Мария Кантемир — биография
Мария Кантемир — дочь молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен. Она была сестрой известного русского поэта Антиоха Кантемира. По слухам, Мария была любовницей императора Петра Великого.
Детство
Мария Кантемир родилась 29 апреля 1700 года в городе Яссы, на территории Молдавского княжества. Она была старшей дочерью Дмитрия Кантемира, господаря Молдавии, и его жены Кассандры Кантакузен. В семье Кантемиров, кроме Марии, воспитывались еще шестеро детей: братья Дмитрий, Матвей, Сергей (Сербан), Константин и Антиох, а также сестра Смарагда. Антиох Кантемир позднее стал известным поэтом и дипломатом, внёсшим значительный вклад в российскую литературу и культуру.
Детские годы Марии прошли в Стамбуле, где её отец занимал высокое положение при османском дворе. Именно здесь девочка получила блестящее образование, что было редкостью для женщин того времени. Её наставником стал монах Анастасий Кандоиди, под чьим руководством она изучала широкий круг дисциплин, включая языки, математику, риторику и литературу. Мария также проявляла интерес к астрономии, музыке и изобразительному искусству, что свидетельствовало о её разносторонних талантах и пытливом уме.
В 1711 году жизнь Марии резко изменилась, когда её отец, Дмитрий Кантемир, заключил союз с русским царем Петром I, предложив свою помощь в войне против Османской империи. Однако после неудачного исхода военных действий семья Кантемиров была вынуждена искать убежище в России. В благодарность за преданность Петр I даровал Дмитрию Кантемиру княжеский титул и обеспечил его семейство всеми необходимыми условиями для жизни в новой стране. Первоначально они поселились в Харькове, но вскоре переехали в более удобное место — подмосковную усадьбу Черная Грязь.
В чужой стране Мария быстро адаптировалась, начав углубленно изучать русскую культуру и язык. В этот период её образование продолжал знаменитый писатель и переводчик Иван Ильинский, который помогал ей овладеть не только русским письмом, но и понимать нюансы местных обычаев и традиций. Во время их пребывания в России Петр I неоднократно посещал дом Кантемиров, и тогда состоялось личное знакомство царя с молодой княжной.
Со временем в семье Кантемиров произошли новые изменения. После смерти Кассандры, матери Марии, Дмитрий Кантемир женился на Настасье Трубецкой, которая была почти ровесницей его старшей дочери. Несмотря на разницу в возрасте, их брак стал значимым событием для светского общества Санкт-Петербурга. В этом браке родилась дочь, Екатерина-Смарагда, что добавило забот и ответственности Марии, поскольку теперь ей приходилось делить внимание отца с новой мачехой.
Светские рауты и балы, несмотря на статус семьи, не вызывали у Марии особого интереса, что вскоре стало предметом разговоров при дворе. Неоднократное отсутствие княжны на торжествах привлекло внимание самого Петра I, который, обеспокоенный её здоровьем, приказал провести расследование, чтобы выяснить, действительно ли Мария больна или же её нежелание выходить в свет связано с иными причинами.
Отношения с Петром I
Согласно легенде, Мария Кантемир стала последней любовью российского императора Петра I. Их романтические отношения начались, когда девушке исполнилось 20 лет, и, по некоторым сведениям, продолжались вплоть до самой смерти царя. Мария привлекала Петра не только своей образованностью и интеллектом, но и редкой красотой, которая выделяла её среди других женщин того времени. Её яркий ум и утончённая внешность сделали её неотразимой для царя. Преклонялся перед ней и князь Иван Долгоруков, но несмотря на одобрение её отца, Мария отказалась выйти за него замуж, предпочитая оставаться верной своим чувствам к Петру.
В 1722 году Петр I отправился в персидский поход, и Мария, будучи его любовницей, сопровождала царя вместе с его женой Екатериной I и отцом. Однако долгий путь стал для неё непосильным из-за беременности, и она осталась в Астрахани, где у неё начались преждевременные роды. Ребёнок, к сожалению, умер вскоре после рождения. Сторонники этой легенды утверждают, что ребёнок был возможным наследником Петра I, что добавляет драматизма этой истории.
Доктор исторических наук Павел Кротов в своих исследованиях отмечает интересный факт: упоминание о выкидыше Марии Кантемир было зафиксировано в походном журнале царя во время его отсутствия. Такие записи не делались ранее, что, по мнению Кротова, свидетельствует о том, что Петр I проявлял особый интерес к Марии и её состоянию.
Существует также гипотеза, что преждевременные роды у Кантемир были не случайностью, а результатом вмешательства Екатерины I. В те времена ходили слухи, что Екатерина опасалась за своё положение при дворе, боялась, что рождение наследника от Марии могло бы ослабить её влияние на Петра и подорвать её позиции как царицы. Согласно этой версии, Екатерина сделала всё возможное, чтобы устранить соперницу и сохранить своё положение. После возвращения Петр I, разочаровавшись в Марии, ещё больше сблизился со своей женой Екатериной, которой впоследствии и передал корону.
Для Марии этот период стал ещё более трагичным из-за потери отца, Дмитрия Кантемира, который скончался от осложнений диабета. После его смерти Мария вступила в продолжительный имущественный спор с мачехой, касающийся наследства. Эти трудные жизненные обстоятельства ещё больше отдалили её от светской жизни.
Несмотря на попытки восстановить отношения с Петром, который даже подозревал Екатерину в неверности, их роман возобновился лишь на короткое время, а в 1725 году император умер, окончательно положив конец их связи. После смерти Петра Мария осталась одинокой, так и не сумев устроить свою личную жизнь. Вопреки ухаживаниям таких влиятельных лиц, как Фёдор Наумов и грузинский царевич Александр Бакарович, она отказалась от предложений и посвятила себя заботе о своих младших братьях, поддерживая семейные узы.
Историки до сих пор расходятся во мнениях относительно достоверности этой истории. Хотя версия о романе Марии и Петра I и присутствует во многих книгах, её подлинность вызывает сомнения. Большинство исследователей считают, что подобные легенды возникли на основе слухов, домыслов и неверного толкования исторических фактов. Тем не менее, образ Марии Кантемир как женщины, привлекавшей внимание столь значимых фигур того времени, остался в памяти многих поколений.
После смерти Петра I
После известия о смерти Петра I состояние здоровья Марии Кантемир резко ухудшилось, и она даже составила завещание, предчувствуя свою скорую кончину. Однако, несмотря на все трудности, ей удалось побороть болезнь и восстановить силы. Исторические источники расходятся во мнениях относительно её положения при дворе Екатерины I: одни утверждают, что княжна находилась в опале и потеряла благосклонность императрицы, другие же свидетельствуют о том, что Екатерина оставалась к Марии благосклонной.
Когда власть перешла к Петру II, Мария решила покинуть Санкт-Петербург и переехать в Москву, где она смогла быть ближе к своим братьям. В этот период Антиох Кантемир сыграл важную роль в поддержке восшествия на престол Анны Иоанновны, и, в знак признательности, императрица назначила его сестру фрейлиной, что позволило Марии остаться в Москве, даже когда царский двор вернулся в Санкт-Петербург.
Живя в Москве, Мария Кантемир вела активную светскую жизнь, организовывая литературный салон, который стал местом встреч и обсуждений для известных деятелей культуры и науки. Несмотря на её желание уйти в монастырь и посвятить себя духовной жизни, младший брат смог убедить её остаться в светском обществе. Переписка с братом поддерживала её в трудные моменты и удержала от столь радикального решения.
Существует общее мнение, что княжна, несмотря на знатное происхождение, на самом деле не обладала значительными финансовыми средствами. Она вынуждена была арендовать жильё, так как собственного дома в Москве у неё не было. Поддержание внешнего вида, соответствующего её статусу, включая слуг и экипаж, во многом было рассчитано на сохранение репутации и поддержание знатного образа жизни. Чтобы поправить своё финансовое положение, Мария обращалась за поддержкой к фавориту императрицы Эрнсту Иоганну Бирону, а также пыталась воздействовать на Анну Иоанновну через брата.
Со временем дела Марии улучшились: ей удалось приобрести земельный участок в Москве и поручить строительство собственного дома архитектору Доменико Трезини. Однако, как отмечают историки, авторский проект был слишком дорогим для княжны, и она согласилась на более доступный вариант, дом стандартного образца. Строение возводилось из дерева, с добавлением каменного флигеля, который сыграл важную роль во время большого пожара в Москве 1737 года. Когда огонь охватил улицу Покровку, деревянные постройки дома Марии сгорели дотла, но каменный флигель устоял, сохранив её книги и ценные вещи.
В 1745 году, вскоре после кончины её брата Антиоха, Мария Кантемир стала владелицей подмосковной усадьбы Улиткино, которая располагалась неподалеку от поместья семьи её мачехи. Она провела остаток жизни в этом имении, вдали от придворных интриг и столичного шума. В 1747 году, по её инициативе, в Улиткино была построена церковь, посвященная святой Марии Магдалине, которая стала символом её духовных поисков и веры.
Смерть
Незадолго до своей смерти Мария Кантемир составила новое завещание, в котором выразила желание основать женский монастырь на территории своих владений. Она также просила устроить там место для своего упокоения. Однако её последняя воля так и не была исполнена. Мария Дмитриевна скончалась 9 сентября 1757 года, причиной её смерти стало ухудшившееся здоровье, ослабленное многими испытаниями и болезнями.
Согласно данным исследователя Леонида Майкова, место её захоронения находится в Никольском греческом монастыре. Это обстоятельство добавляет ещё одну историческую деталь в жизнь Марии Кантемир, окружённую легендами и мистическими преданиями, что делает её фигуру одной из самых интересных в истории российского дворянства XVIII века.