Патриарх Гермоген — епископ Русской православной церкви, Патриарх Московский и всея Руси в Смутное время.
Гермоген (в миру Ермолай) родился около 1530 года, однако точные сведения о его происхождении остаются неясными. Существуют разные версии о его родословной: одни историки считают его выходцем из знатных родов Шуйских или Голицыных, другие предполагают незнатное или даже казачье происхождение — есть мнение, что он происходил из среды донских казаков. Эта неопределённость отражает как недостаток достоверных источников XVI века, так и возможные идеологические мотивы более поздних интерпретаций.
С юных лет Ермолай проявлял интерес к духовной жизни. Будучи ещё подростком, он отправился в Казань — недавно завоёванную территорию, где активно развивалась православная миссия. Там он поступил в Спасо-Преображенский монастырь, в котором окончательно утвердился в своём религиозном призвании. Именно пребывание в монастырской среде стало решающим этапом в становлении его духовного пути.
Первые достоверные упоминания о Ермолае как церковном деятеле относятся к концу 1570-х годов, когда он уже служил священником в Казани. В 1580-х годах он продолжал своё пастырское служение при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. Его современники отзывались о нём как о человеке, украшенном мудростью, знатоке богословия и образце чистоты жизни. Эти характеристики свидетельствуют о том, что он пользовался уважением как среди духовенства, так и среди мирян.
Особым эпизодом в его казанском периоде стало участие в событиях, связанных с явлением чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Именно Ермолай, с благословения Казанского архиепископа Иеремии, перенёс новоявленную святыню в церковь Николая Чудотворца, тем самым сыграв важную роль в культе одной из главных православных святынь России. Этот жест укрепил его авторитет и духовное влияние.
В 1587 году, овдовев, Ермолай принял монашество в Чудовом монастыре в Москве, получив имя Гермоген. Этот шаг ознаменовал переход к более высокой ступени церковного служения, открывший путь к будущим назначениям и, в конечном счёте, к патриаршеству.
13 (23) мая 1589 года Ермолай, уже в монашестве Гермоген, был хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом новообразованной Казанской кафедры. Это назначение имело важное государственное значение: регион Казани, недавно присоединённый к Русскому царству, оставался зоной религиозной и культурной нестабильности, требовавшей активной миссионерской и организационной работы со стороны православной церкви.
Одним из первых дел митрополита Гермогена стало инициирование церковной памяти о православных воинах, павших при взятии Казани, и о новых мучениках, пострадавших за Христа. В письме патриарху Иову он обратил внимание на отсутствие особого поминовения этих жертв и предложил внести их имена в синодики, читаемые в Неделю Православия. Его просьба была удовлетворена: указом от 25 февраля 1592 года было установлено совершать панихиды по погибшим воинам и поминать мучеников Иоанна, Стефана и Петра, а дату памяти последних Гермоген определил на 24 января.
Активность Гермогена простиралась далеко за рамки церковных обрядов. Он был последовательным сторонником христианизации инородческого населения Поволжья. Среди применявшихся методов — переселение новокрещёных татар в русские слободы с целью изоляции от мусульманского влияния. Такие меры, хоть и жёсткие, отражали реалии конфессиональной политики XVI века, направленной на укрепление государственной и религиозной идентичности.
В сентябре 1592 года Гермоген участвовал в переносе мощей архиепископа Германа из Москвы в Свияжский монастырь, а спустя два года лично составил Повесть и чудеса Казанской иконы Божией Матери. В октябре 1595 года он принимал участие в открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия, после чего написал их жития, закрепив их культ в церковной традиции.
К концу XVI века фигура Гермогена приобрела общеимперское значение. В Москве он принимал участие в религиозных и государственных событиях — например, в избрании Бориса Годунова, а в 1595 году ездил в Углич для освидетельствования мощей князя Романа Владимировича. Его авторитет был столь велик, что даже Лжедмитрий включил его в Боярскую думу. Однако Гермоген быстро стал открытым противником самозванца: выступил против утверждения Игнатия патриархом и потребовал крещения католички Марины Мнишек по православному обряду. За это он был приговорён к ссылке, но её не успели исполнить — Лжедмитрий вскоре был убит.
После прихода к власти Василия Шуйского тот назначил Гермогена патриархом — 3 (13) июля 1606 года. Это решение имело символический вес: выбор пал на человека, которого воспринимали как духовного оппонента прежнего режима. В первые годы Гермоген поддерживал Шуйского, в том числе во время подавления восстания Болотникова, однако его позиция в последующие годы стала гораздо более самостоятельной и определяющей для событий Смутного времени.
Гибель патриарха Гермогена стала символом духовного подвига во имя веры и независимости государства. Он был уморён голодом в подземелье Чудова монастыря в феврале 1612 года, отказавшись благословить власть польских оккупантов и тем самым став жертвой за свою твёрдость и непоколебимость. Однако его смерть не оказалась напрасной. Уже в октябре того же года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов, завершив один из наиболее драматичных периодов в русской истории — Смутное время.
Спустя полгода после освобождения, в марте 1613 года, Земский собор избрал царём Михаила Фёдоровича Романова. Это решение стало символом восстановления законной власти и национального единства, которое отчасти было подготовлено нравственным авторитетом и призывами Гермогена. Именно он ранее благословил Филарета, отца Михаила Романова, возглавить посольство к польскому королю, а имя рода Романовых ассоциировалось с духовной легитимностью в глазах народа.
Дальнейшее почитание Гермогена приобрело государственное значение. В 1652 году его мощи были перенесены в Успенский собор Кремля, а в 1913 году, к 300-летию дома Романовых, он был официально причислен к лику святых как священномученик. Тогда же, по инициативе императора Николая II, для его мощей была изготовлена торжественная рака, ставшая местом паломничества и церковной памяти.
День памяти святителя Гермогена установлен 2 марта (по новому стилю) — в годовщину его мученической кончины. Этот день ежегодно отмечается Русской православной церковью как напоминание о духовной стойкости, гражданском мужестве и вере в историческое предназначение народа.
После мученической смерти патриарха Гермогена его духовный и символический авторитет в истории Русской церкви и государства только возрастал. В 1652 году, по повелению патриарха Никона, его останки были перенесены из скромной гробницы в Чудовом монастыре в Большой Успенский собор Московского Кремля — главный храм государства. Мощи святителя поместили в деревянную раку, обитую фиолетовым бархатом, в юго-западном углу собора, где они пребывают до сих пор. Этот акт подчёркивал признание Гермогена как национального героя и духовного мученика.
Прославление патриарха в лике святых состоялось в 1913 году — в год празднования 300-летия династии Романовых. Канонизация прошла 12 (25) мая, незадолго до прибытия в Москву царской семьи. Торжественное богослужение в Успенском соборе возглавил патриарх Антиохийский Григорий IV, а среди присутствующих были великая княгиня Елизавета Фёдоровна и высшее духовенство. Император Николай II, находившийся в это время в пути из Берлина в Царское Село, выразил благодарность участникам прославления телеграммой обер-прокурору Синода Владимиру Саблеру.
Сразу после канонизации началось активное увековечивание памяти нового святого. Уже 13 (26) мая 1913 года митрополит Макарий (Невский) освятил первый храм в честь святого Гермогена. Он был устроен Русским монархическим собранием в подземелье Чудова монастыря — в месте его заключения и мученической кончины. Тогда же состоялось торжественное открытие новой раки, куда были переложены мощи патриарха. Рака была создана на средства царской семьи, а над ней возвели золочёный бронзовый шатёр по образцу древнего, изготовленного при царе Михаиле Фёдоровиче — первом царе династии Романовых, к утверждению власти которой имел отношение сам Гермоген.
Почитание святителя продолжало развиваться и в последующие годы. В 1916 году в Богословском вестнике была опубликована служба и акафист Гермогену (предположительно, составленные протоиереем Илией Гумилевским), что стало важным шагом для литургической практики.
В новое время интерес к личности Гермогена получил новое звучание в рамках государственной памяти. В 2013 году, к столетию канонизации, у стен Кремля в Александровском саду был открыт памятник патриарху. Автором скульптуры выступил Салават Щербаков, архитектором — Игорь Воскресенский. В 2014 году ещё один памятник Гермогену появился в Татарстане, в городе Альметьевске — при участии местной епархии и армянской общины. Это символизировало признание его роли не только в рамках центральной России, но и на территории, где он начинал своё служение — в Казани.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.