Апулей

Апулей — биография


Апулей — древнеримский писатель и философ-платоник II века, известный как автор романа «Метаморфозы» («Золотой осёл»), ритора и защитной речи «Апология».

Ранние годы и образование

Главным источником сведений о жизни Апулея считается его собственная «Апология», а также отдельные упоминания в сборнике речей «Флориды». Будущий писатель родился в городе Мадавра, находившемся в римской провинции Африка, на рубеже Нумидии и земель гетулов. Этот пограничный статус отражён в его самоопределении как «полунумидиец-полугетул». Первоначальное образование он получил на родине, а завершал обучение в Афинах, важнейшем интеллектуальном центре Средиземноморья II века. Там он изучал греческий язык, литературу и философию. Во «Флоридах» он метафорически описал процесс учёбы, говоря, что «пил из чаш поэтического вымысла, геометрии, диалектики, а больше всего — из бездонной чаши философии».

По окончании афинского периода Апулей переселился в Рим, где занялся судебным красноречием. Он писал речи для процессов, однако пребывание в столице оказалось для него слишком затратным, что вынудило философа вернуться в Африку. Римский опыт закрепил его навыки оратора и юриста, что позднее сыграло ключевую роль в защите собственной репутации.

Путешествие

Около 155–158 годов Апулей направился в Александрию, крупный культурный и философский центр эллинистического мира. Однако в пути он заболел и задержался в городе Эе (современный Триполи). Там он случайно встретил бывшего соученика по Афинам, гостеприимство которого принял. В доме этого товарища он познакомился с его матерью, богатой вдовой Пудентиллой. Женщина долгое время отвергала предложения о новом браке, несмотря на давление семьи, но прониклась к Апулею и дала согласие выйти за него замуж.

Апулей

Родственники покойного мужа Пудентиллы восприняли этот союз как угрозу своим интересам и попытались опорочить философа. Они обвинили его в колдовстве, утверждая, что он использовал магию, чтобы склонить вдову к браку. Апулей выступил на процессе с речью в собственную защиту. Судебное заседание завершилось его оправданием, а речь — «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии» — сохранилась и стала ценным автобиографическим источником, дающим уникальное представление о его личности и культурной среде римской Африки II века.

Карьера в Карфагене

После оправдания по обвинению в магии Апулей обосновался в Карфагене — одном из крупнейших городов римской Африки. Здесь он занял высокое религиозное положение, став верховным жрецом провинции, и дважды был удостоен прижизненных статуй, что свидетельствовало о признании его заслуг перед обществом. По некоторым данным, он проявлял интерес к культу богини Исиды, о чём можно судить по мотивам в «Метаморфозах». В то же время он резко и с сарказмом изображал служителей Сирийской богини, что отражает напряжённость религиозных практик в римской Африке II века.

Апулей

Вопрос о религиозной принадлежности Апулея остаётся предметом споров. Наряду с традиционным представлением о его связи с культами Востока существует мнение, что он мог быть ранним христианином. Однако подтверждений этому нет, а приведённые аргументы основаны лишь на косвенных толкованиях. Последние упоминания о нём в собственных речах позволяют заключить, что в 170-е годы он ещё был жив. Точное время и место его смерти неизвестны.

Значительное место фигура Апулея заняла в трудах Аврелия Августина, который учился в тех же местах — в Мадавре. В трактате «О граде Божьем» и в письмах Августин не раз обращался к его наследию, называя Апулея «африканец, наиболее известный из наших африканцев» (лат. qui nobis Afris Afer est notior). Для христианского мыслителя он представлял собой мага, чьи чудеса, по мнению языческих оппонентов, превосходили деяния Христа. «Метаморфозы» в таком ключе рассматривались как реальный опыт превращения самого автора, что свидетельствует о широкой и неоднозначной рецепции произведения.

О предках Луция Апулея сведения отсутствуют. Сам он упоминал, будто состоит в родстве с Плутархом по материнской линии. Большинство исследователей считают это литературной мистификацией: Апулей был восхищён сочинениями греческого философа и, вероятно, стремился таким образом подчеркнуть преемственность духовной традиции. Подобная практика была характерна для интеллектуальной культуры античности, где авторитетное имя усиливало собственный престиж и значимость.

Основные сочинения

Ключевым произведением Апулея стали «Метаморфозы в XI книгах» (Metamorphoseon libri XI). Уже в поздней античности, со времён Аврелия Августина, этот роман получил название «Золотой осёл» (Asinus aureus). Эпитет «золотой» относился не к содержанию, а к художественным достоинствам текста. Вставная новелла «Сказка об Амуре и Психее», содержащаяся в романе, приобрела самостоятельную ценность: её сюжет вдохновил Рафаэля, Бертеля Торвальдсена, русских писателей Ивана Богдановича и Сергея Аксакова. Позднее мотивы новеллы и всего романа использовали Джованни Боккаччо, Мигель де Сервантес, Генри Филдинг, Тобайас Смоллетт и многие другие.

Апулей
«Золотой осёл» Апулея — иллюстрация

Среди сохранившихся риторических сочинений выделяется «Апология» (Apologia), оригинальное название — Pro se de magia или сокращённо De magia. Этот текст традиционно считается речью, произнесённой на суде в защиту от обвинений в колдовстве. Однако ряд современных исследователей рассматривает её как литературную конструкцию в жанре апологии, а не подлинную стенограмму судебного выступления.

«Флориды» (Florida) представляют собой собрание из 23 речей и лекций, которые античная традиция делила на четыре книги. До наших дней дошла лишь краткая редакция, предположительно выполненная ритором Криспом Салюстием в конце IV века. В сочинении «О божестве Сократа» (De deo Socratis) Апулей рассуждал о природе «даймонов» — промежуточных существ между богами и людьми, что отражало интерес к платонической традиции.

Трактат «О Платоне и его учении» (De Platone et eius dogmate) содержал изложение натурфилософии и этических взглядов Платона. Произведение «О мире» (De mundo), дошедшее в латинском пересказе Апулея, основано на трактате перипатетической школы, который в древности ошибочно приписывался Аристотелю. По свидетельству Кассиодора, философ также перевёл на латынь «Введение в арифметику» Никомаха Герасского, продолжая линию сближения греческой и римской учености.

Античные авторы Присциан и Фульгенций упоминали роман Апулея «Гермагор» (Hermagoras), который до нашего времени не сохранился. Фрагментарно дошли и его стихи, примеры которых цитируются в «Апологии». По оценке филолога Марии Грабарь-Пассек, именно как романист Апулей проявил наиболее яркий талант, тогда как в поэзии он не вышел за пределы уровня обычного ритора, а собственные философские способности нередко переоценивал.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Апулей?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя