Патриарх Никон — биография


патриарх Никон – глава русской православной церкви середины 17 века. Провел ряд церковных реформ, приведших к расколу среди старообрядцев и последователей новых церковных обычаев.

В феврале 1653 года, в начале Великого Поста, святейший патриарх Никон преподнес своей пастве сюрприз, ставший началом церковного раскола. Все московские храмы получили распоряжение о том, что теперь верующим полагается осенять себя не двуперстным, а троеперстным крестным знамением.

Этот раскол не удалось изжить даже спустя столетия, хотя некоторые шаги по сближению все же предпринимаются. Но слишком уж велико было противостояние, слишком много пролито христианской крови, чтобы взять и просто забыть об этом. А начиналось все с мелочей, связанных с обрядовыми традициями.

Детство и юность

Будущий церковный деятель родился 17 мая 1605 года в селе Вельдеманово под Нижнем Новгородом. Ранняя биография Никона описана в его житие, которое вел и впоследствии обнародовал иподьякон Иван Шушерин.

Через несколько дней после рождения ребенка его крестили, дав имя Никита в честь христианского святого. Принято считать, что родители патриарха были крестьянами мордовской национальности. Мариама, мать мальчика, умерла вскоре после родов. Оставшись один с грудным ребенком, отец Мина взял в помощницы некую Ксению, а потом вторично женился на женщине с детьми. Как свидетельствует Шушерин, мачеха относилась к Никите крайне злобно: не кормила, заставляла работать, всячески унижала.

Отец по-своему пытался защитить сына, поколачивая новую жену в ответ. Но как только он уходил из дома, все повторялось по кругу: женщина продолжала вымещать злобу на пасынке, избивая за малейшую провинность.

Никита молча сносил все издевательства, утешаясь чтением священных писаний и поддержкой бабушки. С детства будущий патриарх был любознательным и тяготеющим к грамоте ребенком. Вместо игр со сверстниками он предпочитал изучать различную литературу.

Начало служения

В 12-летнем возрасте подросток стал послушником Желтоводского Макариева монастыря, в котором провел более семи лет. Вернувшись в родную деревню, похоронил любимых отца и бабушку.

Вскоре молодой человек женился и принял церковный сан иерея. В первое время проводил службы в соседнем селе, но позже о его грамотности и образованности узнали столичные торговцы и пригласили проводить обряды в московских храмах. Тогда еще Никита Минин и помыслить не мог, какие изменения в его судьбе произойдут в столице.

В личной жизни священнослужителя счастья не было: все дети, рожденные супругой, умирали во младенчестве. Опечаленный чередой смертей потомков, отец воспринял это, как знамение свыше. Решив отказаться от мирской жизни, Никита убедил жену постричься в монахини и отправиться в Алексеевский монастырь.

Передав имеющиеся сбережения в храм супруги, Минин прибыл в Соловецкий монастырь где принял монашеский постриг, став отныне Никоном. Согласно церковному закону, пройдя этот обряд человек полностью отрешается от прежней жизни, нарекается другим именем и начинает новый духовный путь.

Оставив мирские хлопоты и суету, Никон начал вести неспешную монашескую жизнь. Он много читал и молился, полностью отдавшись в распоряжение Бога. В ските, расположенном на берегу озера, велась строгая жизнь: иноки читали священные книги ночи напролет. Питались более чем скромно – на столе скитников обычно были запасы ягод и мука, которую они получали от государства.

За грамотность и безупречную службу преподобный Елеазар Анзерский приблизил молодого монаха к себе. Вскоре Никону доверили самостоятельное ведение таинственных литургий и управление скифом.

Патриарх Никон в келье

Однако в 1639-м между Никоном и старцем Елеазаром возник конфликт на почве возведения новой церкви. Другие иноки заняли позицию преподобного, и будущему главе церкви пришлось предаться бегству из скита, которому он посвятил несколько лет духовной жизни.

Какое-то время Никон скитался, после чего оказался в стенах Кожеозерского монастыря. Когда настоятель храма отошел в мир иной, Никон был возведен в сан игумена.

В середине 1640-х священник вновь посетил Москву, теперь уже с целью сбора подаяний для обители. Следуя церковным традициям, игумен посетил с поклоном царя Алексея Михайловича. Набожный государь был поражен образованностью Никона и его умением красноречиво излагать мысли.

Пообщавшись со священнослужителем, потомок Романовых принял решение перевести его в столицу. Не все бояре приняли эту весть с энтузиазмом, но вскоре бывший крестьянин был возведен в сан архимандрита Новоспасского монастыря.

В 1649 году Никон стал митрополитом и начал вести службы во вверенной ему Новгородской епархии. Свои обязанности Минин выполнял в строгом соответствии с церковными правилами.

Через год в Великом Новгороде случился голодный бунт: недовольные граждане протестовали против резкого подорожания хлеба. В толпе мятежников были люди из совершенно разных сословий – от простых ремесленников до военных. Народ был недоволен как возросшими ценами, так и политикой самодержца в целом. Благодаря усилиям Никона, поддерживающего Алексея Михайловича, народное восстание вскоре было подавлено.

Зачинщиков должны были казнить, но в последний момент наказание изменили на избиение кнутами. Приговор смягчили из-за вмешательства митрополита, который старался проявить сострадание к простым людям. Священнослужитель навещал арестованных в темницах, выслушивал их жалобы и утешал речами о Боге.

Патриарх Никон

Весной 1652 года скончался святейший патриарх Иосиф, и встал вопрос о его преемнике. Представители благочестивцев считали, что священный сан должен перейти к главе «ревнителей благочестия» Стефану, но тот свою кандидатуру выдвигать не стал, боясь конкуренции царского любимчика. Патриархом Московским и всея Руси стал Никон, выходец из крестьянской семьи и некогда беглый инок-скиталец.

Патриарх Никон с братией

В России 17 века патриарх был наделен огромными полномочиями: он мог давать советы государю, решать с ним на равных государственные вопросы, казнить или миловать провинившихся граждан. по факту, Никон стал ближайшим соратником самого царя.

Получив патриарший сан, Никон добился от государя обещания, что тот ни при каких обстоятельствах не допустит вмешательства государства в дела православной церкви.

Преобразования и раскол

Патриарх пользовался народной поддержкой, так как благодаря его стараниям воссоединились Россия и Украина, повсеместно восстанавливались разрушенные храмы, строились новые.

Реформы, проведенные Патриархом Московским и всея Руси Никоном, увенчались расколом русской православной церкви середины 17-го века.

Раскол берет начало еще с момента создания общества «ревнителей благочестия». Члены религиозного кружка настаивали на единой трактовке священных книг и унификации духовенства. Но в одном принципиальном вопросе у участников всегда были разногласия: часть благочестивцев были за византийскую культуру, а часть – за признание образцом древнерусских рукописей.

Когда Минин взошел на патриарший престол, «ревнители благочестия» распались, но несогласные с реформами Никона старообрядцы продолжали выступать против него. В 1653-м патриарх ввел новые правила проведения богослужений, что привело к окончательному расколу между старообрядцами и его последователями. К ключевым реформам Никона относятся:

  • переиздание церковной литературы и ее перевод стал проводиться по греческим канонам;
  • замена двуперстного знамения на троеперстное. Старообрядцы считали два пальца символом двух природ единого Иисуса Христа, тогда как три перста означали Святую Троицу. Казалось бы, незначительное изменение стало для верующих людей принципиальным;
  • изменение написания имени Сына Божьего: вместо Исуса стали писать Иисус;
  • вместо земных поклонов стали практиковать поясные;
  • было введено троекратное произнесение слова «Аллилуйя».

Для староверов были неприемлемы не только сами реформы, но и то, с какой жесткостью Никон их проводил. Всех несогласных причислили к еретикам и отлучили от церкви. Главным оппонентом Никона в борьбе за церковные традиции стал протопоп Аввакум, ярый сторонник «старой религии».

Государь Алексей Михайлович всячески поддерживал патриарха и даже наделил его титулом «Великого Государя». Однако теплые отношения царя и священнослужителя вскоре дали трещину. Это произошло после принятия в 1649-м Соборного уложения, которое умаляло значимость православной церкви и делало ее полностью подконтрольной государству.

Кроме того, бояре не переставали плести интриги против царского любимчика. Они распускали о патриархе сплетни, в которые со временем уверовал самодержец. Отношение царя к приближенному в корне поменялось, и Никон попал в опалу.

Эти неприятные события заставили Минина покинуть столицу. В 1666-м судом поместного собора Русской Православной церкви было решено лишить Минина патриаршего сана и исключить его из числа священнослужителей.

Личная жизнь

Сохранившиеся свидетельства говорят о том, что Никон был грамотным человеком и интересным собеседником. Он не только знал каждую букву священного писания, но и обладал незаурядной мудростью в житейских вопросах. Личность патриарха описана весьма противоречиво, так как при жизни у него были и преданные сторонники, и ярые противники. Первые отзываются о нем, как о великом реформаторе, действовавшим на благо церкви. Вторые же считают Минина алчным и жестоким властолюбцем, который льстивыми речами завоевал расположение государя.

Одно из преступлений против церкви, вменяемых Никону, заключается в отстранении им от сана епископа Павла Коломенского. Как утверждали члены коллегии на суде, патриарх сделал это самолично, без проведения соборного рассмотрения. Кроме того, он сорвал с епископа мантию и произнес в его адрес гневные проклятия. Из-за этих событий Павел лишился рассудка и трагически погиб. Достоверность этих сведений историками окончательно не подтверждена.

Смерть

Отлученного от сана Минина сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где царили жесткие порядки. Там здоровье бывшего патриарха сильно пошатнулось.

К тому моменту на российский престол уже взошел новый государь Федор Алексеевич, который сочувствовал опальному священнослужителю. Наперекор представителям церкви, он приказал перевезти старца в более комфортный Воскресенский монастырь. Тяжелобольному на тот момент монаху в дороге пришлось нелегко. Не осилив дальнего пути, 17 августа 1681 года Никон скончался.

Памятник Патриарху Никону

По приказу молодого царя Никона отпели, как патриарха. Это решение вызвало бурный протест со стороны патриарха Иокима и других представителей религиозной общественности. Наперекор недовольным, Федор Алексеевич распорядился похоронить старца со всеми почестями на территории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.

Согласно записям иподьякона Шушерина, царь лично присутствовал на отпевании монаха и со слезами на глазах читал строки из священных книг. После смерти Никона православные люди стали почитать его, как страстотерпца и святителя-исповедника, даже до официального его восстановления в патриаршем достоинстве. Тогда выяснилось, что сторонников у Минина намного больше, нежели противников.

В 2013 году археологи вскрыли гробницу патриарха Никона, но мощей внутри не обнаружили. Могилу священнослужителя неоднократно грабили на протяжении нескольких сотен лет, поэтому о судьбе его останков ничего не известно.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • В статье - ошибка. Никон родился в селе Вельдеманове под Нижнем Новгородом, но не под Ярославлем.

  • автор поёт хвалу Никону, но наверняка знает,что в покоях Никона нашли переписку его с поляками всвязи с обращением запорожской Сечи к Алексею МИхайловичу с просьбой принять Украину под крыло царя, то есть Никон вёл подпольную работу против воссоединения Украины и России...автору надо "поставить на вид" за халтуру истории... по факту Никон созидатель раскола русского народа; его "детская" жестокость стала источником жестокой катастрофы русского народа, которая не изжита и в настоящее время - на русской земле живут два русских народа и живут по-разному...