Сектор Газа — история группы

Сектор Газа — советская и российская панк-рок-группа, основанная 5 декабря 1987 года в Воронеже. Лидером группы и автором песен был Юрий Хой.

Создание группы

Название музыкальной группы «Сектор Газа» произошло от названия промышленного района на левом берегу Воронежа, известного как воронежский рок-клуб. Этот район в шутку получил название «Сектор газа» из-за многочисленных дымящихся фабрик и заводов, а также из-за ассоциаций с часто упоминаемым в советских СМИ Сектором Газа на Ближнем Востоке.

В конце 1980-х Юрий Клинских познакомился с Александром Кочергой, известным под псевдонимом Ухват, который с друзьями создал в Воронеже рок-клуб по образцу ленинградского. Сначала Клинских помогал с организационными вопросами, будучи сотрудником ГАИ, но после того, как Ухват отметил его талант в исполнении песен, посоветовал Юрию создать собственный музыкальный коллектив. Клинских начал писать песни весной, и к зиме сложился репертуар будущей группы «Сектор Газа».

Изначально группа состояла из одного Клинскиха, который выступал сольно с гитарой, иногда сопровождаемый гитаристами и однажды бас-гитаристом Михаилом Финком. Постоянный состав был сформирован не в декабре 1989 года, как иногда утверждается, а в июне 1988 года. Тогда к Юрию присоединились барабанщик Олег Крючков и бас-гитарист Семён Титиевский. Группа начала выступать в местном рок-клубе и быстро завоевала популярность.

С 1988 по 1990 год «Сектор Газа» делил сцену с такими приезжими группами, как «Постоянство памяти», «Звуки Му», «Гражданская оборона» и другие.

Группа Сектор Газа в 1992 году

В апреле 1989 года группа была приглашена на фестиваль рок-клуба в Череповце, где их выступление прошло успешно, принеся первых поклонников за пределами Воронежа.

После распада воронежской группы «Фаэтон» на их репетиционной базе осталось оборудование, и экс-участник этой группы Андрей Дельцов стал звукорежиссёром, у которого записывались многие местные рокеры. Летом 1989 года «Сектор» записал альбомы «Плуги-вуги» и «Колхозный панк», которые из-за плохого качества не получили широкого распространения. В это время клавишником в группе был Алексей Ушаков, а гитарист Игорь Кущев заменил Сергея Тупикина.

В 1990 году «Сектор Газа» записал альбомы «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь» в профессиональной студии в Воронеже. Чтобы оплатить аренду студии, Юрий продал свой мотоцикл «Ява». Татьяна Фатеева, которую порекомендовал Игорь Кущев, присоединилась к группе как вокалистка и выступала с ними в течение трех лет.

Песни Юры Хоя, наполненные описаниями жизни социальных низов и провинциального рабочего класса, с использованием разговорной и ненормативной лексики, стали популярны среди многих слушателей. Несмотря на это, группа долгое время оставалась малоизвестной за пределами родного города.

На пике популярности

Коллектив «Сектор Газа» добился всероссийской известности в 1990 году, когда их альбомы «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь» были отправлены в Москву благодаря помощи знакомого Юрия Клинскиха, который занимался дистрибуцией аудиопродукции. Это привлекло внимание московского бизнесмена Фиделя Симонова, который, услышав материалы группы, приехал в Воронеж для знакомства с музыкантами и вскоре пригласил их на запись следующего альбома в Москву и организовал им концерты.

В начале 1991 года группа записала альбом «Ночь перед Рождеством» на студии «Мир» в Москве. В это время произошли изменения в составе: барабанщика Олега Крючкова сменил Александр Якушев, а бас-гитариста Семёна Титиевского уволили, а затем из-за творческих разногласий ушёл гитарист Игорь Кущев, и его место занял Андрей Дельцов, который впоследствии стал звукорежиссёром группы.

Концерт группы Сектор Газа

Возникшие разногласия с новым администратором, который планировал организовать гастроли нескольких составов «Сектора Газа» по стране, привели к прекращению совместной работы. Однако вскоре после этого с Юрием Клинскихом связался московский продюсер Сергей Савин, предложивший сотрудничество и организовавший гастрольный тур по стране. Несмотря на популярность группы, многие поклонники не знали, как выглядят её участники, что привело к массовым выступлениям двойников под фонограммы группы.

В 1991 году альбом «Колхозный панк», записанный на студии новой звукозаписывающей компании «Gala Records», был издан на виниле и сопровождался видеоклипом на заглавную песню, который демонстрировался в центральном телевидении. Это значительно повысило узнаваемость группы по всей стране.

В том же году «Сектор Газа» участвовал в съёмках популярной программы «А», что также способствовало росту их популярности. Их записи стали лидерами продаж среди музыкальных киосков Москвы, и к концу 1991 года группа заняла первое место в рейтинге «Комсомольской правды» и вошла в десятку лучших рок-групп по версии журнала «Пульс».

В следующие годы «Сектор Газа» продолжал активно гастролировать и выпускать альбомы, меняя музыкальное направление и текстовое содержание, что привлекало новую аудиторию и поддерживало интерес к группе. Все изменения в составе и стиле, переход к более серьёзной лирике и участие в крупных фестивалях и мероприятиях только укрепляли позиции группы на российской рок-сцене.

Закат творчества

В конце 1997 года Юрий Клинских заинтересовался идеей создания целиком мистического альбома в стиле тяжёлого рэпа. Однако этот проект так и не был реализован в ближайшее время из-за творческого кризиса, который заставил его отложить работу над новыми песнями и продолжить гастрольную деятельность. Во второй половине 1998 года к коллективу временно присоединился бас-гитарист Валерий Подзоров, но из-за его неумения играть на басу его увольняют летом того же года.

Для заполнения творческой паузы в июне 1998 года был выпущен сборник лирических композиций под названием «Баллады». Вскоре после этого, в августе 1998 года, экономический кризис в России серьезно ударил по группе. «Gala Records», специализирующаяся на западной поп-музыке, закрыла все русские проекты и приостановила сотрудничество с «Сектором Газа». Но несмотря на эти трудности, Юрий продолжал экспериментировать с музыкой и сотрудничал с воронежским диджеем Алексеем Брянцевым над техно-ремиксами популярных песен группы. Из-за кризиса сборник ремиксов «Extasy» был издан только в ноябре 1999 года, вместе с «Extasy 2».

1999 год оказался непростым для Юрия Клинскиха и «Сектора Газа» из-за творческого кризиса, давления со стороны лейбла, финансовых и бытовых проблем. Несмотря на это, группа продолжала активно гастролировать по стране и во второй раз посещала Германию. В конце года был переиздан сборник «Коллекция», включающий одиннадцать альбомов в общей коробке с комиксом, нарисованным Дмитрием Самборским.

Последний альбом группы «Восставший из Ада» был записан в 2000 году и вышел уже после смерти Юрия Клинскиха, который скончался 4 июля 2000 года. Этот альбом стал самым мистическим и тяжёлым в истории группы. 25 июня 2000 года Юрий Клинских последний раз выступил на сцене, это произошло в Москве на малой спортивной арене «Лужники». Во время концерта произошел сбой с минусовкой, и Юрий не смог закончить выступление, что символически стало прощанием со сценой. Спустя десять дней после этого выступления Юрий Клинских умер, и с его смертью завершилась история «Сектора Газа».

После смерти Юрия Хоя

После смерти Юрия Клинских, лидера и основателя «Сектора Газа», появились несколько проектов, продолжающих дух его музыки, включая группы «Ex-Сектор Газа», «Сектор Газовой Атаки» и «С. Г.». Эти группы включали в себя бывших участников распавшегося коллектива, но не смогли достичь такого же уровня популярности, как оригинальный «Сектор Газа». Однако в 2008 году песня «Допился» из проекта Игоря Кущева «Ex-Сектор Газа» неожиданно попала в саундтрек к фильму Гая Ричи «Рок-н-рольщик», что принесло проекту определенное внимание.

В апреле 2001 года, спустя год после смерти Клинскиха, «Сектор Газа» был выдвинут на получение премии «Рекордъ-2001» в номинации «исполнитель года» российской звукозаписывающей индустрии. Среди претендентов на звание также были Земфира, Алсу и группа «Би-2». Это выдвижение подчеркивает влияние и значимость творчества Юрия Клинских и «Сектора Газа» на российскую музыкальную сцену.

Спустя годы, в 2015 году, компания «Warner Music Russia» заявила о выпуске альбома с неизданными песнями Юрия Клинских, а также сборника лучших треков «Сектора Газа». Выпуск такого релиза указывает на сохраняющийся интерес к творчеству группы. Сборник под названием «Вой на Луну» был издан 13 ноября того же года и в 2016 году выпущен на виниле, что позволило новым поколениям поклонников открыть для себя музыку Клинских в новом звучании и формате.

Память

Ирина Клинских, дочь Юрия Хоя, спустя 15 лет после смерти своего отца, инициировала выпуск сборника с неизданными песнями. Этот альбом включил треки, записанные Клинских под акустическую гитару в начале 1980-х годов. Официальная презентация прошла 13 ноября, в пятницу, что добавило мероприятию особой символичности.

С течением времени интерес к творчеству Юрия Клинских и «Сектора Газа» не угасает, а напротив, усиливается благодаря усилиям поклонников и последователей. Музыканты различных проектов объединяются для того, чтобы классические хиты звучали и в наше время. В интернете регулярно появляются новые ремиксы на песни группы.

В 2017 году песня «Лирика», в новом исполнении Марии Качановой из проекта MASHA & DJ’s, получила высокую оценку от фанатов. В том же году группа «Сектор газовой атаки» начала тур в честь 30-летия оригинального «Сектора Газа», который продолжился и в следующем году, включая концерты в Рязани, Минске и Воронеже.

Культурное влияние группы также видно в театральной постановке панк-оперы «Кащей Бессмертный», которая прошла в конце 2017 года в Москве и Санкт-Петербурге.

Память о Юрии Клинских продолжает жить в сердцах поклонников и музыкантов. В октябре 2020 года, к 20-летию со дня его смерти, в московском «Главclub Green Concert» состоялся концерт, организованный при поддержке Ирины Клинских. Концерт собрал множество специальных гостей, желающих отдать дань уважения легендарному музыканту.

Ирина Клинских также внесла значительный вклад в сохранение наследия своего отца, опубликовав в 2022 году книгу «Хой! Опасный путь через туман» в соавторстве с писателем Романом Богословским. Книга рассказывает о жизни Хоя и ключевых моментах истории «Сектора Газа», основываясь на воспоминаниях близких и коллег певца.

Открытие новых аспектов биографии Юрия Клинских, включая его принадлежность к либеральной партии, продолжает удивлять и заинтересовывать поклонников, подчёркивая сложность и многогранность его личности.

Альбомы

  • Плуги-вуги
  • Колхозный панк
  • Зловещие мертвецы
  • Ядрёна вошь
  • Ночь перед Рождеством
  • Колхозный панк
  • Гуляй, мужик!
  • Нажми на газ
  • Сектор Газа
  • Танцы после порева
  • Кащей Бессмертный
  • Газовая атака
  • Наркологический университет миллионов
  • Сектор Газа (ремейк)
  • Восставший из ада

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • И все таки, не Клавишист, а Клавишник!