Кирилл и Мефодий — биография
Кирилл и Мефодий – христианские миссионеры, проповедники, братья. Канонизированы в лике равноапостольных святых Восточными и Западными церквями. Наиболее известны как создатели церковнославянской письменности.
Ранние годы
Родом братья, известные как Кирилл (Константин) и Мефодий были из Византии, из города Фессалоники. Они происходили из семьи местного военного, офицера, занимавшего пост друнгария при губернаторе города. Дед братьев был сослан в Фессалоники из Константинополя, впав в немилость. Но семья оставалась зажиточной, и достаточно уважаемой.
Известно, что Мефодий был первым из 7 братьев. Он родился в 815 году. А Константин, в схиме получивший имя Кирилл, младшим из них, рожденным в 827 г. О судьбе остальных членов семьи известно немного. Отец носил имя Лев, мать – Мария.
Происхождение будущих святых тоже вызывает серьезные споры. Биография или житие Кирилла указывает на то, что он был болгарином из Фессалоников. Более ранние источники упоминают о греческих или славянских корнях семьи. Это отчасти обосновано тем, что Фессалоники всегда были билингвальным городом со смешанным населением, состоящим из носителей греческого и солунского диалекта.
Очевидно, что Кирилл и Мефодий владели обоими языками. В том числе наречиями смолян, садугатов, драговитов, относящихся именно к славянским народам.
Молодые годы Мефодия
Как старший сын в зажиточной семье, Мефодий получил хорошее образование. Известно, что ему покровительствовал евнух Феоктист, занимавший при дворе императора пост великого логофета. После обучения Мефодий начал продвижение по линии военно-административного ведомства. Известно, что он дослужился до должности стратига в одной из провинций Византии. Но затем отказался от мирского, приняв монашеский постриг.
Мефодий довольно быстро завоевал авторитет среди братии. И к 1956 году занял пост настоятеля обители Малый Олимп, где принял постриг. Здесь действовал довольно строгий устав. Основным послушанием братии было постничество.
Юность Кирилла (Константина)
Константин, позже принявший имя Кирилл же с самого детства тяготел к духовному образованию. Он обладал хорошей памятью, склонностью к гуманитарным наукам, поэтому легко изучал языки, бегло читал. Как и другие юноши того времени, увлекался охотой. Но однажды отринул мирские заботы, и погрузился в изучение религиозных трактатов. Особое влияние на формирование его духовности оказали труды одного из Отцов Церкви, Григория Богослова.
По протекции евнуха Феоктиста, Кирилл был призван к императорскому двору для участия в обучении юного императора Михаила III. Одновременно он и сам получал образование, имея доступ к лучшим философским и научным трудам того времени. Среди учителей Константина был будущий патриарх Фотий и Лев Математик, знаменитый ученый, инженер и механик.
Во время обучения молодой человек освоил не только риторику и диалектику. Он изучал астрономию и арифметику, освоил иврит и арамейский язык. Юноше пророчили карьерные высоты при дворе. Ему даже подобрали невесту знатного происхождения. Но Константин избрал путь духовного служения, отказавшись от личной жизни и брака.
Первым его назначением стала служба чтецом и библиотекарем при патриархе Фотии, в соборе Святой Софии. Но на этой должности юноша пробыл недолго. В один из дней он внезапно скрылся в монастыре, не предупредив своего наставника. Там Константина отыскали спустя 6 месяцев, уговорив вернуться к служению. Он занял должность преподавателя в Мангаврском университете, который окончил сам. Принял священнический сан. Здесь молодой человек получил прозвище Константин Философ, за любовь к религиозным диспутам и чтению.
Первая миссия
С первой своей миссией Константин отправился в возрасте 24 лет, в 851 году. Он стал посланником императора при дворе сарацинского халифа, где поразил местных богословов знанием Корана.
По возвращению, Константин начал лелеять мечту о переводе богословских трактатов с греческого на славянское наречие. В то время это еще не было сделано. И отсутствие единой письменности у славян создавало большие сложности. Они слушали проповеди на латыни и греческом, но не понимали, о чем в них идет речь. Впрочем, спокойные годы для молодого философа закончили довольно скоро. Был убит покровитель Константина, логофет Феоктист. При дворе начались гонения.
Спасаясь от них, в 856 году Константин пришел в обитель к Мефодию в сопровождении группы учеников. Здесь они и остались.
Миссия к хазарам
Несмотря на ведение монашеской жизни, Константин не оставлял и миссионерскую деятельность. В 860 году его, вместе со старшим братом, направили в хазарский каганат с целью проповедования христианства. Готовясь к этой задаче, он отправился в Корсунь. Здесь Константин изучил самаритянское письмо, а также арамейский язык.
На пути в хазарский каганат по велению Папы Римского, братья в 861 году чудесным образом обрели мощи священномученика Климента в Херсонесе. По некоторым преданиям, он был сослан сюда, и погиб в воде от утопления. Погребение на небольшом островке они обнаружили случайно. И решили взять нетленные останки с собой. Позднее Константин сам описал это событие в специальном труде на обретение мощей Папы Климента.
Процесс обретения святых мощей потребовал времени. Для этого епископ Херсонеса отправился в Константинополь за дозволением патриарха. По его возвращению с клиром Святой Софии, был организован крестный ход к месту погребения священномученика. Обретенные останки со всеми почестями перенесли в Херсонес, в храм Святых Апостолов. Часть мощей была взята Константином с собой, для последующей передачи в Рим.
После этого браться продолжили свою миссию, дойдя до хазарского кагана. Прием при дворе им был оказан радушный. Но дальше дело пошло не так хорошо.
Продолжительный диспут с исламскими имамами и раввинами, исповедовавшими иудаизм, принес результаты. Но окончательно убедить кагана принять христианство не удалось. В дискуссии победил раввин. А Константин, по некоторым версиям, вместе с Мефодием, вернулся в 862 году в Константинополь, приведя с собой около 200 плененных ранее хазарами греков.
Миссия в Моравию
Распространение христианской веры по территориям соседних государств привело к притоку в Константинополь новых послов. На этот раз о проповедовании просили представители великоморавского князя, недовольные давлением немецкого епископата.
В ответ на их обращение, император отправил Константина и Мефодия с новой миссией. Такой выбор проповедников был обусловлен тем, что братья знали солунский язык, общепринятое наречие Великой Моравии.
Патриарх Фотий, благословляя Константина на этот апостольский подвиг, рукоположил его в сан Епископа.
Миссионерская деятельность на этот раз продлилась более 3 лет. За это время было сделано многое для адаптации богослужебного языка к славянской письменности, существовавшей на то время. Исследователи считают, что именно Константин и Мефодий способствовали крещению Болгарии по канонам Восточной Церкви в 864 году.
Во время своей миссии в Моравии, Константин (Кирилл) и Мефодий сумели организовать обучение детей на церковнославянском языке. Заложили основу его распространения на этих землях.
Создание церковнославянской письменности
Свою работу над созданием первой славянской азбуки – глаголицы, Константин Философ продолжил в обители брата, по возвращению из моравской миссии. До него таки попытки уже были, но возникали сложности с переводом некоторых букв и целых слов, не имевших аналогов в греческом и латыни.
Константин решил эту проблему. Вместе с Мефодием они адаптировали перевод, сохраняя греческие слова и термины там, где от них нельзя было отказаться. В 866 году работа стала более системной, получив одобрение самого Папы Римского. К ней были привлечены и другие члены братии монастыря: Климент, Наум, Савва, Горазд, Ангеляр.
Результатом многолетних трудов стало появление старославянского языка. На него в обители на Малом Олимпе перевели все имевшиеся на тот момент богослужебные книги: Октоих, Апостол, Псалтырь и Евангелие. Так появился церковнославянский язык, и сегодня используемый Восточными Церквями, исповедующими православие.
Составленный Константином и Мефодием алфавит из 38 символов еще иногда именуют круглой глаголицей. Он имеет отличия от написания букв, принятого сейчас. Позднее на его основе была разработана кириллица, включавшая 46 букв. Как и глаголица, она имеет в своей основе греческое уставное письмо, но с добавлением букв, необходимых для более полной и точной передачи звуков.
Ученики братьев
Мефодий, как настоятель монастыря, и Константин Философ (в схиме Кирилл), имели множество учеников, 5 из которых почитаются в балканских странах особо, как святые седьмочисленники, наравне с братьями Солунскими. Многие из них вошли в историю как просветители, проповедники и продолжатели апостольской традиции.
Вот имена самых известных учеников Кирилла и Мефодия:
- Горазд Охридский. Ученик и преемник Мефодия, первый в истории архиепископ Великой Моравии словацкого происхождения.
- Константин Преславский. Епископ болгарской Церкви, духовный писатель, ученик Мефодия.
- Климент Охридский. Ученик обоих братьев, просветитель, прославлен в лике святых. Основатель Пантелеимонова монастыря в Болгарии.
- Ангеларий Охридский. Ученик обоих братьев. Бежал в Болгарию от преследований после смерти Мефодия.
- Савва Охридский. Православный пресвитер, один из приближенных учеников Кирилла и Мефодия.
- Наум Охридский или Преславский. Болгарский святой, подвижник, ученик Кирилла и Мефодия. Основоположник религиозной литературной традиции в этой стране.
Также иногда в числе учеников святых упоминают Лаврентия. Но данные о нем не сохранились.
Римский период
Активная деятельность братьев на фоне длительного конфликта Константинополя с Римской католической церковью привела к недовольству понтифика Николая I. Он вызвал к себе Константина и Мефодия в 867 году, чтобы унять многочисленные разговоры об их еретичестве. Дело в том, что ортодоксально настроенная часть богословов и священников продолжала отстаивать идеи проповедования и служения на 3 языках: греческом, латыни и еврейском.
По пути в Рим братья продолжали миссионерскую деятельность. В частности, успели ознакомить с традициями церковнославянской письменности жителей Паннонии, по просьбе ее правителя князя Коцела.
До Рима братья добрались только в 868 году, когда к власти здесь пришел Папа Адриан II. С собой Константин и Мефодий привезли обретенные ранее в Херсонесе мощи святого Климента. После этого Папа Римский утвердил глаголическую обрядовую традицию наравне с греческой, еврейской и латинской, и лично провел литургию над новым переводом писания. Также он повелел переписать переведенные братьями книги, и распространить их во всех церквях Святого Города. Мефодию был пожалован сан епископа.
Смерть Кирилла
По прибытию в Рим в конце 868 года Константин тяжело заболел. Его состояние быстро привело к истощению. Миссионер слег, но успел принять схиму с новым именем – Кирилл, под которым и вошел в историю. Ушел из жизни младший из солунских братьев 14 февраля 869 года, в возрасте 42 лет.
Несмотря на все просьбы Мефодия отдать ему тело брата для перевозки на родину, разрешение на это так и не было дано. Похороны миссионера состоялись в Риме. Его тело покоится в церкви Святого Климента. Хотя первоначально Папа Адриан II предлагал похоронить проповедника в приготовленной для себя могиле. От такой почести Мефодий отказался.
Останки Кирилла в базилике св. Климента хранились примерно до 1430 года, после чего были перенесены на новое место. Раскопки в конце XIX века позволили обнаружить первоначальную гробницу святого. Но мраморного реликвария с мощами внутри не обнаружили. Следы его были утрачены безвозвратно.
Сохранившаяся их частица хранится в Фессалониках, в храме Кирилла и Мефодия. Ранее реликвию оберегал константинопольский патриарх Димитрий I. Также мощи святого Кирилла есть в словацкой Нитре, в соборе св. Эммерама, в Риме, в капелле Папской словацкой коллегии, и в чешском Велеграде.
Миссионерство Мефодия
После смерти младшего брата, Папа Адриан II совершил рукоположение Мефодия в сан архиепископа Моравского и Паннонского. Новоиспеченный иерарх отправился в Моравию, а затем в Паннонию. Здесь он оставался около 3 лет, ведя просветительскую деятельность, занимаясь переводами.
Но активное насаждение новых порядков не нравилось немецким епископам, ранее изгнавшим Мефодия из Моравии. Они писали бесконечные жалобы на иерарха. И добились того, что Мефодий был обвинен в вероотступничестве. Его сослали в монастырь в Швабии, лишив прежних почестей.
Заточение закончилось по воле Папы Иоанна VIII, вызвавшего проповедника в Рим своим особым посланием. Прибыв на собор епископов, Мефодий избавляется от всех подозрений. Сам Папа Римский признает его невиновным в приписанных злодеяниях, возвращает архиепископский сан и кафедру в Паннонии. В места служения Мефодий ехал с особым письмом от понтифика, где говорилось о необходимости полного подчинения его воле. Но и здесь враги успели совершить подлог, предъявив поддельное папское послание. И лишь повторное обращение к нему Мефодия возымело действие. Продолжавших строить козни немецких епископов-латинян пришлось даже отлучить от церкви.
В 881 году Мефодий снова посетил Константинополь, по приглашению императора Василия I. Здесь он пробыл следующие 3 года, выполняя перевод Ветхого Завета и трудов Святых Отцов.
Смерть Мефодия
До своих последних дней архиепископ Паннинский Мефодий не оставлял трудов, начатых вместе с братом Кириллом. Но возраст, и утомление от борьбы с латинскими священниками за право проповедовать и проводить богослужения на церковнославянской галоглице, дают о себе знать.
Ощущая приближение немощи, он удаляется от мира в уединенную монастырскую келью. И здесь, в окружении учеников, проводит большую часть времени. Свое последнее богослужение архиепископ провел 4 апреля 885 года, в возрасте 70 лет. В храм его доставили лежачего. Но Мефодий нашел в себе силы для проповеди в светлый праздник Вербного воскресенья. А 2 дня спустя (по другим источникам – в те же сутки) мирно ушел из жизни в окружении учеников, назначив своим преемником Горазда. Похоронен Мефодий в моравском Влеграде (ныне Чехия).
Канонизация
После смерти Мефодия, в X веке состоялась их канонизация в чине местночтимых святых. Произошло это по указу Папы Римского Иоанна IX. С этого момента днем памяти братьев назначили 9 марта.
Но в XIX веке епископами Восточной и Римской католической Церквей снова был поднят вопрос о статусе братьев Солунских. В 1880 году, в энциклике Grande Mundus они были прославлены как общечтимые святые, а дату поминовения перенесли на 5 июля.
В 1980 году Кирилл и Мефодий были объявлены святыми покровителями Европы, Моравии, Богемии, Болгарии и других стран. День праздника в честь этого события перенесен у католиков на 14 февраля, а у Восточных Церквей на 11 мая.
Традиции почитания
Кирилл и Мефодий в культуре и христианской традиции почитаются как святые, в православии именуются равноапостольными. Очередность их упоминания не по старшинству характерна скорее для светской традиции. В богословской традиции первым идет Мефодий, как обладатель более высокого иерархического сана.
В России
Кирилл и Мефодий долгое время почитались на Руси как основоположники письменности. Но интерес к ним остыл примерно в XVII веке, и снова возник лишь к концу XIX столетия. Братьев провозгласили покровителями просвещения, и даже установили для них день памяти 11 мая. После революции основной интерес к их деятельности проявляли историки.
Но в 1985 году, когда в Европе отмечали 1100 лет со дня смерти Мефодия, дату 24 мая в СССР объявили Праздником славянской культуры и письменности. С 1989 года он законодательно закреплен за этим днем.
В Греции
Первый храм в честь Кирилла и Мефодия в этой стране появился относительно недавно, в начале XX века. Его построила болгарская община в Фессалониках. Но долгое время храм был заброшен.
Лишь в 1957 году местный митрополит Пантелеймон ввел в обиход празднование Собора Фессалоникийских (Солунских) святых. В него вошли и Кирилл с Мефодием.
С 1970 года в эллинском православном церковном календаре появился день памяти святых. А двумя годами позже в Фессалониках учредили особые Кирилловские дни, в которые проводят спортивные и благотворительные мероприятия.
Почитают братьев и на святой горе Афон. Здесь хранят частицы их мощей, возведен храм.
В Чехии
Именно эта страна расположена на территории Моравии, где был архиепископом Мефодий. В раннем средневековье к братьям здесь относились скорее как к местночтимым святым, уделяя гораздо больше времени латинской традиции богослужения. Но уже в XIII веке в моравской литературе Кирилл упоминается как «апостол почти всех славян». А его первое прославление проходит здесь в XIV веке. Причем Кирилл упоминается как покровитель королевства Чешского. Позднее в главном храме Пражского епископства были созданы мозаичные изображения братьев, установлены их статуи.
С XVII века местная церковь праздновала двойное торжество в честь братьев. Но после перехода Чехии в иезуитскую традицию в конце XIX века, их фигурам стало уделяться меньшее внимание. Впрочем, уже в XX веке 5 июля как день памяти Кирилла и Мефодия был введен в календарь государственных праздников в Чехии и Словакии. Скульптуры в их честь украсили Карлов Мост в Праге. Причем Кирилл облачен в простую монашескую одежду, а Мефодий в епископскую, согласно сану.
В католицизме
О поминовении святого Кирилла отдельно от брата в истории не сохранилось данных, несмотря на почести, оказанные ему при погребении. Общая дата в мартиролог для них была внесена только в XVI веке, при кардинале Цезаре Баронии.
Интерес к Солунским просветителям у католической церкви возрос лишь в XIX столетии. Проведенный в Праге в 1848 году Славянский конгресс продемонстрировал их значимость для славянских народов. А папский престол учредил день общецерковного почитания Кирилла и Мефодия – 5 июля. Папа Лев XIII и вовсе объявил братьев сторонниками объединения римской и славянской ветвей католицизма. Все это способствовало популяризации святых братьев Солунских.
Правда, день их памяти в западной традиции был перенесен на 14 февраля, дату смерти Кирилла. Такое решение приняли на II Ватиканском соборе. В восточном католичестве память братьев чтят 11 мая по старому стилю (24 по новому).
Память в искусстве
Кириллу и Мефодию посвящено немало произведений искусства, литературы, иконографии. Памятники этим святым и просветителям установлены в следующих городах России:
- Москва. Памятник на Лубянском проезде был открыт в посвященный им праздник – День Славянской письменности и культуры, 24 мая 1992 года. Они изображает статуи братьев с крестом и священным писанием в руках.
- Севастополь. Памятник расположен перед зданием Петропавловского собора. Святые изображены со свитком в руках и с нимбами вокруг голов.
- Ханты-Мансийск. Здесь композиция памятника напоминает московскую. В руках Кирилл держит книгу священного писания и крест.
Также памятники братьям есть в Саратове и Мурманске, в Дмитрове и Владивостоке.
В кинематографе образы Кирилла и Мефодия тоже нашли свое отражение. Им посвящены фильмы «Солунские братья», «Константин Философ». Последний снят в 1983 году в Болгарии, режиссером Георгием Стояновым, и повествует историю жизни создателя глаголицы до его наречения Кириллом в монашеской схиме.
В литературе им тоже посвящено немало исследовательских работ, в том числе в адаптации для детского возраста. Среди них книги:
- «Братья: Кирилл и Мефодий» В. М. Воскобойникова.
- «Солунские братья» О. Боченковой.
- «Завет Кирилла и Мефодия» В. М. Воскобойникова.
- «И нравы, и язык, и старина святая». О. Л. Ильиной.
- «Как родилась славянская азбука» Е. В. Куликовой.
- «Кирилл и Мефодий» в серии ЖЗЛ Ю. М. Лошица.
- «Солунские братья» («Кирилл и Мефодий») роман Слава Караславова, переведенный на русский язык.
Все это лишь малая часть обширного культурного наследия, посвященная Кириллу и Мефодию. Оригиналы работ самих просветителей не сохранились в полной мере. Но есть рукописное предисловие к первому переводу Евангелия, который приписывают Кириллу. Также к его авторству причисляют и старославянский оригинал одного из «Фрейзингенских отрывков» — первой проповеди на этом языке.