Александр Покрышкин – летчик-ас, военачальник, маршал авиации. Первый человек, трижды удостоенный звания Героя Советского Союза. Провел почти 160 воздушных боев с фашистами, самостоятельно сбил 59 самолетов противника и еще 6 в групповом бою. По результативности его опередил только один пилот-истребитель – Иван Кожедуб.
Природа скупа. Она редко рождает одаренных людей, а настоящую гениальность дает и того реже. Неординарным людям всегда нелегко, судьба их складывается труднее, они умеют доставлять неудобства окружающим. Причина, скорее всего, кроется в характере. У выдающихся людей и характер будь здоров, не сахар. Однако на самом характере далеко не уедешь, его еще надо проявить, а на это нужна воля. Если в человеке сочетаются эти два качества, он неизбежно станет выдающейся личностью, такой, как Александр Покрышкин. Его судьба во многом сложилась благодаря времени, в котором он жил – патриотическом, романтическом и одновременно тяжелом. Говорили, что ему везло, но только он сам знал, чего стоит это везение.
Родился Александр Покрышкин 6 марта 1913 года в городе Новониколаевск (сейчас это Новосибирск) Томской губернии. Отец – Иван Покрышкин был простым рабочим, мама занималась домом и детьми, которых в семье родилось семеро – шесть сыновей и одна дочка. Доходы семьи были более, чем скромными. Так же жили и другие семьи по соседству. Дети были предоставлены сами себе, поэтому иногда воровали, дрались, били стекла в окнах. Совсем недавно отшумела Первая мировая война, нужно было восстанавливать страну, и подрастающим поколением почти никто не занимался.
Саша отличался от других детей. Можно сказать, что он сам занимался своим воспитанием и всесторонним развитием. В школе получал хорошие отметки, любил читать. С двенадцатилетнего возраста его заинтересовала авиация. После окончания семилетки парень начал трудовую биографию на стройке. Примерно в те годы пришла настоящая слава к летчику-испытателю Валерию Чкалову. Вдохновленный его примером Покрышкин тоже начал мечтать о небе.
Но пока оно оставалось только в мечтах, а повседневная жизнь протекала достаточно прозаично. В 1930-м Александр поссорился с отцом, ушел из дома, стал студентом местного технического училища, и за полтора года выучился на слесаря-лекальщика. Потом был вечерний институт сельскохозяйственного машиностроения. Парень днем работал в качестве слесаря-инструментальщика завода «Сибкомбинатстрой», а вечерами ходил на занятия. В 1931-м стал членом ВЛКСМ. В июне 1932 года ушел добровольцем в Красную Армию. И все это время молодой человек не переставал думать о полетах.
В том же, 1932-м Покрышкин получил направление, и стал курсантом 3-й Пермской авиационной школы. Он очень радовался такому повороту в биографии, и пока еще не знал, что из этой школы выходят не летчиками, а техниками. Спустя годы Александр вспоминал, как говорил начальник школы, о том, что все хотят повторить судьбу Чкалова и летать, но кому то же надо заниматься и моторами.
Покрышкин с головой ушел в учебу. Гораздо позже он поймет, что именно благодаря этой школе он начал хорошо разбираться в устройстве самолетов, обзавелся техническими навыками, впоследствии не раз спасшими ему жизнь в годы войны.
Покрышкина по-прежнему не принимали в летную школу, но он упорно готовился к тому, что однажды все-таки его мечта осуществится. Александр прыгал с парашютом, водил планеры, и только осенью 1938-го ему повезло оказаться за штурвалом У-2. Возможность побывать в небе выпадала очень редко, поэтому вместо практики будущий ас «штурмовал» теорию.
Его старания вскоре оценили. В ноябре 1938-го Покрышкин стал курсантом Качинской летной школы, из стен которой вышел спустя год, имея красный диплом и специальность «летчик-истребитель». Александру предлагали остаться в этой же школе в качестве инструктора, но он категорически отказался. Он не мог отказаться от своей мечты летать, а не учить других.
Александр Покрышкин прошел всю войну, от первого ее дня до победы 9 мая 1945-го. Первый вражеский самолет отважный летчик сбил уже на второй день войны.
Участвуя в воздушных боях, Александр с горечью отмечал, что небо над его родиной очень слабо защищено от врага. Тактика нападения не вырабатывалась, пилоты дрались вслепую, техническое оснащение хромало. Да и что можно было ожидать, если в авиационных мастерских занимались выпуском танков. Защита воздушного пространства СССР держалась только на патриотизме и героизме летчиков-истребителей. Спустя много лет Александр скажет, что тот, кто не был на фронте в 1941-1942-м годах, не знает, что такое настоящая война.
Первую награду – орден Ленина, Покрышкин получил за то, что добыл ценные данные о противнике. Шел декабрь 1941-го, снег шел постоянно, мешая наземной разведке выполнять поставленную задачу. В итоге они не смогли точно определить, где дислоцируется танковая часть Пауля фон Клейста. Тогда в разведку отправился Покрышкин, несмотря на то, что вьюга мешала рассмотреть хоть что-нибудь на земле, и топливо в баке его самолета уже было почти на нуле. Ему удалось выполнить задачу, и благодаря добытым летчиком сведениям, Красная Армия отвоевала город Ростов.
1943-й год стал переломным не только в судьбе Покрышкина, но и всей авиации. Тщательно проанализировав предыдущие бои, летчик-истребитель разработал уникальные приемы ведения боя и патрулирования воздушного пространства. Его главной целью теперь стал ведущий, именно после выхода из строя главного самолета, вражеская эскадрилья теряла боеспособность.
Покрышкин продолжал нещадно крушить вражескую авиацию. В апреле 1943-го он сбил десять фашистских самолетов, за что ему первый раз присвоили звание Герой Советского Союза. Буквально за месяц он пополнил счет сбитых машин еще на 12 штук.
Август 1943-го, битва за Кубань. Покрышкин сбивает еще 22 немецких самолета. Вместе с ним сражались в воздухе и его ученики. Смелость и героизм Покрышкина отмечена очередной наградой – это вторая Звезда героя. Теперь его имя знал каждый советский человек.
19 августа 1944 года Александра снова награждают золотой Звездой, и он становится первым из всех советских военных, трижды удостоенных звания Герой Советского Союза. В журнале «Смена» появилась статья о прославленном летчике, там же разместили и его фотографию. Александра еще называли Ястребом небес. Такое точное имя дало ему американское издание True Comics, и оно вполне соответствовало действительности.
Великая Отечественная война для Покрышкина окончилась 24 июня 1945 года, когда он возглавил колонну 1-го Украинского фронта и прошел вместе с ней во время парада Победы на Красной площади.
Официальная статистика гласит, что Покрышкин за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 боев с врагом, уничтожил 59 боевых машин врага. Сам летчик-ас говорил, что на его счету 90 уничтоженных самолетов, но, по мнению историков, это слишком преувеличенные данные. Они считают, что Александр сбил чуть более сорока самолетов врага.
После победы Покрышкин продолжил службу. Энтузиазм прославленного летчика разбивался о сопротивление Василия Сталина, который на тот момент занимал должность командующего ВВС в Московском военном округе. Конфликт с сыном Вождя народов привел к тому, что звание генерал-майора авиации Покрышкину присвоили только после того, как умер Иосиф Сталин.
В 50-е годы Покрышкин перешел на службу в ПВО, продолжал подниматься по карьерной лестнице и ушел в отставку, будучи заместителем главнокомандующего войск ПВО СССР.
Александр Покрышкин страстно любил не только авиацию. К ней добавилась еще одна большая любовь – медсестра Мария Кузьминична, с которой он познакомился в 1942-м на Каспийском море. Любовь их была настолько сильной, что они писали письма друг другу ежедневно. Некоторые из них так и не дошли, по причине того, что адресат уже выбыл из места дислокации.
Официально свои отношения Александр и Мария оформили 1 апреля 1944-го, в Черниговке, деревне в Приморском крае. На тот момент новоиспеченная супруга летчика уже была беременна дочерью Светланой. К сожалению, она умерла в возрасте 52-х лет, у нее диагностировали рак. В 1947 году у супругов родился сын, которого назвали в честь отца Александром. Личная жизнь летчика-аса сложилась хорошо, дети радовали, вскоре появились внуки – Александр, Павел и Екатерина.
Покрышкин никогда не жаловался на здоровье, он чувствовал себя отменно. Трудился почти до самой смерти, был сотрудником Министерства обороны СССР.
Умер один из самых прославленных летчиков Советского Союза 13 ноября 1985 года от сердечной недостаточности. Ему шел 73-й год.
Местом упокоения Александра Покрышкина стало Новодевичье кладбище столицы. На могиле летчика установлен бюст с тремя Звездами Героя.
Комментарии
Покрышкин мне очень нравится он всем нравится ведь он трижды герой СССР
Он классный, если бы не он то нас сейчас здесь и не было бы
Странное в его лётной биографии то, что в 1941 году он сбил 2 самолёта и один в составе группы, в 1942, только 2 самолёта и вдруг с апреля 1943 прорвало. Его осенило? Ему дали хороший самолёт? Какое чудо произошло?
Я сильно восхищена его подвигом! И я не считаю что 90 самолётов перебор для такого героя как он! И нужно гордится такими людьми ведь они великий фронт нашей страны... Если бы не строгость Сталина, не терпение наших солдат мы бы не добились успеха!
хорошие слова
Списибо, Сталин! Спасибо, Покрышкин! Спасибо, люди что не сдались!