Марат Шакирзянович Хуснуллин

Марат Хуснуллин — биография


Хуснуллин Марат Шакирзянович — государственный деятель, занимающий с 2020 года должность заместителя председателя Правительства РФ. Курирует Южный федеральный округ. Ранее, в 2001—2010 годах, занимал пост министра строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан. В 2010—2020 годах находился на посту заместителя мэра Москвы, был ответственным за градостроительную политику города.

Детство, образование

Родился Марат Хуснуллин (09.08.1966) в Казани, но детство провёл в другом городе Татарстана — Чистополе. Этот старинный город расположен на берегу Камы в 100 километрах от Казани. По национальности Хуснуллин татарин. Его мать работала судовым медиком на теплоходе. Она часто брала с собой сына в рейсы. Школу Марат Шакирзянович окончил в 1983 году в Чистополе, после чего отправился в Казань получать высшее образование.

Хуснуллин стал студентом Казанского государственного финансово-экономического института. Сразу после поступления в КГФЭИ он устроился в вузе лаборантом. После отмены в стране отсрочек от военной службы он ушёл в армию и прослужил два года. После демобилизации Хуснуллин продолжил обучение и работу лаборантом. КГФЭИ он окончил в 1990 году, получив специальность экономиста.

В 2000 году Хуснуллин получал образование в Открытом университете Великобритании. Этот вуз считается одним из самых популярных и больших в стране. В 2006 году Марат Шакирзянович стал кандидатом экономических наук. Свою диссертационную работу он защищал в Казанском государственном техническом университете. В его научном труде рассматривались вопросы инвестиционной политики на примере Татарстана.

Начало трудовой деятельности

Хуснуллин работал лаборантом с первого курса обучения в КГФЭИ. В 1987 году он оставил эту работу и стал главным бухгалтером, а затем председателем казанского стройкооператива «Темп». В 1995 году он перешёл в компанию «Интерпластсервис», стал гендиректором данного строительного предприятия. Через два года, в 1997 году, Хуснуллин был приглашён в компанию «Ак Барс», также на должность генерального директора.

В 1999—2001 годах Хуснуллин был депутатом Госсовета Татарстана. Одновременно он активно и успешно работал в бизнес-структурах. В 2000 году он перешёл в ГУП ПЭО «Татэнерго», заняв должность заместителя гендиректора. В зону его ответственности вошли вопросы инвестиционной политики, строительства, материально-технических ресурсов.

Служба в правительстве Татарстана

В 2001 году Хуснуллин занял пост министра строительства, архитектуры и ЖКХ в правительстве Татарстана. Одним из результатов его работы в республике стало освоение больших объёмов инвестиций из федерального бюджета. Направлены они были на реализацию программы строительства жилья. По инициативе министра при возведении новых жилых комплексов активно использовались типовые проекты, что привело к значительной экономии.

Марат Шакирзянович Хуснуллин
Марат Шакирзянович Хуснуллин

В период работы Хуснуллина в столице республики была ликвидирована ветхая жилплощадь. В Казани были построены самый высокий мост Миллениум, знаковая мечеть Кул-Шариф. Кроме того, в городе запустили метро, первое в стране после распада СССР. Хуснуллин также руководил строительством спортивных сооружений и других объектов к Универсиаде-2013.

Работа в мэрии Москвы

В 2010 году чиновника пригласили на работу в правительство Москвы. Его назначили главой Департамента городского строительства. Уже в декабре того же года он был переведён на должность заместителя мэра. Ему поручили контролировать область строительства и градостроительную политику. В 2011 году он был назначен руководителем коллегии, ответственной за политику градостроительства и строительную сферу в столице.

В 2011 году госдеятель возглавляет комиссию по борьбе с самовольными постройками. В следующем году ему вменили в обязанность контроль за экспертизой документов по строительству заказанных городом объектов. Работа команды Хуснуллина позволила снизить затраты на 20%. Упорядочить строительство позволила работа заместителя мэра по определению режимов использования участков внутри Бульварного кольца.

Значительная экономия была достигнута в результате упорядочивания процесса проведения торгов, в которых определялись подрядчики. За счёт уменьшения на торгах стартовых цен на 9% удалось сэкономить 8,4 млрд рублей. В 2012 году Хуснуллин инициировал введение электронного документооборота в строительную сферу, что существенно упростило порядок получения различных документов.

Тогда же он взял на себя руководство штабом, отвечающим за сооружение ММДЦ «Москва-Сити». Из-за мирового финансового кризиса, затронувшего и Россию, в план строительства были внесены корректировки. Вместо некоторых объектов была реконструирована часть улиц, построены транспортные развязки и многое другое. В 2012 году Хуснуллин был назначен сопредседателем Совета по развитию городского ж/д узла и прилегающих участков земли.

В этот период он также контролировал строительство в Новой Москве — вошедших в черту столицы территорий Московской области. В 2013 году чиновник стал главой Архитектурного совета, работавшего над единой концепцией столичного градостроительства. Помимо того, под руководством Хуснуллина проложено более сотни километров новых линий метро, на них открыты 122 новые станции. При этом стоимость строительства была уменьшена на 25%.

В 2011 году заместитель мэра поддержал решение отказаться от Четвёртого транспортного кольца. Такой отказ он объяснил высокой стоимостью проекта. Вместо него было запланировано строительство хорд — Северо-Восточной, Северо-Западной — и Южной рокады. В проекте было предусмотрено их объединение с Юго-Восточной хордой в единое кольцо. Это позволяло снизить нагрузки на другие магистрали.

С 2012 года Хуснуллин был задействован в реализации программы «Рубль за метр». Проект предусматривал передачу объектов культурного и исторического наследия в аренду на 49 лет. Арендаторы были обязаны отреставрировать полученные здания в течение пяти лет с момента подписания соответствующего договора. Реализация проекта стала возможностью для восстановления десятков исторических сооружений.

С 2014 года Марат Шакирзянович курировал работу по реконструкции СК «Лужники». Вся работа была завершена с опережением на год. В 2018 году спорткомплекс принимал мировой чемпионат по футболу. Заместитель мэра также стал инициатором международного конкурса, в котором определялась концепция развития Москвы-реки. Проект охватывает более десяти тысяч гектаров. Его реализация сделает прибрежные участки благоустроенными и комфортными для горожан.

В 2012 году чиновник выступил с инициативой о проведении ещё одного международного конкурса, призванного определить облик парка «Зарядье». Уже в 2018 году парк был готов принимать посетителей. Большая часть его объектов была построена в подземном пространстве. Авторы проекта отказались от наземного строительства и решений, способных повредить облику центра столицы. Парк стал значимым местом Москвы, и заслуга в этом принадлежит команде Хуснуллина.

Служба в Правительстве РФ

В 2020 году Хуснуллин был назначен заместителем председателя Правительства России. В зону его ответственности вошла сфера строительства, архитектуры, ЖКХ, ипотечное кредитование. С 2020 года он также контролирует экономико-социальную ситуацию в Крыму и Севастополе. С 2021 года отвечает за обстановку в Южном федеральном округе. В это же время его обязанностью стало развитие сотрудничества с соседями РФ — Южной Осетией и Абхазией.

С 2022 года Хуснуллин отвечает за восстановление городов Донбасса, Херсонщины, Запорожья. После выборов президента в 2024 году было сформировано новое Правительство РФ. Кандидатура Хуснуллина была утверждена Госдумой большинством депутатов, голосов против не было. Таким образом, чиновник продолжил свою работу в прежней должности во вновь сформированном кабинете министров.

Марат Хуснуллин сейчас

Хуснуллин работает над выходом России к Каспийскому морю, на Ближний Восток и в Азию, что является необходимым для развития торговых отношений. Первоочередная задача правительства — упрощение выхода к государствам Индийского океана через Иран. Работая в этом направлении, вице-премьер встречается с коллегами из Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Ирана, Азербайджана, обсуждает возможные варианты сотрудничества.

Хуснуллин также отвечает за строительство магистралей, ведущих к районам Запорожья, Херсонщины и Донбасса от Приазовья. Эти магистрали — важная часть логистики. Помимо того, в обязанности вице-премьера включён контроль за состоянием Крымского моста и ведущего к нему маршрута. Чиновник отвечает за строительство и экономико-социальное развитие Крыма. Под его контролем сооружение съездов с трассы «Таврида», строительство и ремонт очистных сооружений.

На текущий момент вице-премьер работает над нацпроектом «Инфраструктура для жизни». Она предусматривает объединение разных государственных программ. Реализация проекта позволит синхронизировать сооружение и введение в эксплуатацию объектов различного назначения. Кроме того, запланировано развитие транспортной системы.

Перед вице-премьером стоят и другие масштабные задачи. Среди основных направлений — строительство и обновление жилищного фонда. Приоритетным также является обновление дорожно-транспортной системы, от которого во многом зависит развитие экономики страны и каждого региона в отдельности. Развитие инфраструктуры городов должно улучшить качество жизни населения.

Личная жизнь

Марат Шакирзянович и его супруга Лилия вырастили сына и двух дочерей. Их дети после получения высшего образования решили строить карьеру в бизнесе. В 2018 году супруги расторгли брак. О своей личной жизни Хуснуллин предпочитает не распространяться. Известно, что Марат Шакирзянович любит собак и держит их у себя дома. Отдыхая, он рыбачит, собирает грибы, катается на снегоходе.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.