Эсхил — древнегреческий драматург, оказавший существенное влияние на становление европейской трагедии.
Эсхил происходил из аристократического рода. Его брат, Кинегир, прославился как герой Марафонской битвы, а племянник Филокл зарекомендовал себя как выдающийся трагический поэт второй половины V века до нашей эры. Его сын, Евфорион, также занимался написанием трагедий.
Город Элевсин, аттическая родина Эсхила, был известен своими древними мистериями, установленными, согласно легенде, самой богиней Деметрой. В рамках этих мистерий через образ возрождения зерна, погруженного в землю, рассматривались глубокие идеи о воскрешении человека, его посмертной жизни и вознаграждении праведников при наказании грешников. Эти обряды вдохновляли молодого Эсхила на размышления о смысле жизни, взаимоотношениях человеческой воли с божественным и судьбой, причинах и условиях нравственного падения и оправдания.
Влияние культа элевсинской Деметры на Эсхила отметил и его современник Аристофан в своих «Лягушках» — драматизированном соревновании между Эсхилом и Еврипидом, где первый одерживает победу. Аристофан приписывает Эсхилу молитву: «Деметра, воспитавшая мою душу, позволь мне оказаться достойным твоих таинств». Хотя идеи Эсхила были глубоко укоренены в его родном Элевсине, его основной ареной стали Афины, где он обрел славу не как автор литургических гимнов, а как трагический поэт.
В Афинах давно существовал культ Диониса, бога не столько вина, сколько трансцендентного экстаза, который греки впервые испытали через вино, что удивило их своей способностью доказывать отделенность души от тела. Это было вторым после сна явным доказательством независимости души. В ходе дионисийских празднеств исполнялись экстатические дифирамбы — поэмы о видениях и вознесенных чувствах, где корифей играл ключевую роль, вставляя в лирическую песнь хора пассажи эпического масштаба. Эта череда литературных форм создавала уникальное взаимодействие аффектов и видений, позволяя участникам чувствовать себя перенесенными в тела героев своих мистических визионерских переживаний.
Юношеские годы Эсхила пришлись на период напряжённого противостояния между пелопоннесской трагедией и традиционным аттическим дифирамбом. Во главе аттической школы стоял Фриних, непосредственный предшественник Эсхила и афинянин по происхождению, а лидером пелопоннесской школы был Пратин из Флиунта на Пелопоннесе. В ранние годы Эсхила произошло событие, которое предполагалось как определяющее для пелопоннеского направления, однако неожиданно привело к утверждению аттического течения. Этим значимым событием стало изгнание Писистратидов из Афин в 510 году до н.э. под давлением Дельф и при активной поддержке Спарты. Однако, владыки использовали своё положение слишком решительно, что вызвало обратную реакцию — изгнание спартанцев и принятие реформ Клисфена. В контексте этих реформ в 508 году до н.э. произошло заменение странствующих хоров в дионисийских празднествах на хоры из граждан, что, несомненно, сыграло важную роль в развитии традиций. С этого времени, по данным его биографов, Эсхил начинает свою поэтическую карьеру, постепенно вырабатывая собственный уникальный трагический стиль.
Этот первый период юношеской творческой деятельности Эсхила продолжался до 484 года до н. э., когда он впервые одержал победу на театральных состязаниях. Трагедии, созданные им в этот период, до наших дней не дошли, но, как предполагается, именно тогда Эсхил занимался формированием и уточнением своего драматургического подхода.
Период наивысшего расцвета творчества Эсхила совпал с временем, когда в Греции особенно популярными были литературные агоны, проводимые в рамках праздников Дионисии. Фестиваль традиционно открывался торжественным шествием, за которым следовали состязания молодых людей в исполнении дифирамбов. Завершалось мероприятие театральным соревнованием, где трое драматургов представляли на суд жюри свои работы: драму, комедию и сатир. Эсхил, создатель «Орестеи», участвовал во множестве таких состязаний, создав от 70 до 90 пьес. Литературное противостояние между Эсхилом и Еврипидом нашло отражение в комедии Аристофана «Лягушки».
Эсхил внёс значительные нововведения в литературное искусство: он впервые вывел на сцену второго актёра, благодаря чему стал возможен трагический диалог между двумя персонажами, а также создал жанры трилогии и тетралогии, объединив драматические и сатирические элементы. Он отказался от использования дельфийской поэзии в пользу гомеровского эпоса и внедрения современных исторических сюжетов.
Из многочисленных пьес Эсхила до нас дошло всего семь трагедий: «Персы», «Просительницы», «Семеро против Фив», и трилогия «Орестея», включающая «Агамемнона», «Хоэфоры» и «Эвмениды», а также «Прометей прикованный», чьё авторство вызывает споры среди учёных. Кроме того, фрагменты некоторых его работ сохранились в цитатах и находятся на папирусах во время археологических раскопок в Египте.
Эсхил завоевал первое место на Дионисиях 13 раз, и каждое из его сохранившихся произведений было удостоено высшей награды.
Самым ранним из его сохранившихся произведений является трагедия «Персы», написанная примерно в 472 году до н. э., основанная на личном военном опыте Эсхила, включая участие в битве при Саламине. Эта пьеса стала уникальной, поскольку в её основе лежал не миф, а реальное историческое событие. Она была частью тетралогии, включающей также утраченные «Главк», «Финей» и «Прометей – огневозжигатель».
Трагедия «Семеро против Фив» была впервые поставлена в 467 году до н. э. и стала заключительной частью некой утраченной трилогии, посвящённой мифам Фив. Она рассказывает о судьбе братьев Этеокла и Полиника, сыновей Эдипа, которые по договоренности должны были чередоваться на фиванском троне, но столкнулись с проблемой деления власти и убили друг друга.
В пьесе «Просительницы» Эсхил продолжает тему демократических течений, характерных для Афин того времени. Основа сюжета — бегство 50 дочерей Даная, которые просили убежища у Пелагса, местного правителя, который перед принятием решения обратился за советом к гражданам.
«Орестея», единственная полностью сохранившаяся трилогия Эсхила, состоит из трёх пьес, рассказывающих о кровавой судьбе царской семьи Агамемнона. Эсхил здесь отходит от демократических идей, прославляя власть Ареопага и закон.
Пьеса «Прометей прикованный», последняя из сохранившихся, принадлежит к трилогии «Прометеи». Её авторство Эсхила поставлено под сомнение из-за стилистических различий. Темой произведения является миф о Прометее, укравшем огонь у богов.
Эсхил оставил после себя около 90 трагедий, включая сатирические драмы, большинство из которых дошло до нас лишь в виде названий и отрывков. В центре его трилогий часто находились мифические герои, такие как Ахилл, Аянт, Одиссей, Мемнон, Ниобея, Адраст и Персей. Также Эсхил обратился к мифам о Дионисе, создав трилогии о Ликурге и Пенфее, которые страшно поплатились за своё противостояние культу бога.
После смерти Эсхила было принято решение, позволяющее его пьесам участвовать в театральных состязаниях наравне с новыми работами, что способствовало сохранению и распространению его произведений на многие поколения. В александрийский период пьесы Эсхила были хорошо известны и активно изучались, однако к римскому периоду осталось лишь семь из них, которые известны и сегодня, а в византийскую эпоху особое значение приобрели «Персы», «Прометей» и «Семь вождей», часто включаемые в школьную программу.
Эсхил считается основателем греческой, а значит, и европейской трагедии. Его пьесы демонстрируют значительную эволюцию жанра, начиная от ранних «Персов» и «Просительниц», напоминающих скорее кантаты, и заканчивая «Орестеей», где видны как ярко выраженные характеристики персонажей, так и насыщенное действие. Хор постепенно утрачивает свою первоначальную роль, хотя в последних пьесах его значение снова возрастает.
Эсхил не стремился к созданию диалогов в современном понимании; его персонажи взаимодействуют скорее через длинные речи и стихотворные стихомифии. Основные события его трагедий часто происходят за сценой, и большое действие разворачивается между отдельными частями трилогий. Эсхил предпочитал героические и гордые характеры, а его трагедии оказали заметное влияние на последующие поколения драматургов, в том числе на Софокла и Еврипида.