Биография Петра Дмитриевича – успешный пример становления настоящего профессионала, гуру своего дела, таланты и способности которого всегда востребованы, при любом политическом строе. Начав свою карьеру еще во времена Советского Союза, он продолжил заниматься развитием транспортной инфраструктуры современной России. Менялся состав правительства, политические реалии, но Петр Дмитриевич Кацыв всегда был на своем месте, отдавая все силы выбранной раз и навсегда профессии. На его счету – строительство главных транспортных артерий столичного мегаполиса.
Кацыв Петр Дмитриевич родился 5 февраля 1953 года в Украинской ССР, в городе Славута Хмельницкой области. Это был небольшой промышленный западноукраинский городок, основное население которого было занято на различных предприятиях. Уважение к труду и людям, которые чего-то добиваются в своей профессии, было сформировано у Петра Дмитриевича с детства. Он рос в обычной советской семье, со средним достатком, но ни в чем особо и не нуждаясь. Еще школьником он увлекся точными науками. Это позволило ему в семнадцать лет самостоятельно, без всякой помощи и связей, поступить в один из лучших вузов Советского Союза – МАДИ (Московский автодорожный институт).
Сразу после защиты диплома Петр Кацыв устроился на работу. Жизнь молодого специалиста в то время была насыщенной событиями: он трудился инженером по безопасности движения на одном из подмосковных предприятий – пассажирской автоколонне. Одновременно работал над диссертацией, женился, в 1977 году у него родился сын. Но молодой целеустремленный юноша справлялся со всеми трудностями. Он блестяще закончил аспирантуру, защитил сначала кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию. Петр Кацыв еще в то время начал разрабатывать тему, которая определила его деятельность на всю жизнь. Он занимался разработкой усовершенствованных технологий пассажирских перевозок, а также методов управления крупномасштабными организационными системами на примере пассажирского автомобильного транспорта в крупных регионах.
Петр Кацыв с самого начала своей трудовой деятельности зарекомендовал себя как грамотный специалист. Первая пятилетка успешной работы в качестве инженера по безопасности движения в подмосковном транспортном предприятии (1975 – 1982 г.г.) предопределила его дальнейшее продвижение вверх по карьерной лестнице.
Набравшись практического опыта и глубоко погрузившись в теоретическую базу, он уже был вполне готов для управленческой работы. Вышестоящие инстанции по достоинству оценили потенциал молодого специалиста. В 1982 году, в возрасте 29 лет, он возглавил отдел безопасности движения в Московском управлении пассажирского автотранспорта. Далее последовали новые, более высокие должности. После реорганизации столичного управления в областное Кацыв был назначен заместителем начальника по безопасности движения. Чуть позже стал заниматься перевозками – работал сначала замом, а потом первым замом начальника соответствующего отдела.
Начало новой трудовой пятилетки (1987 год) ознаменовалось сменой места работы. Петр Дмитриевич вновь занимает высокую должность: первый заместитель начальника объединения по перевозкам госпредприятия «Мострансавто». Здесь он вырос до заместителя гендиректора. Здесь же застал Петра Дмитириевича и развал СССР. В то время страна как никогда нуждалась в профессионалах такого уровня, которые могли бы грамотно управлять предприятием в быстро меняющихся реалиях зарождающегося капитализма. И в 1994 году Кацыв становится уже генеральным директором «Мострансавто».
В начале двухтысячных Петр Дмитриевич Кацыв из управленцев переходит в ранг правительственных чиновников. В 2001 году он был назначен министром транспорта правительства подмосковного губернатора Бориса Громова. На этом посту он проработал до 2012 года.
Через два года, в 2003-м, он получил еще одну должность с сохранением прежней: Зампред правительства Московской области. При Громове Кацыв Петр курировал вопросы транспорта, связи и информатизации, промышленной, научно-технической и инновационной политики. Один из самых важных проектов, которые реализовывались под непосредственным руководством Петра Дмитриевича, – строительство ЦКАДа.
Это один из приоритетных государственных проектов. Центральное автокольцо призвано было оттянуть поток грузового транспорта с основных московских магистралей и перенаправить его в объезд по новой дороге. Обходя населенные пункты, она соединяет за пределами МКАД основные шоссе, проходящие через Москву насквозь.
Помимо правительства, опыт Петра Кацыва был востребован и в других структурах. Он курировал вопросы безопасности в качестве члена Совета директоров аэропорта «Шереметьево». К его заслугам стоит отнести усовершенствование стандартов безопасности международной воздушной гавани. В этой должности он также контролировал строительство железнодорожных веток, связывающих столицу с аэропортами.
В 2012 году, после отставки главы подмосковного правительства Бориса Громова, Петр Кацыв остался, что называется, «в обойме» – вопреки распространенной практике, когда новый губернатор полностью меняет старую команду. Кацыву довелось поработать и с преемников Громова, Сергеем Шойгу. В 2012 году в ранге министра подмосковного правительства он возглавил главное управление по взаимодействию с федеральными органами власти.
В 2013-2014 годах Кацыв Петр работал советником нового губернатора Московской области.
В 2014 году Петр Дмитриевич Кацыв оставляет государственную службу и вновь возвращается в привычную для себя транспортную сферу. В октябре появилась новость о его новом назначении, он стал вице-президентом ОАО «РЖД». Учитывая его многолетний опыт как в области развития транспорта, так и работу в органах государственной власти, под него специально создают новую структуру, которую он и возглавляет в ранге вице-президента: Центр по развитию московского транспортного узла. В задачи вновь образованной организации входила комплексная реорганизация малого железнодорожного кольца, опоясывающего столицу. Необходимо было не только реконструировать старую ветку, но также обеспечить соответствующие пересадочные пункты и радиальные ответвления.
В итоге проект реконструкции МКЖД стал главным достижением Петра Дмитриевича на новом месте работы.
В 2016 году проект, который разрабатывал Центр по развитию Московского транспортного узла и работу которого курировал лично Кацыв, был признан одним из лучших в Московской области. Проект дороги при разработке был вписан в транспортную систему города. До начала реконструкции МКЖД создавала, по словам Петра Кацыва, «ржавый пояс» города. До его прихода в РЖД МКЖД считалась фактически балластом.
Как опытный специалист в своей области, Петр Кацыв реализовал в столице общемировой тренд крупнейших мегаполисов планеты, которые делали ставку на развитие общественного транспорта. Москва однозначно нуждалась в создании интегрированной транспортной системы в масштабах агломерации. Запуск в 2016 году движения поездов по Московскому центральному кольцу стал ответом на современные требования города. Заброшенная железная дорога обрела новую жизнь и стала одной из важнейших артерий столичного мегаполиса. Одна из несомненных заслуг Петра Кацыва – использование скрытых ресурсов инфраструктуры, каким являлась никому не нужная железнодорожная ветка.
Сегодня Московское Центральное Кольцо это:
Кроме того, в 2021 году планируется запуск беспилотных поездов на МКЦ.
Ключевой компетенцией Кацыва в этом проекте являлось выстраивание эффективных коммуникаций с властями Москвы и Подмосковья, что помогало РЖД развивать важный для них проект.
Заслуги Петра Дмитриевича были по достоинству оценены.
В ноябре 2017 года он был назначен заместителем генерального директора — начальником Центра по развитию Московского транспортного узла ОАО «РЖД».
В 2019 году Кацыв покинул последнюю на данный момент должность в связи с достижением пенсионного возраста — ему исполнилось 66 лет.
Кацыв Петр Дмитриевич женился еще в ранней молодости, этот брак сохранился по сей день. Супруга Людмила Ейликовна Кацыв всю жизнь занималась преподавательской деятельностью. Работала вначале учителем физики, а затем директором муниципального лицея №11 в Химках. Ее, как и мужа, всегда привлекала не только практическая, но и научная деятельность. Она защитила диссертацию, имеет звание кандидата педагогических наук. Также ей присвоено звание заслуженного учителя России.
В настоящее время возглавляет Ассоциацию «Лидеры образования Подмосковья». Единственный сын пары, Денис, занимается бизнесом.
Имя Петра Дмитриевича Кацыва тесно связано с двумя важнейшими для столичного мегаполиса проектами: это строительство Центральной кольцевой автодороги для разгрузки центра столицы от грузового транспорта и создание так называемого «легкого метро», столичной надземки.
Эти два инфраструктурных решения навсегда изменили жизнь москвичей. И если ЦКАД пока не раскрыла свой потенциал, поскольку проект находится в стадии реализации, то надземное метро уже с полным правом можно назвать стройкой века. И нет никаких сомнений в том, что имя Петра Кацыва, навсегда будет вписано в историю Москвы наряду с именами первых строителей метрополитена и других выдающихся преобразователей. И это станет лучшей наградой за его труд – в дополнение к уже имеющимся многочисленным званиям и регалиям.