Патрис Лумумба — биография
Патрис Лумумба — конголезский политический и государственный деятель, первый премьер-министр Демократической Республики Конго, национальный герой и поэт, ставший символом борьбы народов Африки за независимость.
Детство и образование
Элиас Окит’Асомбо родился в семье фермера Франсуа Толенге Отецхимы и Жюльенн Вамато Ломенджи, принадлежащих к народу тетела. Его имя, означающее «наследник проклятого», отражало традиционные верования и философию тетела. У него было три брата — Эмиль Калема, Йен Кларк, Луи Онема Пене Лумумба, а также сводный брат Толенгу Жан. Ранние годы Элиас провел в сельской местности, где получил начальное образование в католической миссионерской школе.
В 13 лет он перешел в протестантскую школу, где обучался профессии фельдшера, но за год до окончания был вынужден прервать учебу. Он начал работать секретарем и почтовым клерком, затем устроился в контору горнопромышленного общества в городке Кинду. В 1943–1944 годах он работал в оловодобывающей компании «Симетен» в Кинду и Калиме, которые сегодня являются центрами провинции Маниема и важными промышленными регионами Конго.
Элиас получил заочное образование в школе железнодорожного движения в Альбертвиле (ныне Калима) и посещал вечерние курсы, изучая философию, историю и литературу. Позже он окончил школу почтовых служащих и устроился на работу в Стэнливиле (сейчас Кисангани). Эти достижения позволили ему войти в число «эволюэ́» — так называли местных жителей, получивших европейское образование и достигших высокого уровня интеграции в колониальное общество.
С начала 1950-х годов Элиас активно участвовал в общественно-политической жизни колонии. В Стэнливиле он возглавил Содружество почтовых работников и Ассоциацию конголезского персонала Восточной провинции. В 1955 году он вступил в бельгийскую Либеральную партию, выступая за идею «бельгийско-конголезского сообщества» и постепенную отмену расовой сегрегации. Публиковался в конголезской прессе, выражая умеренные взгляды.
Его карьера временно прервалась из-за ареста по обвинению в хищении денежных переводов, несмотря на отсутствие убедительных доказательств. После выхода из тюрьмы в 1957 году он работал на пивоваренном заводе, продолжая участвовать в общественной жизни. Эти события стали важным этапом в формировании его мировоззрения, заложив основы для будущей политической активности.
Политическая карьера
К середине 1950-х годов Элиас Окит’Асомбо, более известный как Патрис Лумумба, уже был видным политическим деятелем Конго. В 1955 году он был представлен бельгийскому королю Бодуэну I во время трехнедельного визита монарха в Конго. Эта встреча символизировала надежды на гармоничное сотрудничество метрополии и колонии, но к концу десятилетия Лумумба пришел к убеждению, что единственный путь к справедливости для конголезского народа — это полное отделение от Бельгии и создание независимого африканского государства.
В 1958 году он основал патриотическую партию Национальное движение Конго (НДК), став её председателем. В декабре того же года Лумумба представлял Конго на конференции народов Африки в Аккре (Гана), что подчеркнуло его статус одного из лидеров антиколониального движения. Однако его политическая активность не осталась без последствий: в ноябре 1959 года он был арестован колониальными властями и приговорен к шести месяцам тюрьмы. Этот арест вызвал массовые протесты, что вынудило власти освободить Лумумбу.
В должности премьер-министра Конго
В начале 1960 года Лумумба возглавил делегацию НДК на конференции «Круглого стола» в Брюсселе, где было принято решение о провозглашении независимости Конго. На первых парламентских выборах в мае 1960 года НДК получила 44 из 137 мест. В результате Лумумба был назначен премьер-министром страны, что стало временным компромиссом между многочисленными политическими силами перед назначенной датой независимости 30 июня 1960 года.

На церемонии провозглашения независимости, проходившей в присутствии короля Бодуэна I, Лумумба произнес эмоциональную речь, заявив о намерении разорвать колониальные цепи. Его слова, включая знаменитую фразу «Мы больше не ваши обезьяны!», стали символом борьбы за суверенитет.
На посту премьер-министра Лумумба начал реформы, направленные на национализацию экономики, создание госсектора и развитие социальной сферы. Однако эти действия столкнулись с ожесточенным сопротивлением, особенно в провинции Катанга, где лидер сепаратистов Моиз Чомбе провозгласил независимость. Этот конфликт, подкрепленный бельгийскими и американскими интересами, стал серьезным вызовом для молодого государства.
Лумумба пытался удержать страну, объявив чрезвычайное положение и обратившись за помощью к ООН, но международные силы действовали скорее против него. В сентябре 1960 года президент Жозеф Касавубу отстранил Лумумбу от должности, что вызвало еще больший политический кризис. Лумумба продолжал борьбу, несмотря на аресты и преследования.
27 ноября 1960 года он попытался объединиться с единомышленниками, но был задержан. 1 декабря Лумумба попал в руки катангских сепаратистов, которые расстреляли его без суда. Его тело было уничтожено, чтобы не допустить превращения могилы в место паломничества.
Смерть Лумумбы стала трагедией для Конго и всей Африки, но его имя осталось символом борьбы за свободу и независимость.
Личная жизнь
Патрис Лумумба был выдающимся полиглотом своего времени, владея как родным языком тетела, так и французским, лингала, суахили и луба — важными для Конго языками, объединявшими различные этнические группы страны. Его языковые способности сыграли ключевую роль в его политической карьере, позволяя ему находить общий язык с разными слоями общества и эффективно общаться с международным сообществом.
В 1951 году Лумумба женился на Паулине Опангу, которая стала его верной спутницей в трудных жизненных обстоятельствах. У пары родилось пятеро детей: Франсуа, Патрис младший, Жюльен, Роланд и Гай-Патрис. Осознавая опасности своей политической деятельности, Лумумба заранее организовал переезд жены и детей в Египет, чтобы обезопасить их от преследований.
Его старший сын Франсуа впоследствии эмигрировал в Венгрию, где получил высшее образование и докторскую степень по политэкономии. Гай-Патрис, младший сын Лумумбы, родившийся уже после гибели отца, стал политиком и в 2006 году участвовал в президентских выборах в Конго. Хотя он получил лишь 0,42% голосов, его кандидатура символизировала связь с наследием Лумумбы и напоминание о его идеях борьбы за независимость и справедливость.
Семья Лумумбы продолжала нести память о его достижениях и бороться за сохранение его наследия, воплощая дух независимости, который он стремился передать своей стране.
Смерть
Обстоятельства смерти Патриса Лумумбы долгое время оставались скрытыми, что способствовало появлению множества версий и догадок. Лишь спустя десятилетия была восстановлена последовательность событий, предшествовавших его гибели.
После ареста соратниками Мобуту Сесе Секо Лумумба и его ближайшие соратники — Жозеф Окито и Морис Мполо — были депортированы в Катангу, где их поместили в лесную хижину. Там они подвергались жестоким пыткам. Вечером 17 января 1961 года их посетили политические оппоненты — Моиз Чомбе, Эварист Кимба и бельгийские официальные лица. Позже в тот же день Лумумбу и его соратников вывели из хижины и расстреляли катангские солдаты под командованием бельгийских офицеров. Тела убитых сначала закопали, а на следующий день выкопали, расчленили и растворили в кислоте. Это было сделано, чтобы не оставить ни могилы, ни следов, которые могли бы стать символом сопротивления.
Расследование обстоятельств смерти Лумумбы началось лишь спустя годы, в ответ на запрос его сына Франсуа в бельгийский парламент. В 2001 году парламентская комиссия признала, что бельгийское правительство оказывало материальную, транспортную и военную помощь силам, ответственным за убийство Лумумбы. Комиссия также установила, что король Бодуэн был осведомлен о плане убийства, а его действия во многом определили судьбу Лумумбы.
На международной арене внимание к событиям привлекло расследование в США, где стало известно о причастности ЦРУ. В августе 1960 года президент Дуайт Эйзенхауэр одобрил операцию «Голубая стрела», направленную на устранение Лумумбы. Хотя план ЦРУ так и не был реализован полностью, их участие в создании условий для убийства политика стало очевидным после рассекречивания материалов в 1975 году.
Документальный фильм «Убийство в колониальном стиле» (2000) дополнительно раскрыл детали преступления. В фильме бывшие офицеры ЦРУ и бельгийских спецслужб признавались в своей причастности, а один из них продемонстрировал перед камерой зубы Лумумбы, которые он сохранил как трофей.
Сам Лумумба, осознавая свою участь, написал прощальное письмо жене, где выразил свою веру в то, что его борьба не была напрасной: «Придёт день, когда история скажет своё слово». Эти слова стали пророческими, превратив его имя в символ сопротивления колониализму и борьбы за свободу.
Наследие
Спустя 40 лет после убийства Патриса Лумумбы бельгийские власти официально признали свою моральную ответственность за его смерть и за другие колониальные преступления в Конго. Это признание стало важным шагом в осмыслении прошлого, связанного с колониальной эпохой.
В декабре 2012 года Федеральная прокуратура Бельгии приняла жалобу вдовы и сыновей Лумумбы, требующих расследовать причастность бельгийских политиков к его убийству. Этот шаг демонстрировал стремление его семьи добиться правды, несмотря на прошедшие десятилетия.
В марте 2010 года британская пресса сообщила о возможной причастности MI-6 к свержению и убийству Лумумбы. Согласно заявлению члена парламента Дэвида Ли, бывшая сотрудница MI-6, баронесса Дафна Парк, якобы признала, что организовала убийство Лумумбы. Однако это утверждение вызвало сомнения как среди историков, так и в британском обществе. Многие исследователи отмечали, что такие действия не соответствовали бы полномочиям MI-6, и рассматривали заявление как спекулятивное.
Признания участников преступления также внесли ясность в события тех лет. В 2000 году бельгийский полицейский Жерар Соэте признался в участии в убийстве Лумумбы и признал, что сохранил два его зуба в качестве трофеев. Позднее, в 2016 году, его дочь продемонстрировала один из этих зубов, принадлежавших Лумумбе. Этот золотой зуб был изъят бельгийскими властями, а в июне 2022 года передан Демократической Республике Конго в ходе официальной церемонии. На церемонии присутствовали высокопоставленные лица из обеих стран, а также родственники Лумумбы. Этот жест стал символом стремления к примирению и осознанию исторической ответственности.
Передача зуба — единственного материального остатка великого политика — подчеркнула масштабы утраты и исторической значимости Лумумбы как символа борьбы за независимость Африки.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.