Моисей — биография


Моисей – основоположник такого направления в религии как иудаизм. Один из известных пророков, который вывел евреев из Египта, сплотив народ под своим началом.

Жизнеописание

В переводе с древнего еврейского языка имя Моисей звучит как Моше и означает «спасенный» или «взятый» из воды. Если рассматривать этого пророка с точки зрения арабского языка, то его имя будет писаться как Муса. В известном исследователям Пятикнижии об этом человеке говориться, как об одном из великих пророков с еврейскими корнями, а также как об основателе религиозного направления – иудаизм.

Дочь фараона находит Моисея

Согласно великой книге, под названием «Исход» — биография Моисея берет свое начало в тот период, когда численность еврейского народа стремительно увеличивалось, что в свою очередь беспокоило фараона и всех его приближенных. По их мнению, израильтяне набирали силу и если не сами, то с помощью врагов Египта могли совершить переворот. В связи с этим в стране появился новый указ великого фараона, по которому стали убивать всех рожденных младенцев мужского пола. Как рассказано все в той же книге, Иохавед, мать Моисея в страхе за своего ребенка спрятала его в плетеной корзине и пустила в низ по течению Нила. По воле судьбы эту корзину нашла дочь фараона, которая пожелала усыновить ребенка.

Будучи в юношеском возрасте Моисей увидел, что его соплеменников притесняют. Именно он стал тем, кто убил надсмотрщика, жестко обращавшегося с израильтянами, после чего, под покровом темноты сбежал в земли принадлежащий мадианитянам. Именно здесь, по его словам, к нему впервые обратился бог, появившись из Неопалимой купины (несгорающий кустарник). Бог велел Моисею ничего не боятся и возвращаться в Египет, где он должен был просить у фараона об освобождении израильтян. Фараон отказал пророку, после чего страна на десять дней погрузилась в хаос, переживая так называемые «десять казней египетских». На одиннадцатый день Моисей собрал свой народ и вывел его за пределы Египта, направившись к Черному морю. Перейдя его, они сделали остановку у подножья горы Синай, где, как рассказывает «Исход» Моисей впервые узнал о десяти заповедях.

Призвание Моисея

Вместе со своим народом, пророк скитался по пустынным землям на протяжении сорока лет. Пока они не достигли Ханаанских земель, где мужчина умер, взойдя на вершину горы Нево. Сегодня эта территория относится к Иордании, хотя и не является частью Земли Обетованной.

Само существование Моисея, как личности реальной, до сегодняшнего дня является спорным вопросом для исследователей Библии. Библеисты склоняются к тому, что Моисей жил приблизительно в XVI—XII веках до н. э., связывая все происходящие с ним события с Новым царством.

Имя собственное

Как рассказывается в библии имя, данное пророку связанно с его чудесным спасением из бурных потоков Нила. Этим именем его нарекла дочь фараона. В тоже время, по одному из значений оно переводится как «вытаскивающий». Исследователи утверждают, что это своеобразная игра слов, которая связывает Моисея с его ролью в спасении израильского народа. Иосиф Флавий, историк Античного периода, в своем труде практически дословно повторил толкование, написанное в библии. Как он говорит, если разбираться досконально, то имя Моисей состоит из двух частей. Одна из которых означает «спасенный», а другая «мои» в переводе с древнеегипетского наречия звучит как «вода». Семитологи в свою очередь уверены, что происхождение пошло от египетского слова «msy», что значит «рождать» или «сын».

Первоисточники

Основным первоисточником описания биографии пророка Моисея на сегодняшний день является библейское повествование, написанное на языке древних евреев. Жизни и делам этого великого человека было посвящено четыре труда, которые объединены общим названием «Пятикнижие». В него вошли такие части как «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие», в целом повествующее о Исходе из Египта евреев.

В первой части труда «Исход» читатель узнает о том, что родители будущего пророка были частью так называемого колена Левия. Ребенок родился на территории Египта, в то время, когда правили фараоны, не знающие о «Иосифе», который при его предшественнике занимал пост первого придворного. Новый правитель испытывал сомнения по поводу верности его потомков Египту, а потому превратил всех его наследников в рабов.

Исход евреев из Египта

Не смотря на все надежды, труд каторжников не помог сократить быстро растущее население евреев, из-за чего был издан указ – «топить в водах Нила всех еврейских мальчиков». Именно в тот период у Амрама и родился наследник, которого родители на протяжении трех месяцев скрывали в своем доме. Когда это стало невозможным, мать сплела из тростника корзину и спустила ее на воду с малышом. Позже его нашла дочь фараона, и даже осознав, что это ребенок «из евреев» тем не менее не позволила его убить.

Тут же находилась Мириам, сестра будущего пророка, которая предложила позвать кормилицу, воспитавшую саму дочь правителя. По воле судьбы или по чистой случайности ею оказалась Иохаведа, родная мать мальчика. Мальчика отдали ей, и она вскормила родное дитя, тем не менее воспитывающегося наравне с отпрысками фараона. Именно знатная дама дала имя мальчику, заявив, что «я из воды его достала». Дальше в Библии упоминается, что в младенческие годы Моисей жил у своих родных родителей, однако до какого именно возраста не установлено. В книге говорится лишь:

«И вырос тот мальчик, и мать привела его к дочери фараона, и назвала она его своим сыном».

Моисея растили как приемного ребенка, тем не менее обучая его всем «египетским премудростям». Это не помешало молодому человеку в один из дней ослушаться фараона и, покинув царские покои, отправиться на встречу с простым народом. Увиденная реальность огорчила юношу, о чем он рассказал фараону. В ходе своей «прогулки» юноша увидел, как египтянин, несправедливо наказывал еврея, избивая его. Собственными рукам Моисей убил воина, после чего закопал его в песке. О чудесном заступничестве и спасении еврея весь город говорил уже на следующий день.

Спустя несколько дней, на очередной прогулке будущий пророк попытался примирить двух евреев, спорящих между собой. Один из них спросил парня: «Кто назначил тебя судьей? Или ты убьешь оного из нас, как убил того египетского воина?». Слухи о поведении Моисея быстро дошли до фараона, вследствие чего юноша вынужден был срываться на территории Мадиамских земель.

Семья

Сбежав из Египта Моисей нашел приют в доме священнослужителя Иофора. Некоторое время парень жил в его доме, помогая пасти скот, а в последствии женился на оной из дочерей – Сепфоре. Девушка родила двух сыновей Гирсама и Елиезера. После того, как еврейский народ покинул Египет, Моисей, возглавив огромную армию, полностью уничтожил народ своей жены, жестоко истребляя мадианитян.

Моисей и Иофор

В третьей части «Пятикнижия» под названием «Части» говорится, что брат Моисея Аарон и его сестра Мириам не раз упрекали пророка в том, что он взял себе жену-эфиопку. Некоторые библеисты уверены, что в данном случае говорится совершенно о другой женщине, которая появилась в личной жизни Моисея в то время, когда он решил вывести свой народ из Египта. Другие исследователи уверяют, что это невозможно, так как традиционное воззрение иудеев не позволяет брать вторую жену, а потому это именно Сепфору упоминали родственники.

Откровение

Как обычно, занимаясь выпасом скота на склонах горы Синай, Моисей однажды услышал голос, который призывал его к себе. Подойдя к неопалимой купине молодой человек услышал призыв освободить свой народ, о котором ему говорил сам Яхве. Моисей спросил его, что именно нужно сделать и в особенности если люди не будут ему верить. В качестве ответа ему была даровано умение творить разного рода знамения. Так рассказывается, что мужчина одним движением мог превратить жезл в змею и наоборот, змею в жезл. Также он продемонстрировал как по одному его прикосновению рука покрывается признаками проказы, становясь белее снега и с такой же легкостью возвращается в привычное здоровое состояние.

Пророк Моисей на горе Синай

Помощником Моисея в его нелегком деле Бог назначил брата юноши – Аарона. При этом последний должен был стать «устами» пророка так как тот ссылался на «косноязычие». Так они и отправились к фараону, чтобы попросить его об освобождении народа Израильского. Здесь стоит отметить, что первоначально они просили отпустить евреев в пустыню всего на три дня, чтобы те успели принести жертву своему богу и помолиться.

Фараон не согласился, в связи с чем страна подверглась всем ужасам «десяти казней Египетских». Воды Нила обогрелись кровью, после этого было нашествие жаб, вслед за которыми прилетела мошкара и песьи мухи. Затем последовал мор скота и болезни людей и животных, сменившиеся градом и огнем. Затем была саранча, тьма и смерть всех первенцев, как среди людей Египта, так и среди животных. Только после этого фараон дал свое разрешение евреям покинуть пределы города, чтобы принести свои молитвы Богу. Отпущенные жители, собрав свои пожитки и домашний скот отправились кочевать в пустыню Сур.

Путь в их тяжелом показывал Бог, который днем представал перед ними в виде облачного столпа, а в ночное время освещал путь, так как выглядел как огненный столп. Так народ Израильский смог перейти Черное море. Которое по одному лишь Божьему велению расступилось перед ними, при этом оно потопило всю армию фараона, пытающуюся нагнать беглецов. Выйдя на другой берег Моисей, его сестра и весь народ возносили молитву к Богу.

Пророк вел свой народ через Синайскую пустыню в земли Обетованные. Первые три дня они брели без воды, после чего Бок указал какое из деревьев бросить в испорченный источник, чтобы его очистить. На протяжении сорока лет скитания по пустыне, Бог ежедневно помогал израильтянам, спасая их от смерти.

Так, Моисей лишь одним ударом о гору Хорива, извел из нее воду. Позже, когда на них напали амаликитяне, пророк молился Богу на горе и тот их спас, помогая победить.

На третий месяц скитаний израильтяне пришли к горе Синай, где Моисей получил «десять заповедей» в виде Скрижалей из камня, объясняющих как его народу правильно жить. Именно таким образом бог заключил с избранным им народом завет. На этом же месте Моисей получил указание, по которому требовалось возвести Скинию, где в дальнейшем будут проходить богослужения.

Пророк Моисей

На протяжении своей жизни Моисей два раза поднимался на гору и проводил там ровно сорок дней. В первый его «восход», народ нарушил одну из заповедей, соорудив идола в виде «золотого тельца», которому стал поклоняться. По возвращении Моисей был разгневан и уничтожил идола, после чего вновь вернулся на гору, чтобы просить прощение за свой народ. Вернулся он с осиянным Божьим светом лицом, в следствии чего постоянно его прятал под покрывалом.

Никакие трудности не заставили Моисея отвернуться от Господа, и он остался его преданным служителем. Он вел народ, наставлял и учил его, он рассказал будущее народу Израиля, но сам так т не во шел в земли обетованные. А все из-за греха непослушания, когда вместо того, чтобы просить у скалы воды, он дважды по ней ударил.

Уже ближе к концу странствия, когда народ стал роптать и малодушничать, Бог вновь их наказывал, послав «нашествие» змей. После раскаяния, Моисей в память воздвиг золотого змия, ставшего символом врачевателей.

Смерть

В исследованиях биографии пророка говорится, что он умер, совсем немного не дойдя до Земель Обетованных. Сам господь позвал его на гору Аварима, откуда показал ему «всю землю от Дана до Галаад». Здесь, на этой горе, Моисей и умер. Где точно он похоронен до сегодняшнего дня так и не известно. По некоторым источникам место захоронения находится где-то на земле Моавитской. Не далеко от Беф-Фегора.

Перед смертью пророк назвал имя преемника, которым стал Иисус Навин.

По некоторым данным Моисей прожил сто двадцать лет, сорок из которых провел в странствиях по пустыне.

Моисей в литературе и религиях

Если говорить об античной культуре, то о Моисее есть упоминания как в греческой, так и в латинской литературе.

Иосиф Флавий писал в своем труде, опираясь на записи историка из Египта Манефона, что когда фараон сослал больных и прокаженных в каменоломни, то они выбрали своим предводителем Осарсифа. После того, как евреи покинули Египет, мужчина сменил свое имя на Моисея. В последствии он установил законы для изгнанников, запрещающих общаться с кем-либо, кто не связан единой клятвой. Позже Моисей возглавил войну против правителя, которую проиграл. К слову сказать, сам Флавий называет такую информацию лживой.

По версии Херемона, Моисей ранее носил имя Тисифен и жил в одно время, что и Иосиф. В то же время Помпей Трог называет Моисея сыном Иосифа.

В древнеегипетских письменах, дошедших до наших дней и вовсе нет упоминания имени пророка.

Иудеи называют Моисея своим главным пророком. Именно он считается «отцом» всех последующих пророков. И хотя лица Бога он видеть не мог, все же он разговаривал с ним «устами к устам, а не в гаданиях или видениях». Если верить книге «Исход», которую иудеи чтят как реликвию, то именно Моисею Бог дал свод законов, ставших основой иудаизма как религии.

Как правило иудеи упоминают Моисея в своих речах как «Моше Рабену», что в свою очередь означает «наш учитель».

В христианстве Моисей – это пророк Израиля, который принял от Бога десять заповедей. Он упоминается в Пятикнижии, что стало частью Ветхого Завета. Для верующих пророк стал своего рода прообразом Христа, так как именно через него был передан ветхозаветный закон. В евангелиях есть упоминание Моисея, который вместе с Илией сопровождали Иисуса на гору Фавор.

Преподобный Иоанн Лествичник в своем труде «Лествица» писал, что Моисей явился перед ним в своем телесном виде. Икона с изображением пророка является важной частью православного иконостаса. В сентябре русская православная церковь отмечает день памяти Моисея.

В исламе Моисей (Муса) – это один из собеседников Аллаха, которому ниспослали Таурат.

Историчность

Само существование пророка как личности и его роль в истории – это предмет давних споров исследователей, историков и библеистов.

Первые сомнения по этому поводу появились в Новое время. Многие современные исследователи уверяют, что в древнеегипетских письменах нет упоминаний имени Моисея, как же, как и в археологических раскопках нет подтверждения существования этой личности. По этой причине ряд библеистов и историков считает, что личность Моисея – легендарная, но вымышленная. Другие же утверждают, что все события в силу неразвитости письменности имели малый шанс быть увековечены таким образом. Сходятся они лишь в одном, что к моменту первых записей о пророке, сия легенда передавалась из уст в уста на протяжении долгого времени, а потому естественно претерпела ряд изменений и дополнений.

Исследователи Библии, как древней книги провели параллели между литературными памятниками и эпизодами, указанными в Исходе. Это помогло найти общность традиций и заимствований. Те кто ищет документальные подтверждения любой гипотезе, высказывают мнение, что Пятикнижие стало результатом «объединения» сразу нескольких источников. При этом отмечают, что сам пророк в каждом из них описан по-разному. В одних из них личность Моисея превозносится, в других же его роль стараются приуменьшить.

Библеисты отмечают, что в ранних рукописях Моисей вовсе не упоминается. Исходя из этого они вывели теорию, что в период устных традиций он либо не был героем Исхода, либо его роль значительно преувеличена. По их мнению, только значительно позже, когда стали составлять письменные предания вокруг личности Моисея был построен весь рассказ. Но и эта версия оспаривается, так как имя могло упоминаться или нет, только из личных предпочтений автора.

Если говорить о фараоне, при котором собственно все события происходили, то здесь мнения разнятся. Хотя большинство все-таки уверены, что это был кто-то из Нового Царства.

Внешность

О внешнем виде пророка сегодня можно судить только по иконописным подлинникам, которых к сожалению, сохранилось очень мало. Здесь его описывают как старца, еврейской национальности, кроткого и благонравного. С небольшой седой бородой, красивого и статного. В его руках скрижали и жезл, на голове покрывало, а на ногах сапоги.

В некоторых случаях его изображают молодым, в момент получения скрижали или снимающим сапоги перед купелью.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Моисей это Мошиах в новом приществии. Это его 240000тысячное приществие в этот мир. Но самое глпвное, он есть праотец всех народов Авраам. Через него Господь Выведет новый народ. И тогда даже те, кто был из бесов станут человеком. Ведь его семя завязана со Вселенной 19пророками и столько же Святыми Духами, 240000посланниками и Живым Словом Божьим как Иешуа. А он и есть Мошиах.