Аркадий Каманин — биография


Аркадий Каманин – военный летчик, ставший самым молодым пилотом в истории Второй мировой войны. Первый самостоятельный полет совершил в 14 лет.

Великая Отечественная война отгремела много лет назад, но ее отголоски слышны и сейчас. До сих пор в семьях чтят память сложивших свои головы на полях кровопролитных сражений. Война хоть и жестокий, но самый верный способ проверки патриотизма, а его в каждом советским человеке оказалось в избытке. Схватка со смертью стала испытанием для всех – мужчин и женщин, отцов и матерей, братьев и сестер, взрослых и детей. Детей войны. Один из них – Аркадий Каманин, герой и сын героя, «Летунок», как ласково называли его все, обычный советский мальчишка, с детства влюбленный в небо.

Раннее детство

Аркадий Каманин родился на Дальнем Востоке 2 ноября 1928 года. Его отца звали Николай Каманин, он офицер, опытный летчик, на которого мальчик равнялся всю свою жизнь. Старший Каманин служил на аэродроме, и часто брал сына с собой, где он и влюбился в небо и самолеты.

Отца часто переводили по службе, поэтому семья постоянно меняла место жительства. Одно время Каманины жили в Москве, в Доме на набережной, где отцу дали квартиру. Во время летних каникул мальчик дневал и ночевал на аэродроме, постигал тонкости профессии авиамеханика. В 1941 году тринадцатилетний подросток начал свою трудовую биографию на московском авиационном заводе, куда его приняли механиком.

Война

В самом начале войны отца переводят в Ташкент, он уезжает вместе с семьей. В феврале 1942 года Николай Каманин возглавил штурмовой авиакорпус, а Аркадий начал работать авиамехаником в той же воинской части. Несовершеннолетних детей отправляли в тыл, Аркадий тоже попадал в их число, но отказался уезжать. Его оставили еще и по той причине, что авиация нуждалась в грамотных специалистах, а подросток, не смотря на довольно юный возраст, уже хорошо разбирался в самолетах, и стал настоящим профи.

Юный летчик Аркадий Каманин

Мечтой Аркадия было небо, он очень хотел пилотировать. Но пока выполнял обязанности механика спецоборудования 423-й авиаэскадрильи связи Калининского фронта. Благодаря летней практике, молодой человек приобрел такой необходимый опыт, именно практика облегчила ему и теоретический курс. Первым самолетом Каманина стал двухместный У-2, на котором он взмыл ввысь.

Вначале парень сидел на месте штурмана и бортмеханика, и только в июле 1943-го ему официально разрешили выполнять самостоятельные полеты. Если бы не один случай, возможно, четырнадцатилетнего парня никто бы не подпустил к штурвалу, но после того, как Каманин сумел посадить машину самостоятельно, практически ничего не видя из-за попавших внутрь осколков стекла, получил разрешение. Опытный пилот дистанционно руководил посадкой, и Каманин выполнил ее вполне профессионально. После этого ему официально разрешили проходить летную подготовку. Спустя два месяца Аркадий сдавал экзамены, причем, не кому-нибудь, а собственному отцу, генерал-майору Николаю Каманину, который видел перед собой не сына, а опытного пилота, способного совершать самостоятельные полеты.

Сержант Аркадий Каманин выполнял разведывательные полеты, и каждый раз отец волновался, вернется ли он живым. Но его «Летунок» проявлял отвагу и героизм, доставлял секретную информацию на передовую, где ее так ждали командиры боевых подразделений. Кроме этого, Каманину удавалось добывать ценные сведения в непосредственной близости от врага, и немедленно передавать их командованию.

Аркадий Каманин в самолете

Отличительная черта молодого летчика – невероятное бесстрашие, он шел на риск вместе со своими старшими коллегами. В его послужном списке был случай, когда подросток спас своего товарища. Аркадий возвращался после выполнения задания, и вдруг увидел сбитый советский штурмовик. Машина лежала на нейтральной полосе, в закрытой кабине находился летчик. Это все Каманин понял за считанные минуты, и решил, что просто обязан спасти товарища. Он выполнил профессиональную посадку в районе этого самолета, причем сбитая машина надежно укрывала его от врагов. В кабине он нашел раненного в голову лейтенанта Бердникова, который после успешно выполненного задания просто не успел вернуться на базу, и был сбит. Аркадий забрал фотоаппарат и пленки, а потом и самого пилота в бессознательном состоянии, и, по сути, спас его от верной гибели.

Награда

Молодому пилоту удалось добраться до места дислокации в целости и невредимости. Коллеги Аркадия все это время отвлекали врага стрельбой, и смелый У-2, так называемый, «кукурузник», приземлился на советской территории. Подвиг 15-летнего Каманина принес ему первую награду – орден Красной Звезды.

Аркадию довелось спасти еще одного друга – механика, который взлетел вместе с самолетом на его хвосте. В те годы практиковались такие взлеты, если взлетная полоса (грунтовая) была мокрой. Технический работник усаживался на хвост машины для его утяжеления, иначе самолет «клевал носом» землю. Потом должен был в определенный момент спрыгнуть, но тогда механику это не удалось, и он взлетел вместе на хвосте самолета.

Каманин в то время собирался садиться, увидел в воздухе человека, дал сигнал об этом пилоту с помощью ракетниц. В результате незадачливого механика спасли.

«Летунок»

В 1944 году Аркадий Каманин получил свою вторую Красную Звезду. Враг атаковал расположение фронтового штаба, и смелый юноша бросился на защиту. Он поднял в воздух свой У-2, отправил сигнал о помощи, а сам скинул запас ручных гранат на незваных гостей.

В начале 1945-го Аркадию вручили еще один орден – Красного Знамени, за то, что он доставил секретные документы и питание для рации в партизанский отряд. При этом, 17-летний юноша полтора часа летел за линию фронта, не зная маршрута, через сложный горный рельеф, который значительно усложнял поставленную перед ним задачу.

В общем послужном списке бесстрашного молодого пилота свыше шестисот вылетов, он провел в воздухе 283 часа. Много раз ему приходилось работать в невероятно трудных погодных условиях, под непрерывным огнем противника. За это время Аркадию Каманину вручили шесть наград правительства, в числе которых были ордена и медали «За взятие Вены», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта».

Последние годы жизни

После окончания войны Аркадий буквально набросился на учебу. Он очень отстал от своих сверстников, ведь с 14-ти лет начал работать. Но целеустремленность и рвение помогли ему добиться отличных результатов, причем, всего за один учебный год.

В 1946 году Каманин получил аттестат об окончании средней школы, и стал курсантом подготовительного курса Военно-воздушной академии имени Жуковского. Это учебное заведение в свое время окончил его отец. У него впереди могла быть долгая и счастливая жизнь, в том числе и личная, прекрасная карьера военного, и даже возможность стать одним из покорителей космоса, но, видно, не судьба.

Восемнадцатилетний юноша серьезно заболел, доктора диагностировали у него менингит. Вылечить парня не смогли, хоть и приложили максимум усилий. Самый юный летчик Великой Отечественной войны умер 13 апреля 1947 года. Его похоронили на столичном Новодевичьем кладбище. Он остался навеки молодым и бесконечно влюбленным в небо.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Как может не нравится патриотизм и героизм такого юного человека? Удивительная история! Кроме того, о случае с механиком на хвосте самолета я знаю из рассказов своего отца, который служил авиамехаником в 4/7 шап. Молодому поколению надо учиться у таких ребят, как Аркадий Каманин!

  • Таких людей мы должны помнить всегда

  • Замечательный отважный юноша! Жаль, прожил недолго...