Петр Каховский — биография
Пётр Каховский — русский дворянин и военнослужащий, участник восстания декабристов, известный как убийца генерала Михаила Милорадовича.
Происхождение и детство
Точная дата рождения Петра Григорьевича Каховского не зафиксирована, однако достоверно известно, что он появился на свет в 1797 году в селе Преображенском — в дальнейшем известном как Митино. Его род происходил из обедневших дворян Смоленской губернии. Семья на момент его взросления уже переживала упадок: после смерти Петра его брат Никанор, капитан-лейтенант в отставке, служивший в корпусе жандармов, унаследовал лишь 17 крепостных душ в родовом имении. Остальные братья — Алексей, Василий, Иван и Платон — умерли ещё до 1820 года.
Отец, Григорий Алексеевич Каховский (1758 г. р.), числился коллежским асессором в отставке. Мать, Нимфодора Михайловна, происходила из рода Олениных. Родители, несмотря на скромное положение, позаботились о достойном образовании сына и определили его в благородный пансион при Московском университете. Здесь Каховский изучал французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю и другие предметы, входившие в обязательную программу для дворянских детей.
В «Записках о моей жизни» Николая Греча упоминается эпизод, ярко иллюстрирующий нестабильность военного времени: в 1812 году, во время вступления наполеоновских войск в Москву, пансион, где обучался Каховский, был распущен. Подросток оказался на частной квартире, куда вскоре подселились французские офицеры. Интересно, что, по словам Греча, они не конфликтовали, а напротив — вместе с Петром ходили «на добычу», что, возможно, подразумевало участие в разграблении оставленных московских домов.
Фигура Петра Каховского оказалась не единственной заметной в истории семьи. Его потомственная родственница — революционерка-эсерка Ирина Константиновна Каховская — унаследовала протестный дух. В 1918 году она организовала покушение на германского генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна в Киеве. За свою деятельность Каховская провела в тюрьмах и ссылках почти пятьдесят лет. Только в 1957 году, за три года до смерти, она была официально реабилитирована, став символом несломленного сопротивления, уже в контексте другой эпохи.
Военная служба и путешествия
Свою службу Пётр Каховский начал в рядах лейб-гвардии Егерского полка 24 марта 1816 года. Однако его карьера в элитной гвардии оказалась недолгой: уже в конце того же года он был понижён до рядового по приказу великого князя Константина Павловича. Поводом для такого решения стали обвинения в неподобающем поведении: участие в шумных сценах и «неблагопристойностях» в доме коллежской асессорши Вангерсгейм, долги перед кондитерской лавкой и общая нерадивость к службе. Эти проступки, типичные для молодых офицеров, не терпевших дисциплины, стали символом начала его конфликта с устоявшейся армейской системой.
Тем не менее, уже в феврале 1817 года Каховский был направлен в 7-й Егерский полк, дислоцированный на Кавказе. Здесь он проявил себя с лучшей стороны, сумев вернуть утраченный статус и вскоре получить назначение портупей-юнкером — должность, соответствовавшую младшему офицерскому рангу. Спустя год, в октябре 1818 года, Каховский перевёлся в Астраханский кирасирский полк, где получил чины корнета, а затем поручика. Таким образом, его военная карьера развивалась по восходящей траектории, пока не вмешались проблемы со здоровьем.
Обострившаяся болезнь вынудила молодого офицера оставить военную службу. Для лечения он отправился сначала на Кавказ, а затем за границу. Некоторое время Каховский провёл в Дрездене, а затем — в Париже. Поездка затянулась: он успел побывать в Швейцарии, Италии и Австрии, прежде чем в 1824 году вернулся в Россию. Эти путешествия не только отразились на его физическом восстановлении, но и, по всей видимости, оказали влияние на его мировоззрение — Каховский вернулся уже зрелым человеком с ярко выраженными политическими убеждениями.
Покушение на Милорадовича
Вернувшись в Санкт-Петербург в 1824 году, Пётр Каховский уже не стремился продолжать военную карьеру. Путешествия по Европе пробудили в нём интерес к политическим устройствам западных стран — особенно к идеям народного представительства и гражданских свобод. Первоначально он намеревался уехать в восставшую Грецию и принять участие в национально-освободительной борьбе против Османской империи. Однако судьбоносное знакомство с поэтом и политическим активистом Кондратием Рылеевым изменило его планы.
Каховский быстро стал одним из ближайших соратников Рылеева и активным участником Северного тайного общества, одной из двух главных декабристских организаций. Он выступал за радикальные преобразования — свержение самодержавия, ликвидацию монархии и установление республиканской формы правления. Вскоре он возглавил подпольную ячейку общества в лейб-гвардии Гренадерском полку, где имел военные связи.
Соратники доверяли Каховскому одно из самых ответственных заданий: ему предстояло совершить покушение на Николая I в Зимнем дворце — выступить в роли террориста-одиночки, чтобы обезглавить имперскую власть. Однако 14 декабря 1825 года, в день восстания, Каховский не решился на исполнение задуманного плана. Вместо этого он занялся агитацией в военных частях и уже утром появился на Сенатской площади — одной из ключевых точек заговора.
Там он стал одним из самых активных участников событий: в момент, когда генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович пытался уговорить мятежных солдат разойтись, Каховский смертельно ранил его выстрелом из пистолета. Почти сразу он же тяжело ранил и полковника Николая Стюрлера, попытавшегося навести порядок в строю. Эти действия стали одними из наиболее резонансных эпизодов восстания — Каховский фактически первым пролил кровь в ходе выступления декабристов.
Уже 15 декабря его арестовали на квартире и доставили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Там он содержался в пятом бастионе, известном как бастион Анны Иоанновны. Следствие показало, что Каховский сохранял твёрдость духа: на допросах он вёл себя вызывающе, не отказывался от своих взглядов и даже направлял императору письма с жёсткой критикой политики Александра I и существующего государственного устройства, осуждая произвол, сословную несправедливость и отсутствие гражданских свобод.
Личная жизнь
В заточении Петропавловской крепости Пётр Каховский не сломился духом. По описанию Дмитрия Мережковского в романе «14 декабря» из трилогии «Царство зверя», декабрист с жадностью читал книги, которые ему тайно передавала влюблённая в него старая дева Аделаида Егоровна Подушкина — дочь плац-майора крепости. Примечательно, что Каховский никогда её не видел, но представлял в своём воображении так, как Дон Кихот — свою Дульсинею: идеализированной, далёкой и прекрасной. Этот литературный эпизод, хоть и художественный, передаёт атмосферу одиночества и внутреннего мира заключённого, наделённого романтическим воображением.
Однако реальную привязанность Каховский испытывал к другой женщине — Софье Михайловне Салтыковой. Их краткий роман развился в 1824 году, незадолго до роковых событий. Влюблённый Пётр сделал ей предложение, но столкнулся с категорическим отказом со стороны её отца. Этот отказ положил конец отношениям: молодых людей разлучили, несмотря на протесты жениха. Каховский пытался бороться с волей родителей Салтыковой, уговаривал Софью бежать с ним и заключить тайный брак, прибегая даже к угрозам самоубийства.
Однако девушка осталась верна семейным установкам. По совету старшего брата она отвергла предложение Каховского. Позже она вышла замуж за двух поэтов: сначала за Антона Дельвига, а после его смерти — за Сергея Баратынского (в ряде источников — Боратынского). По некоторым свидетельствам, именно это болезненное расставание оказало мощное влияние на внутренний мир Каховского и стало одной из психологических причин его готовности к самопожертвованию во имя идей, вплоть до участия в заговоре с летальным исходом.
Казнь и смерть
Суд над Петром Каховским и другими участниками восстания проходил в обстановке строгой секретности. Верховный уголовный суд изначально приговорил его к одной из самых жестоких мер наказания — четвертованию. Однако император Николай I, стремившийся придать казни «цивилизованный» облик по европейскому образцу, 10 июля 1826 года (по старому стилю) заменил этот вид казни повешением. Этим решением царь, по сути, подтвердил приговор, но стремился избежать излишне варварского зрелища, которое могло вызвать сочувствие к осуждённым.
Казнь состоялась 13 июля на кронверке Петропавловской крепости, где были построены виселицы для пятерых казнённых декабристов. Этот день стал первой публичной казнью в России за долгое время. Палач оказался неопытным, и при первой попытке Каховский сорвался с петли. Его повесили повторно, что усилило трагичность момента и оставило тяжёлое впечатление у очевидцев.
Место захоронения Петра Каховского, как и остальных казнённых декабристов, достоверно не установлено. По одной из наиболее распространённых версий, тела были тайно преданы земле на острове Голодай — ныне остров Декабристов, расположенный в Василеостровском районе Санкт-Петербурга. Этот остров впоследствии стал символом трагической судьбы первых русских революционеров, чья попытка изменить ход истории обернулась личной гибелью.
Отражение в культуре
Личность Петра Григорьевича Каховского, ставшая одной из центральных фигур восстания декабристов, неоднократно привлекала внимание исследователей, писателей и кинематографистов. Его трагическая судьба, идеалистические убеждения и неосуществлённая любовь легли в основу ряда художественных и документальных произведений.
Так, в «Романе декабриста Каховского» историка и архивиста Бориса Модзалевского представлены те самые письма, которые, по преданию, писала Софья Салтыкова своему возлюбленному. Эти тексты пронизаны романтизмом и отражают интимную сторону биографии Каховского, редко освещаемую в официальных документах. В другом значимом труде — книге Павла Щеголева «Пётр Григорьевич Каховский» — исследователь воспроизводит подлинные письма декабриста к императору, написанные из Петропавловской крепости. Издания сопровождаются факсимиле, что придаёт дополнительную историческую ценность материалам.
Киноискусство также обратилось к образу Каховского. В 2007 году на телеканале «Культура» был показан документальный фильм «Кого застрелил Каховский?» режиссёра Долорес Хмельницкой. В нём акцент сделан на трагическом и политическом контексте его поступка. В 2017 году образ декабриста был воплощён актёром Владиславом Демьяненко в телесериале «Дело декабристов». А в масштабной исторической киноленте Андрея Кравчука «Союз спасения» Каховский предстаёт в ряду главных участников восстания на Сенатской площади.
Память о Каховском сохранилась и в топонимике. В Санкт-Петербурге и Воронеже существуют переулки, носящие его имя, а в Гусь-Хрустальном и Астрахани — улицы Каховского. Эти названия служат напоминанием о судьбе одного из самых ярких и противоречивых представителей поколения, пытавшегося изменить ход российской истории.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.