Нурбану Султан была известна как наложница османского султана Селима II и матерью султана Мурада III. Её значимость в истории османской империи проявилась в том, что она стала первой официальной носительницей титула валиде-султан. Таким образом, Нурбану Султан стала первой женщиной, которая обладала таким званием в период османского султаната.
В 1525 году, на острове Парос, который в те времена входил в состав Венецианского герцогства Наксос, родилась будущая супруга правителя Османской империи, Сесилия Баффо. История её жизни до определенного периода окутана тайной, а обстоятельства происхождения подаются различными версиями. Венецианка Виоланта Баффо признана её матерью, в то время как отцовство приписывают Николо Веньеру, губернатору острова, и испанцу по фамилии Наси, что вызывает сомнения среди исследователей, хотя и не опровергнуто окончательно.
Сесилия воспитывалась в атмосфере благородства и получала католическое образование до двенадцати лет. Её детство оборвалось в 1537 году, когда османский адмирал Хайраддин Барбаросса напал на Парос, разорил остров и захватил в рабство многих его жителей, включая Сесилию. Находясь в плену и оплакивая свою судьбу в трюме корабля, она не могла представить, какие испытания и величие ей предстоят в дальнейшей жизни на чужбине.
Попав в султанский гарем в качестве пленницы, Сесилия Баффо была быстро введена в число наложниц принца, что стало следствием как влияния заметных итальянских родственников, так и удивительного стечения обстоятельств. Существует предположение, что её выбор для такой роли был обусловлен не только её внешними данными, но и личностными качествами, распознанными Хюррем-султан, мать султана, которая видела в Сесилии потенциал будущей влиятельной фигуры двора за её благородство, образованность и силу духа.
Смена вероисповедания и новое имя Нурбану, символизирующее «светоносная», стали для неё началом новой жизни. Когда Селиму исполнилось совершеннолетие, он, вместе с Нурбану, отправился управлять провинцией Конья, где вскоре она подарила ему дочь, Шах-Султан, а за ней последовали ещё две дочери и заветный сын Мурад, утвердивший её статус основной жены и матери наследника престола.
Достижение статуса хасеки, введенного для Хюррем-султан, подчеркнуло важную роль Нурбану в иерархии гарема, особенно после рождения сына. Её умение маневрировать между дворцовыми интригами, при этом сохраняя поддержку значимых личностей при дворе, как Газанфер-ага, хранителя покоев шехзаде, и Джанфеду, служанку, позволило ей не только укрепить своё положение, но и внести значительный вклад в политическую жизнь империи.
Нурбану сохраняла благосклонность Хюррем-султан до конца, о чем свидетельствуют упоминания в гаремных записях, где она называет её «матушка Хюррем», демонстрируя уважение и признательность к женщине, сыгравшей немалую роль в её судьбе.
В 1566 году, сразу после вступления Селима II на престол Османской империи, последовавшего за кончиной его отца Сулеймана Великолепного и устранением его брата Баязида в качестве конкурента, султан принял решение о пополнении своего гарема в дворце Топкапы новыми наложницами. Это не помешало ему сохранить глубокое уважение к Нурбану, которая оставалась его фавориткой.
Закрепив свою преданность, в 1568 году Селим официально вступил в брак с Нурбану, обеспечив ей щедрый свадебный подарок в 110 000 золотых дукатов, что превосходило дар, предназначенный Хюррем-султан от Сулеймана. Нурбану исполняла роль идеальной супруги в течение всего девятилетнего правления Селима, оказывая ему поддержку в государственных вопросах благодаря своему острому уму и мудрости.
Вступление в законный брак с султаном не заставило Нурбану оставаться в стороне от дворцовых интриг, особенно когда появилась угроза для прав на престолонаследие её сына Мурада, отправленного управлять Манисой в возрасте 20 лет. Она была готова защищать его интересы любой ценой.
После смерти Селима II в 1574 году, чьё кончина связана с несчастным случаем после употребления алкоголя, Нурбану совместно с визирём Мехмедом Соколлу смогла скрыть факт его смерти на 12 дней. Это позволило ей обезопасить престол для Мурада III, устранив при этом потенциальных соперников согласно жестокой традиции того времени, когда новый султан истреблял всех мужчин из рода, кроме своих сыновей.
Став валиде-султан после восшествия на престол сына, Нурбану получила фактически безграничные полномочия. Она активно занималась благотворительностью, возводила религиозные и социальные сооружения, укрепляла международные связи, в том числе с Францией и Венецией. Её умение строить выгодные семейные альянсы также проявилось в замужестве дочерей.
Несмотря на своё влияние на управление государством, Нурбану не удалось предотвратить привязанность Мурада к его любимой наложнице Сафие-султан. Это стало причиной последующего противостояния между двумя влиятельными женщинами при дворе, усугубляющего внутренние дворцовые интриги.
К сожалению, валиде-султан Нурбану так и не дожила до поражения своей противницы, ушедшая из жизни в 1583 году. Официальная причина смерти, подтвержденная придворными врачами, указывала на естественные обстоятельства, но среди народа распространялись слухи об отравлении генуэзским послом, выступавшим против прозападной (провенецианской) политики, проводимой империей под её влиянием.
Глубоко оплакивая утрату матери, Мурад III проявил необычное для османской традиции выражение скорби, одевшись в черное. По его приказу для Нурбану были устроены поистине величественные похороны. Её могила расположена в комплексе мечети Святой Софии в Стамбуле, недалеко от гробницы её супруга, Селима II, что стало уникальным исключением для наложницы султана.
Так завершился земной путь выдающейся женщины, которая смогла преодолеть путь от пленницы до валиде-султан, оставив неизгладимый след в истории Османской империи. Несмотря на ограниченное количество сохранившихся портретов Нурбану-султан при её жизни, её образ продолжает жить в исторических работах и популярной культуре, в том числе в киноэпопее «Великолепный век», где роль Нурбану-султан исполнила актриса Мерве Болугур, привлекая внимание к этому знаменательному периоду османской истории.