Успешное участие в конкурсе принесло коллективу возможность выступить на танцах в клубе «Красногвардеец», где музыканты провели свой первый настоящий концерт.

После дебюта основатели проекта начали собираться втроём и писать собственные песни. Репетиции проходили преимущественно у Алексея Николаева дома, где участники экспериментировали со звучанием и подбирали материал. Название «Scrap», выбранное для первой версии группы, переводилось как «металлолом» — символический намёк на юношеский протест и стремление к самовыражению.

Ноль

Весной 1984 года, когда мать Фёдора Чистякова на некоторое время легла в больницу, музыканты воспользовались свободным пространством в его коммунальной комнате для записи первого альбома. Среди песен особенно выделялась композиция «Любовь», где впервые, в шутливой форме, прозвучал баян — инструмент, который впоследствии стал неотъемлемой частью стиля Фёдора Чистякова и фирменного звучания «Ноля».

На тот момент вокальные партии в основном исполнял Алексей Николаев, а Фёдор Чистяков ограничивался бэк-вокалом, испытывая стеснение перед сольным исполнением. Запись распространялась среди школьных друзей и знакомых, постепенно приобретая характер домашнего магнитного самиздата. Лишь спустя многие годы, в 2000-м, этот ранний материал был официально издан, став документом зарождения одного из самых самобытных коллективов ленинградской рок-сцены.

В 1985 году Фёдор Чистяков наткнулся в газете «Смена» на заметку о том, что в Доме юного техника Андрей Тропилло бесплатно записывает начинающих рок-музыкантов. Он принёс туда демозапись «Scrap», после чего Тропилло согласился работать с коллективом, но предложил русифицировать название. Так появилось лаконичное и символичное имя — «Ноль».

Первый альбом и признание

В 1986 году на студии Тропилло Чистяков и Николаев записали первый магнитоальбом «Музыка драчёвых напильников», выдержанный в духе панк-рока с элементами городской сатиры. В том же году группа впервые вышла на сцену Ленинградского рок-клуба, где была тепло принята публикой и коллегами по сцене.

Ноль

Участие «Ноля» в пятом фестивале Ленинградского рок-клуба и на «Подмосковных вечерах» в Черноголовке укрепило их репутацию одной из самых самобытных формаций своего поколения. Концертные записи этих лет позже вошли в двойной альбом «Школа жизни», выпущенный уже после распада группы.

«Сказки» и взлёт популярности

В 1989 году вышел второй альбом — «Сказки», принесший коллективу широкое признание. Через год он был переиздан фирмой «Мелодия». Сатирические и абсурдистские тексты Чистякова, а также оригинальное звучание баяна сделали песни «Сказка о колбасе», «Коммунальные квартиры», «Доктор Хайдер» и «Болты вперёд» хитами андеграундной сцены конца 1980-х.

Ноль

После службы барабанщика Алексея Николаева в армии группа записала третий альбом «Северное буги» (1990), где проявилось стремление к более сложным и насыщенным музыкальным формам. Материал стал разнообразнее по аранжировкам и настроению, отражая переход от уличной иронии к более зрелым темам.

Ноль

Осенью 1991 года вышла пластинка «Песня о безответной любви к Родине», ставшая самой известной работой «Ноля». В неё вошли песни «Улица Ленина», «Этот русский Rock-n-roll», «Песня о настоящем индейце» и культовая «Человек и кошка». Видеоклипы на композиции «Человек и кошка» и «Иду — курю» часто транслировались на телевидении, закрепив успех группы и сделав Чистякова одной из ярких фигур эпохи перестройки.

В 1992 году, уже без гитариста Геннадия Старикова, «Ноль» записал альбом «Полундра!», отличавшийся жёстким звучанием и саркастическими текстами. Среди наиболее заметных треков — «Мажорище», «Блуждающий биоробот», «Звуки природы (Мухи)» и «Школа жизни». Песня «Говнорок» из этого альбома породила одноимённый термин, которым журналисты обозначали самодельный, грубый, но честный русский рок тех лет.

Ноль

Во время записи альбома «Полундра!» в 1992 году судьба группы резко изменилась. Фёдор Чистяков оказался в следственном изоляторе «Кресты» по обвинению в покушении на убийство своей сожительницы Ирины Линник. Суд признал музыканта невменяемым, и он был направлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу имени Скворцова-Степанова. После выписки Чистяков вступил в религиозное движение свидетелей Иеговы, что также повлияло на его мировоззрение и творческий путь.

Ноль

Период 1992–1997 годов стал временем почти полной тишины для «Ноля». Оставшиеся участники предприняли попытку сохранить деятельность под названием «Ноль без палочки», выпустив альбом «Бредя», записанный без участия Чистякова. В то же время барабанщик Алексей «Николс» Николаев и басист Дмитрий «Монстр» Гусаков участвовали в сторонних музыкальных проектах, в частности в записи альбома Глеба Сальникова «Помнишь ли ты?..» (1994).

Второе дыхание

К концу десятилетия группа ненадолго возродилась. В 1997–1998 годах собрался почти классический состав — Чистяков, Николаев, Гусаков и Стариков, к которым присоединился гитарист Пётр Струков из «Детей». Музыканты дали несколько концертов под названиями «Фёдор Чистяков и Оркестр электрического фольклора» и «Фёдор Чистяков и Ноль», однако проект просуществовал недолго. Весной 1998 года группа окончательно прекратила существование. Итогом короткого возрождения стал концертный альбом «Что так сердце растревожено», включавший инструментальные композиции, обновлённые версии старых песен и новые произведения Чистякова.

После распада фронтмен занялся сольным творчеством и собрал коллектив «Зелёная комната», где время от времени появлялись бывшие участники «Ноля». Московский лейбл «Отделение ВЫХОД» занялся переизданием дискографии группы: в 2003 году вышел сборник архивных записей «Созрела дурь» (часть треков была записана при участии Сергея Селюнина из группы «Выход»), а в 2007-м — обновлённое издание «Полундры!». Позднее увидели свет и концертные релизы — «6 Ленинградский рок-фестиваль» (2010) и «Горбушка 1988» (2011).

Ноль

С 2010 года Фёдор Чистяков выступает с собственным проектом «F4Band» (или «Чистяков Бэнд»). В течение долгого времени он принципиально не исполнял песни «Ноля», считая их противоречащими своим новым убеждениям. Тем не менее в 2016 году, к 30-летию коллектива, он представил сборник перезаписанных хитов «Ноль +30», возвращаясь к прошлому уже с иной интонацией.

31 июля 2017 года группа «Ноль» выпустила первый за многие годы сингл «Время жить» — песню, начатую ещё в 1992-м и завершённую спустя четверть века. Композиция стала последней совместной работой Чистякова и барабанщика Алексея «Николса» Николаева. Осенью 2017 года было объявлено о возрождении коллектива в классическом составе, однако планы не осуществились: Чистяков эмигрировал в США, и полноценного воссоединения не произошло. Сегодня деятельность «Ноля» ограничивается переизданием архивных записей, но влияние группы на отечественный рок остаётся заметным и по сей день.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Ноль?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя