Конфуций — биография


Конфуций был одним из самых известных древних мыслителей Китая, основал свою философскую систему, названную в честь него – «конфуцианство». Он был первым профессиональным педагогом в своей стране, посвятил всю свою жизнь обучению других людей. Со временем конфуцианство стало государственной идеологией, и сохраняло этот статус до начала ХХ века, когда уступило свое место буддизму и даосизму.

Происхождение Конфуция

Настоящее имя будущего философа — Кун Цю, но иногда его называют и Кун-цзы или Кун Фу-Цзы, что переводится как «учитель Кун». Он был потомком знатного рода, принадлежал к императорской семье династии Инь. Когда-то его предок по имени Вэй Цзы за большие заслуги и преданную службу получил в свои владения Сунский удел, а также почетное звание «чжухоу». Так когда-то называли китайскую аристократию, которая могла передавать свою власть по наследству.

Конфуций

Потомки Вэй Цзы стали правителями, им принадлежало царство Цун. Конфуций также мог быть в их числе, если бы его предок в десятом поколении по имени Фу Фухэ не решил отказаться от престола, поставив вместо себя своего младшего брата Фу Цзи. Но его потомки в течение длительного периода занимали высокие посты, отдавая все свои силы служению дому Сун, а некоторые из них прославились благодаря своим знаниям и умениям.

Прадедом Конфуция в шестом поколении был Чжэн Каофу, который был причастен к появлению Ши-цзин, сборника под названием «Книга песен». В этой книге в виде стихотворений были описаны около 40 видов птиц, рыб и насекомых, 27 животных и около 50 растений, а также собраны традиции и правила управления. Конфуций восхищался своим предком, особенно его скромностью и аскетизмом, его принципы и убеждения оказали влияние на мыслителя. Сын Чжэн Каофу погиб, его убили из-за дворцовых интриг. А внук, Му Цзинфу, смог сбежать из царства Сун, перебрался в другое, Лу, где начал служить династии Чжоу, он и его потомки управляли небольшим населенным пунктом под названием Цзоу.

Отцом Кун Цю стал Шу Лянхэ. Говорили, что он был очень храбрым и сильным человеком, отличался огромным ростом, не жалел себя в бою. Но его не смогли оценить достоинству, семья была бедной. Шу Лянхэ очень долго ждал рождения сына. Сначала он был женат на девушке из знатного рода Ши, которая, одну за другой, родила 9 девочек. Для мужчины это было настоящей трагедией. По традициям того времени жертвенное мясо и вино душам умерших должны приносить наследники мужского пола.

Разочарованный Шу Лянхэ женился второй раз, и, наконец, смог подержать на руках долгожданного сына. Но тот появился на свет слабым, калекой, т.е. не мог стать наследником рода. Престарелый Шу Лянхэ взял наложницу, 17-летнюю девушку, которая и родила ему здорового сына. Это тоже был своего рода брак, но он был заключен с нарушением всех обычаев. Чжэнцзай была одной из дочерей человека по фамилии Янь, самой юной. Она согласилась выйти замуж за старика, т.к. отец мечтал породниться с местным начальством.

Детство и юность

Только в 63 года исполнилась заветная мечта Шу Лянхэ, его молодая жена Янь Чжэнцзай родила сына, 27 августа 551 года до н.э. Биография самого мудрого человека Китая полна неточностей, т.к. сохранилось не так много документов, которые могли бы рассказать о его жизни с точностью до года, но что-то все же дошло и до его потомков.

По легенде, мальчик появился на свет под тутовым деревом, росшим на холме. Именно в этот момент здесь из-под земли забил источник, в котором смогли обмыть ребенка, после чего вода в этом месте пропала. Считалось, что мальчик появился на свет благодаря заступничеству духа холма, и в честь его назвали Цю. Говорили, что беременную женщину не раз посещали видения, благодаря которым она заранее знала, что ее сыну уготована великое будущее. Есть множество фантастических историй, связанных с его рождением, например, рассказывали, что незадолго до этого люди видели единорога, что было знаком: в мир придет великий мудрец. Судя по легендам и преданиям того времени, множество знаков указывало на то, что родился не просто младенец, а великий человек.

Мальчику не исполнилось и 2 лет, когда его отец скончался, мать же оказалась в затруднительном положении. Две старшие жены недолюбливали юную Янь, вымещали на ней свою злость. Первая супруга так и не смогла подарить мужу сына, а для китайцев это было очень важно, у второй же ребенок родился слабым и болезненным, и они всей душой ненавидели ту, что смогла родить мужу здорового сына. Она решила покинуть негостеприимный дом, после смерти мужа вернулась на родину, но поселилась отдельно от родителей. Янь Чжэнцзай и ее сын жили очень бедно. Но, несмотря на бедственное положение, его мать старалась внушить сыну, что он должен занять достойное место, т.к. принадлежит к великому роду. Вознося молитвы предкам, она часто рассказывала о подвигах отца и других его родственников.

Мальчик отличался крепким здоровьем, живым умом, был таким же сильным, как и его отец в молодости. Ему приходилось много работать, и благодаря суровому детству он всегда сочувствовал бедным, более того, считал себя одним из них. Вдохновленный словами матери, Кун Цю решил заняться самообразованием. Он не любил играть с другими детьми, намного интереснее ему было беседовать со старцами и мудрецами.

В то время все знатные люди должны были в совершенстве овладеть 6 видами искусства. Тот, кто обладал этими знаниями, считался образованным, без этого он не мог рассчитывать на статус благородного человека, настоящего аристократа. Что это за знания? Прежде всего, юноша должен был уметь считать, второе искусство – это чтение, письмо, кроме этого нужно было мастерски управлять колесницей, стрелять из лука, разбираться в музыке и исполнять ее, а также выполнять различные ритуалы. Позднее Конфуций рассказывал своим ученикам, что в 15 лет обратил свои помыслы к учению. Он высоко ценил книги и знания, которые можно было из них получить. Понимал музыку, умел играть на цитре и колоколах бяньчжун.

Личная жизнь

Личная жизнь великого мудреца не так интересна, т.к. все свое время и силы он посвятил своему учению. Но, как и любой уважающий себя китаец, должен был позаботиться о продолжении рода.

Пожизненных портретов Конфуция не сохранилось, самый старый относится к I веку до н. э. Тот, который встречается чаще всего, был создан гораздо позже, в VIII веке. Говорили, что Кун Цю был некрасивым юношей: выпученные глаза, слишком большие уши, массивный лоб, верхняя губа чуть вздернута, из-за чего были видны два больших передних зуба. Он был очень высоким, с грузным телосложением.

Однако это не мешало ему жениться уже в 19 лет, а через год стать счастливым отцом. О его супруге мало что известно. Кикоан Ши принадлежала к семейству Цзи из царства Сун. Жена не интересовалась его делами, и сам он мог отправиться в дальние странствия, не считаясь с ее желаниями. Когда Кун Цю стал отцом, правитель подарил ему карпа, который в Китае считался символом удачи. Мальчик получил имя «Ли», что переводится как «карп». Также его называли Боюй, это означало «старшая рыба». Возможно, Конфуций надеялся, что детей у него будет много, но, кроме сына, родилась только дочь. Сын не дожил и до 50 лет, жена умерла за 6 лет до смерти мудреца.

Konfuzius-Statue

Но, тем не менее, в Китае до сих пор живут многочисленные потомки Конфуция, часть из которых была обязана оставаться в семейной Усадьбе Кун. Действительно, с XI века до середины ХХ века здесь можно было встретить его прямых потомков, которые отвечали за проведение церемоний в храме. Последний из них (77 поколение) уехал на Тайвань, там же проживает и главный представитель рода, уже из 79 поколения. У Конфуция длинное генеалогическое древо, т.е. по всему миру должно быть более 3 миллионов человек, связанных с ним родственными узами. Сейчас в списке потомков более 2 миллионов имен, которые объединены одним семейным именем Кун. Все они уважаемые люди, быть членом этой семьи – это почетно.

Учитель Поднебесной

Старания и прилежание Кун Цю были оценены. Вскоре он занял ответственную должность в царстве Лу, стал распорядителем амбаров, отвечал за прием и выдачу зерна, а потом и за скот. Тогда ему было около 20 лет.

Когда юноше исполнилось 23 года, умерла его мать. Чтобы соблюсти траур, он ушел в отставку на 3 года, и посвятил это время чтению, изучению древних трактатов. Молодой ученый жил в непростое время, когда начался закат империи Чжоу. Каждый день Конфуцию приходилось наблюдать за междоусобными распрями, за тем, как рушатся древние устой, за страданиями простого народа, за алчностью чиновников, не брезговавших взятками. Он понимал, что так дальше существовать нельзя, и решил, что необходимо создать учение, которое поможет построить новое государство.

Конфуций начал работать над своей системой философских понятий, основой которой должны были стать доброта и честность. Он рассказал, каким именно должен быть праведный человек, т.е. соответствовать пяти главным показателям благородства: гуманность, чувство долга, следование традициям, благоразумие, доброта и открытость. Философ верил, что взаимоотношения людей в обществе может быть таким же, как и в семье, где правитель – это мудрый отец, а народ – сын, обязанность которого слушаться того, кто им управляет.

После завершения траура, Конфуций снова вернулся на службу, а в 44 года получил серьезное повышение – стал правителем резиденции. Выполняя свои обязанности, он старался следовать своим идеям. Он хорошо выполнял свои обязанности, запомнился, как энергичный служащий, но при этом рассудительный и мягкий. Возможно, Конфуций надеялся, что правитель прислушается к его учению, но, поняв, что этого не произошло, он решил отправиться в путешествие, надеясь найти того, кто будет править по его принципам. Свою роль сыграли в этом и доносы, успехи Конфуция не давали покоя его завистникам.

Долгие годы он скитался по стране, от одного правителя к другому, окруженный множеством учеников, которые запоминали его идеи. Так появилось конфуцианство, этико-философское учение, которое просуществовало несколько столетий. Сам Конфуций не записывал свои идеи, это сделали его ученики, уже после смерти философа. Так, например, появилась его книга «Беседы и суждения» (Лунь юй). С каждым днем количество его учеников возрастало, постепенно достигло 3 тысяч человек, но ближайших было не так много, около 70. Но до нас дошли сведения только о 26 из них, трое из которых считались его любимыми учениками: Цзэн-цзы и Ю Жо, но особенно он выделял Янь Хуэя.

Statue of the great philosopher Confucius in Shanghai. Taken at the Shanghai Wen Miao, also known as the Shanghai Confucian Temple.

Когда Конфуцию было около 60 лет, он решил вернуться домой. Последние годы своей жизни он изучал книги из прошлого, старался их систематизировать и привести в порядок. Произведением же самого философа можно считать только книгу «Весна и осень» или Чуньцю. Это история древнекитайского государства Лу, которая охватывает период Чуньцю. Книга была написана на основе придворных хронистов, но Конфуций оценивал происходившие события, то восхваляя, то порицая их. При этом автор старался не писать о событиях, которые могли бы выставить правителей в невыгодном свете, а также не записывал случаи их убийств.

Смерть и захоронение

Конфуций умер в 479 году до н.э., когда ему было около 72 лет. Его похоронили на родовом кладбище Кунлинь. В городе Цюйфу, где стоял дом Конфуция, уже после его смерти появился небольшой храм, а когда конфуцианство стало идеологией страны, каждый император обязательно приезжал сюда, чтобы совершить жертвоприношение, а заодно и оставить память о себе — павильон или беседку. Постепенно небольшой храм разросся до огромного комплекса, насчитывающего около 500 помещений. Сюда до сих пор стекаются многочисленные последователи его учения, это место стало объектом паломничества. Приходят и люди, мечтающие получить высшее образование, пишут желания на специальных табличках, зажигают палочки.

Примерно в полуторах километрах от городских ворот находится одно из самых древних семейных кладбищ в мире, где похоронено более 100 тысяч человек, у всех из них фамилия Кун. Его площадь – почти 200 га. Там же расположена Роща Конфуция, на деревьях висят таблички, по которым можно узнать их возраст: самые древние отмечены красным цветом, а те, что моложе 300 лет – зеленым. Могила самого философа находится в глубине Рощи, ее украшают две стелы, поставленные в XIII и XV веках, на них написано о мудрости того, кто здесь упокоился. Где покоится прах Конфуция не известно, т.к. после вскрытия могилы тело так и не обнаружили, но китайцы не любят об этом вспоминать. Около могилы всегда стоят живые цветы.

Наследие

После смерти Конфуция не забыли его учение, наоборот, появилось множество направлений. Его духовными наследниками стали Мэн Кэ, который написал «Мэн-цзы» и Сюнь Куан, автор «Сюнь-цзы». Первое время конфуцианство ничем не выделялось среди остальных политико-философских школ Древнего Китая, которых на тот момент было очень много.

Последователям пришлось пережить череду депрессий, которые начались в 213 году до н.э., когда большую часть учёных-конфуцианцев отстранили от интеллектуальной деятельности, кому-то повезло еще меньше, 460 человек закопали живьем, уничтожались книги. Те, что сохранились до наших времен, были восстановлены позже, по воспоминаниям. Несмотря на то, что император Цинь Шихуанди вел жестокую борьбу с конфуцианством, оно выдержало, более того, при новой династии Хань стало официальной идеологией империи.

Конфуцианство – это не религия, а скорее философское учение, которое рассказывает о том, каким должен быть благовоспитанный человек и общество в целом, оно затрагивает и жизненный уклад, и методы воспитания подрастающего поколения. Конфуций считал, что необходимо заставить человека следовать принципам этики и морали, только тогда можно рассчитывать на то, что будет порядок во всем, в том числе и в государстве. Кроме почитания старших, помощи младшим, он выделял и ответственность, четкое соблюдение инструкций и догм. Сейчас это не просто учение, а настоящий стиль жизни, и он насчитывает многовековую историю.

В середине XVII века появилась мода на восточную экзотику, когда многие европейские ученые заинтересовались китайской философией, о ней стали говорить с восхищением, в возвышенных тонах. Что же касается самого Китая, Конфуций стал титульной фигурой классического образования в этой стране. Начиная с династии Хань, он описывался не просто как политик и учитель, но и пророк, практически полубог, а в 1 г. н. э. его начали почитать на государственном уровне. Постепенно стали строить храмы, посвященные этому мудрецу, в честь него назвали Институт Конфуция, а также астероид, открытый в 1973 году. Его учение оказало огромное влияние на культуру страны, на формирование системы ценностей, которая не забылась до сих пор.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии