Дева Мария — биография


Дева Мария – выдающаяся фигура в христианской истории, признанная одной из самых почитаемых личностей в христианстве. Её роль как земной матери Иисуса Христа придает ей особое значение. В христианских общинах она также почитается как Матерь Божия и Царица Небесная. Важно отметить, что в текстах Библии Мария упоминается по имени, а не как «Богородица».

Согласно начальным частям Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки, Мария родилась в Галилее и была девушкой из Назарета. Она была обручена с Иосифом, но осталась девственницей и зачала Иисуса чудесным образом, по воле Святого Духа. Такие события сделали Марию ключевой фигурой в христианской вере и истории.

Детство

Иоаким, глубоко верующий и праведный человек, был отцом Богородицы. Анна, его жена, подобно мужу, строго придерживалась божьих заповедей. Жизнь этой семьи, проживающей в согласии и любви, омрачалась лишь одним обстоятельством: невозможностью иметь детей. На протяжении многих лет Анна и Иоаким усердно обращались к небесам с молитвами о даровании им потомства, однако их мольбы оставались без ответа. Кроме того, страдания супругов усугублялись издевками и насмешками со стороны окружающих, которые не упускали случая высмеять их горе.

Предположения о месте рождения Богородицы расходятся: святой Софроний и святой Иоанн Дамаскин утверждали, что она родилась в Иерусалиме, тогда как другие источники указывают на Сепфорис возле Назарета, в Галилее.

Изображение Иоакима и Анны родителей Девы Марии

Согласно апокрифам, Иоаким и Анна долгое время не могли иметь детей. Когда первосвященник лишил Иоакима права принести жертву Богу, объяснив это отсутствием потомства, Иоаким уединился в пустыне, а Анна оставалась одна дома. В это трудное время оба увидели видение ангела, который возвестил, что Господь услышал их молитвы и они скоро станут родителями ребенка, о котором будет знать весь мир.

Анна забеременела, и через девять месяцев родила дочь. Считается, что зачатие произошло 9 декабря, исходя из того, что дата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит от этого дня на девять месяцев. Димитрий Ростовский упоминает легенду о том, что Пресвятая Дева родилась через семь месяцев, но эти слова не находят подтверждения.

Согласно Евангелию от Луки, Мария была родственницей Елизаветы, жены Захарии, священника из колена Левия и потомка Аарона. Существует предположение, что Мария, так же как и обрученный с ней Иосиф, происходила из дома Давида и, соответственно, из колена Иуды. В Евангелии от Луки описана родословная по линии Марии, хотя и не прямо указывается её имя, а в Евангелии от Матфея приведена родословная Иосифа.

Мария провела своё детство в Назарете, предположительно, вместе со своими родителями.

Анна и Иоаким прожили в браке почти 50 лет, отчаявшись завести ребенка. Однако однажды, гуляя по саду, Анна увидела ангела, который обещал ей скорое материнство, и что её ребенок станет известен всему миру. Когда Анна поделилась этим видением с Иоакимом, выяснилось, что и он также видел ангела, который возвестил о скором рождении ребенка.

После зачатия Анной, супруги дали обет отдать новорожденного на служение Господу. В срок родилась дочь, которую назвали Марией (ивритское Мирьям, что переводится как «прекрасная», «сильная»). Соседи, ранее насмехавшиеся над парой, теперь удивлялись этому чуду.

Супруги воспитывали Марию, готовя её к выполнению обета. В три года они отдали её в иерусалимский храм. Маленькая Мария с легкостью преодолела пятнадцать ступенек к вратам храма, что обычно давалось с трудом даже взрослым.

Через несколько лет Иоаким и Анна скончались. Мария продолжила жить в храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе, где преподавали основы наук, Слово Божье, а также готовили к ведению хозяйства и воспитанию детей. Мария прожила в этой школе до 12 лет, преуспевая в шитье. Существует легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывало для храма.

Мария, благодаря такому воспитанию, могла стать желанной невестой, так как она была трудолюбивой, набожной и образованной. Однако она дала обет безбрачия, что стало проблемой, так как по законам того времени зрелым девушкам не разрешалось жить в храме. Священнослужители, привязавшиеся к Марии, нашли выход: они выдали её замуж за пожилого вдовца Иосифа, который должен был сохранить её чистоту и позволить ей соблюсти обет.

Иосиф, изначально не обрадовавшийся юной невесте и опасавшийся осуждения, смирился с волей священников и принял Марию в свой дом как жену.

Рождество Христово

В соответствии с указом римской администрации о проведении переписи населения, Мария и Иосиф, принадлежащие к роду Давида, отправились в Вифлеем — город царя Давида. По прибытии они обнаружили, что из-за большого скопления народа все гостиницы были заняты, и им пришлось искать убежище в стойле. Именно здесь родился Иисус, лежавший в яслях, поскольку другого места для него не нашлось. Этот скромный акт рождения был ознаменован поклонением пастухов, которые первыми узнали о рождении Спасителя.

На восьмой день после рождения младенца состоялось его обрезание, как это предписывало иудейское законодательство, а на сороковой день малыша принесли в Иерусалимский храм для совершения ритуала Сретения. В храме Симеон Богоприимец, встретивший Святую Семью, пророчески предсказал Марии грядущие страдания, что нашло отражение в иконографии Богородицы, изображаемой с сердцем, пронзенным мечами.

Рождество Христово

В ответ на массовое убийство младенцев, устроенное царем Иродом, Святое семейство было вынуждено покинуть Израиль, чтобы спасти жизнь Иисуса.

Мария, оставшись одна, когда Иосиф ушел на работу, уделяла много времени молитвам и домашним делам. В один из таких моментов ей явился ангел, который возвестил о скором рождении сына, предназначенного стать спасителем человечества. Для Марии, девственницы, это откровение стало истинным чудом, и она узнала, что зачатие произойдет по воле Высшей силы. Это событие в христианстве отмечается как праздник Благовещения.

Когда Иосиф вернулся, он заметил изменения в Марии и, хотя сначала не поверил её словам, решив, что она стала жертвой обмана, вскоре ангел явился и ему, уведомив о непорочном зачатии. Это убедило Иосифа в невиновности Марии, и он принял решение оставить её у себя.

Дева Мария с младенцем Иисусом

В преддверии родов Марии, когда римский император Август объявил о переписи, Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Из-за большого наплыва народа они не смогли найти места для ночлега и были вынуждены остановиться в пещере, где пастухи укрывали скот. В этом скромном убежище Мария родила сына, положив его в ясли.

Той ночью над пещерой засияла Вифлеемская звезда, символизирующая появление на земле чуда. Её свет заметили волхвы, которые тут же отправились в Вифлеем, чтобы поклониться новорожденному и преподнести ему дары.

На седьмой день после рождения Иисуса было совершено обрезание, и младенцу дали имя. Представленный в храме, Иисус был благословен старцем Симеоном, который осознал, кто перед ним, и предсказал Марии сложную судьбу её и её сына.

Евангельское повествование

Когда Святая Дева Мария с мужем Иосифом и новорожденным Иисусом находилась в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал царь Ирод, известный своей жестокостью и амбициями. Слыша о чудесном событии, он стремился узнать, в какой именно семье произошло рождение Иисуса, но предсказатели не смогли дать ему точный ответ.

Ирод, не колеблясь, приказал убить всех новорожденных младенцев в Вифлееме, стремясь таким образом уничтожить предполагаемую угрозу своему трону. Опасность, нависшая над Святой Семьей, была предотвращена благодаря ангелу, который во сне предупредил Иосифа о грядущей беде. После этого предупреждения плотник с семьей бежал в Египет и пребывал там до тех пор, пока опасность не миновала, после чего семья вернулась в Назарет.

В Евангелиях о дальнейшей жизни Богородицы сказано немного. Известно, что Мария всегда была рядом с Иисусом Христом, сопровождая его в его миссии и поддерживая в распространении Слова Божьего среди людей. Она присутствовала при чудесном превращении воды в вино, одном из первых чудес, совершенных Иисусом.

Марии, безусловно, приходилось нелегко, так как проповеди Иисуса часто вызывали недовольство и даже агрессию у тех, кто отказывался принимать новые религиозные учения.

В день крестной смерти Иисуса Христа, когда он был предан на распятие по приказу Понтия Пилата, Мария глубоко переживала страдания своего сына. Она ощутила несказимую боль, видя, как гвозди пронзают его ладони, и на мгновение потеряла сознание от перенесенного шока. Несмотря на то что Мария знала о предначертанной судьбе Иисуса принести себя в жертву за грехи человечества, материнское сердце едва выдерживало такое испытание.

Успение Богородицы

После перенесенных испытаний Мария провела остаток своей жизни на Афоне, где она проповедовала среди язычников, неся им Слово Божье. Сейчас на этом месте возведен обширный комплекс монастырей и соборов, где хранятся свидетельства и чудеса, совершенные Богородицей. Среди них — многочисленные чудотворные иконы, многие из которых, по преданию, являются нерукотворными, а также пояс Богородицы, который хранится в монастыре Ватопед. В этих местах также находятся мощи святых, причисленных к лику святых церковью.

К концу своих дней Мария все больше времени уделяла молитвам, искренне желая быть вместе со своим сыном. Однажды ангел возвестил ей, что её молитвы были услышаны, и через три дня её желание исполнится. Мария, радостно восприняв эту новость, последние дни своей жизни посвятила прощаниям с близкими.

В день её кончины Мария лежала на смертном одре, окруженная людьми, которые ей были дороги. Все они стали свидетелями поразительного чуда: сам Иисус Христос сошел с небес, чтобы забрать душу своей матери в Царство Небесное. Тело Марии, оставшееся на земле, светилось благодатью.

Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году нашей эры. Однако существуют и другие источники, указывающие как на более ранние, так и на более поздние даты. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.

Спустя некоторое время после её смерти апостолы обнаружили, что тело Богородицы исчезло из гробницы. В тот же день она явилась им, объявив, что её тело было взято на небеса, чтобы она могла быть Ходатаицей перед Богом за всех нуждающихся в помощи. С тех пор День Успения Богородицы стал одним из важнейших христианских праздников.

Традиции почитания

Почитание Богородицы среди первых христиан подтверждается наличием её изображений, датируемых III веком, в римских катакомбах. Эти места служили убежищем для христиан, где они проводили богослужения и скрывались от преследований. В катакомбах, в частности в Киметерии Присциллы, были обнаружены фрески, изображающие Деву Марию, в том числе сцены «Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью» и «Поклонение волхвов». Эти изображения сохраняют античные черты, подчеркивая значимость и силу материнского образа, особо выделяясь экспрессивными черными глазами. Важным моментом в истории почитания Богородицы стал 431 год, когда Третий Вселенский собор, в ходе осуждения ереси Константинопольского патриарха Нестория, окончательно решил вопрос о почитании Марии как Богородицы.

Православное почитание Богородицы происходит от византийского культа с центром в Константинополе. 11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу Римской империи в Константинополь и посвятил его Пресвятой Богородице. Этот праздник известен как «обновление Царьграда», а его тропарь гласит: «Град Богородицы предаёт и посвящает своё начало Божией Матери…». Мозаика южного входа в храм Святой Софии изображает Богородицу на престоле с младенцем на руках, с Константином Великим и Юстинианом Великим по бокам. В Константинополе археологические раскопки выявили около 200 храмов, посвященных Богоматери.

Мусульмане, почитающие Христа как пророка, также уделяют внимание Богородице. Согласно их преданию, Иса (Иисус) совершил первое чудо еще в утробе Марии, указав ей на родник и финиковую пальму в день родов.

На иконах Богородицу часто изображают с цветками лилии, символизирующими чистоту и целомудрие. Описание внешности Марии сохранилось в работах церковного историка Никифора Каллиста, который описывает её как женщину среднего роста, золотистыми волосами, оливкового цвета глазами, сочными губами, дугообразными бровями и длинными руками и пальцами.

После смерти Богородицы существует несколько мест, считающихся её уделами, где, по преданию, молитвы будут услышаны. Среди них гора Афон, Киево-Печерская лавра, Иберия и Серафимо-Дивеевский монастырь.

8 декабря, день непорочного зачатия Девы Марии, является выходным днем в некоторых странах, включая Италию, Австрию, Швейцарию, Испанию, Аргентину и Восточный Тимор.

Несмотря на то что гора Афон считается одним из уделов Девы Марии, женщинам запрещено посещать территорию монастырских комплексов. Это правило было нарушено лишь несколько раз в истории в условиях крайней необходимости.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share