Михаил Девятаев – летчик-истребитель, гвардии старший сержант. Вместе с девятью узниками концлагеря угнал самолет, и сбежал из плена. Получил звание Героя Советского Союза.
История героизма пленных, сбежавших из концлагеря, захватив самолет, до сих пор будоражит воображение. Спустя много лет после угона фашистского «Хейнкеля» поступок легендарной «десятки» выглядит еще более отважным, и при этом неправдоподобным. В Великую Отечественную войну случилось множество славных, героических, удивительных поступков, совершенных советскими воинами, и наряду с ними особое место занимает подвиг летчика Михаила Девятаева.
Родина будущего Героя Советского Союза – небольшой рабочий поселок Торбеево Тамбовской губернии. Именно там, в семье мастерового человека Петра Девятаева и его жены домохозяйки Акулины и родился сын Михаил, их тринадцатый ребенок. Национальность Девятаева – мордвин-мокшанин. Отец трудился на помещика, мама занималась хозяйством и воспитанием детишек.
Учился Миша хорошо, но как у всех мальчишек, у него страдало поведение. Одна встреча сыграла в биографии мальчишки большую роль. В их поселке появился летчик, и Михаил проявил необычный интерес к этому человеку и роду его занятий. Он спросил у пилота, где обучают летному мастерству, и что для этого нужно. Ему ответили, что в первую очередь, нужна хорошая учеба и железная дисциплина, а еще смелость, отличное здоровье и спортивная форма.
Михаил начал более серьезно относиться к учебе, заниматься спортом. По окончании седьмого класса он уехал в Казань, именно там парень собирался учиться в авиационном техникуме. Девятаев подал документы в техникум, и уже в мечтах видел себя в небе. Однако произошла путаница с документами, и вместо авиационного, Михаил оказался в речном техникуме. Он решил ничего не менять, но от мечты не отказался. Молодой человек начал посещать занятия в казанском аэроклубе.
Бывали случаи, когда Миша до поздней ночи находился в самолетном или моторном классе аэроклуба, а утром следующего дня торопился на занятия в техникум. Наконец-то настал тот день, когда Михаил оказался в небе первый раз в своей жизни. Во время первого полета его сопровождал инструктор, но от этого впечатления оказались не меньшими, чем, если бы он летал сам.
После окончания речного техникума в 1938 году, некоторое время трудился в качестве помощника капитана баркаса на Волге. В том же году получил повестку Свердловского РВК Казани, и отправился на службу в Красную Армию. Учился в Первом Чкаловском военном авиационном училище летчиков им. Ворошилова, которое окончил в 1940-м. Михаила распределили на службу сразу в Торжок, потом отправили в Могилев.
В самом начале войны из тринадцати детей семьи Девятаевых осталось восемь, и все без исключения работали на победу. Четыре брата Михаила не вернулись с фронта, остальные его братья и сестры умерли достаточно рано, одному ему повезло дожить до старости.
В действующую армию Девятаев попал в первый же день войны – 22 июня 1941 года, а уже 24 июня он открыл счет сбитым самолетам противника. В боях под Минском, Михаил блестяще расправился с пикирующим бомбардировщиком Junkers Ju 87. Спустя некоторое время всех, кто отличился в бою, вызвали из Могилева в столицу. Вместе с другими пилотами Девятаев получил орден Красного Знамени. 10 сентября 1941-го расправился еще с одним «Юнкерсом». С 23 июня по 16 сентября 1941-го сто восемьдесят раз поднимался в воздух, счет сбитых самолетов противника дошел до девяти единиц.
23 сентября 1941-го Девятаев возвращался с очередного боевого задания под Киевом. Его самолет атаковали немецкие истребители. С одним Михаил справился, но и сам был ранен в ногу. Попал в госпиталь, после выписки из которого уже не смог вернуться на прежнее место службы, оказался в тихоходной авиации по настоянию врачей. Девятаева перевели в ночной бомбардировочный полк, потом он продолжил службу в санитарной авиации. Вернуться в истребительный полк Михаилу Девятаеву удалось только в 1944 году, благодаря помощи Александра Покрышкина.
Михаил попал в 104-й гвардейский истребительный авиационный полк 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Служил на 1-м Украинском фронте. В звании гвардии старшего лейтенанта Девятаев был командиром звена. 13 июля 1944 года он вступил в бой с FW-190, сбил его неподалеку от украинского городка Горохова. В этом бою отважного летчика сбили, он оказался в плену.
Группа истребителей, которой командовал майор Бобров, отражала вражескую атаку. Они приняли бой недалеко от Львова. В этом сражении Девятаева и подбили, его самолет загорелся, командир приказал прыгать с парашютом. Во время прыжка Михаил ударился о стабилизатор, потерял сознание. Приземлился на территорию, захваченную фашистами, и попал в плен.
Советского летчика допросили с особым пристрастием, отправили в разведотдел абвера. После этого он оказался в Лодзинском лагере военнопленных, где с такими же военнопленными летчиками решился на побег. Первая попытка сбежать состоялась 13 августа того же года, но беглецов быстро поймали и объявили смертниками. Таких заключенных держали в лагере смерти Заксенхаузен, попал туда и Девятаев. В этом лагере Михаил сумел договориться с лагерным парикмахером ( в своих воспоминаниях летчик написал, что этот парикмахер – бывший советский офицер танковых войск). Тот согласился подменить номер узника на его робе, и Девятаев из смертников «переквалифицировался» в «штрафника», а значит, у него появились реальные шансы выжить, а не погибнуть сразу в газовой камере крематория концлагеря. Вместе со статусом штрафника Девятаев получил и новое имя – Степан Никитенко. Вскоре он оказался в концлагере на острове Узедом, где размещался ракетный центр Пенемюде. Именно там разрабатывали новое сверхсекретное оружие врага – крылатые ракеты «Фау-1» и баллистические ракеты «Фау-2».
Бежать с острова не представлялось возможным, все понимали, что рано или поздно их все равно казнят, поэтому заключенные начали готовить новый побег.
Девятаев обладал недюжинными организаторскими способностями, и именно он начал подбирать группу, с которой собрался бежать. Отбор велся тщательно, чтобы не допустить утечки информации и предательства.
8 февраля 1945 года десять советских военнопленных во главе с Девятаевым, захватили фашистский бомбардировщик «Хейнкель 111», и сбежали из плена. Пилотировал Михаил. Немцы не сразу поняли, что произошел побег, а когда кинулись, то выслали вдогонку за ним истребитель, за штурвалом которого был один из прославленных летчиков Третьего Рейха – обер-лейтенант Гюнтер Хобом, награжденный двумя Железными крестами и Немецким крестом в золоте. Опытный летчик не смог найти беглецов, так как не знал, какой курс они выбрали. Самолет с узниками концлагеря обнаружил полковник Вальтер Даль, настоящий ас авиации. Он как раз возвращался с очередного задания, и услышал по рации приказ об уничтожении одинокого «Хейнкеля». Выполнить этот приказ он не смог, после боя у него не осталось боеприпасов.
Девятаеву удалось пролететь 300 км, посадить машину на территории Польши, где располагалась артиллерийская часть советской 61-й армии. Мало того, что он спас жизни девятерым узникам концлагеря, так еще и рассказал, где находится остров и лагерь, передал точные координаты стартовых установок, которые уже успели расположить вдоль берега. Эти сведения незамедлительно проверили, они оказались достоверными. Спустя некоторое время остров Узедом накрыли с воздуха.
Несмотря на ценность доставленной информации, Девятаев все равно оказался в проверочно-фильтрационном лагере НКВД, где его много раз допрашивали и проверяли. В конце марта победного 45-го семеро из десяти сбежавших на самолете из плена снова попали на фронт. В апреле 1945 года шестеро из десяти беглецов погибли, троих из них – Девятаева, Кривоногова и Емца отправили в ОКР «СМЕРШ» первой Горьковской запасной стрелковой дивизии, где они и оставались до победы, в ожидании подтверждения их воинских званий.
В сентябре 1945-го состоялась встреча Сергея Королева и Михаила Девятаева. Известный конструктор сам нашел героического пилота и позвал на аэродром, откуда тот сумел угнать самолет. Прибыв на место, Михаил рассказал об этом месте все, что знал, показал, где производили детали ракет. За угон самолета и оказанную помощь в передаче секретных сведений, в 1957 году Девятаев получил Золотую звезду Героя Советского Союза.
После увольнения в запас в ноябре 1945-го, Девятаев, как бывший пленный, долго не мог найти работу. Потом его взяли на должность дежурного по вокзалу Казанского речного вокзала, затем он получил профессию капитана-механика. С 1949-го Михаил трудился помощником капитана на баркасе «Огонек», спустя три года стал его капитаном. В 1955-м Девятаева назначили капитаном теплохода. В 1957 году подвиг Михаила Девятаева стал известен благодаря публикациям Яна Винецкого, корреспондента издания «Советская Татария».
К концу 50-х бывший военный летчик провел испытания первого советского судна с подводными крыльями – «Ракеты».
Судьба особо не баловала Михаила Девятаева. Может быть, в качестве компенсации за все пережитое, ему повезло в личной жизни. Он встретил женщину, которую, как сам сказал, не променял бы ни на какую другую, даже самую красивую. Свою личную жизнь отважный летчик связал с девушкой по имени Фаина. В этом браке родилось трое детей – два сына и дочка. Супруги жили счастливо, но после того, как имя Девятаева стало известно на весь Союз, супруга часто устраивала ему сцены ревности. Михаилу тогда приходило много писем, в частности и от женщин, и это обстоятельство вызывало ревность жены.
Старший сын Алексей родился в 1946-м. Он стал медиком, трудился на должности врача-анестезиолога глазной клиники, защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата медицинских наук. В 1951 году в семье родился еще один сын – Александр, тоже посвятивший себя медицине.
Спустя шесть лет родилась девочка, ее назвали Нэлей. Она выбрала себе творческую профессию, училась в Казанской консерватории. После ее окончания преподавала музыку студентам театрального училища.
В 1972 году Михаил Девятаев издал свою первую автобиографическую книгу «Полет к солнцу», в 1988-м вышла еще одна книга под названием «Побег из ада». В ней автор делится своими воспоминаниями о концлагере, о том, как готовился побег. На обложке этого издания фотография автора, пересеченная колючей проволокой.
Михаил Девятаев до самой смерти жил в Казани. Он не оставлял работу, трудился по мере сил. В 2002 году он побывал на том же аэродроме, откуда ему удалось сбежать, встречался с тем немецким летчиком, которого послали на его перехват. В то время на аэродроме шли съемки документальной ленты о подвиге отважного советского пилота.
Девятаев умер 24 ноября 2002-го года. От чего скончался бывший летчик неизвестно, возможно, преклонный возраст (почти 86 лет), а может быть болезни. Местом его упокоения стало Арское кладбище в Казани, на территории мемориального комплекса воинов ВОВ.
Память о смелом пилоте живет в нескольких документальных лентах — «Не факт. Подвиг советского летчика», «Догнать и уничтожить», и одном художественном фильме – «Девятаев», который вышел на экраны в 2021 году. Роль главного героя в этой ленте досталась популярному актеру Павлу Прилучному, который был вынужден сбросить 15 кг, как того требовал сценарий.
Комментарии
Очень нравится! Я слушал его рассказ об этом подвиге более полувека назад в Детском речном пароходстве города Горького ( ныне Нижний Новгород). И до сих пор все хорошо помню. Прочитал я потом в детстве и книгу И.Кривоногова " Родина зовет", который участвовал в том бесподобном побеге десяти советских военнопленных на фашистском самолете. Читал потом и многое другое. Были удачные публикации, были не очень. А вот фильм "Девятаев", который так рекламировали, оказался, извините, дешевой поделкой. Обидно за Михаила Петровича. Это точно был настоящий герой и истинный патриот России. Мне жаль его сына, который не смог сказать правду "писателям-сценаристам" и именитому постановщику - либералу. Никогда не поверю, что Михаил Петрович промолчал, посмотрев вранье про его дружбу и братание с предателем- власовцем. А ведь на этих фактах без всякой выдумки мог бы родиться отличный и очень нужный для россиян фильм. Без эффектной съемки, но правдивый, талантливый и интересный.Надеюсь, что так и будет.