Петр Врангель – русский полководец, участник войн начала 20-го века. Одна из значимых фигур Белого движения, противостоявшего большевикам в годы Гражданской войны.
Петра Врангеля считают одной из самых противоречивых фигур Белого движения. До последних дней генерал вел борьбу с большевиками как явную, так и тайную – уже за границей. Черный барон, как называли генерала, был одним из немногих белых военачальников, сочетавших в себе качества военного и чиновника, генерала и управленца.
Один из известнейших представителей Белого движения родился 15 августа 1878 года в городе Новоалександровск расположенном на северо-западе Российской империи. Сейчас это территория современной Литвы.
Происходил Петр Николаевич из старинного датского рода дворян, ведущего родословную с начала 18-го века. Многие представители фамилии сделали успешную военную карьеру, прославившись в наполеоновских и других войнах. Были среди Врангелей и гражданские люди, добившиеся признания на общественно-политическом и научном поприще. Так, имя исследователя Фердинанда Врангеля носит остров в Северном Ледовитом океане и еще ряд географических объектов, открытых им в ходе экспедиций.
Родителями будущего генерала были известный антиквар Николай Врангель и Мария Дементьева-Майкова, которая после революции некоторое время работала в советском музее, а потом бежала в Финляндию.
В начале 20-го столетия Петр получил диплом горного института и вступил в ряды царской армии. Молодой человек попал в конный полк лейб-гвардии, где в его обязанности входило выполнение распоряжений иркутского губернатора.
После службы корнет стал учащимся Николаевского кавалерийского училища Северной столицы. Участвовал в войне с японцами 1904-1905 года, где за отвагу получил высокую награду – Аннинское оружие. В 1907-м храброго героя представили государю и перевели в родную армейскую часть. В 1910 году Петр с успехом окончил военное училище.
Первую мировую Врангель встретил в чине ротмистра конной гвардии. Доблесть и отвагу молодой боец показал уже в первых сражениях, захватив под Каушеном вражескую батарею. Одним из первых его наградили орденом Святого Георгия четвертой степени, а вскоре удостоили звания полковника.
В 1915 году молодой военачальник возглавил 1-й Нерчинский казачий полк в Забайкалье. Военная биография Врангеля развивалась не так стремительно, но каждое из назначений было заслуженным. Он пользовался уважением у самого Николая II, который нередко приглашал его к себе для бесед на животрепещущие темы.
Февральскую революцию и создание Временного правительства Петр Николаевич не приветствовал, в отличие от коллег Корнилова и Деникина. Врангель был убежден, что революционные идеи и действия нового правительства вносят смуту в армию, подрывая ее основу. Он выступал против свержения императора и считал, что это только ухудшит сложившееся положение.
Председатель временного правительства Керенский пытался привлечь Петра на свою сторону, но тот подал в отставку. Когда революция завершилась, военачальник уехал в Крым, где на тот момент проживала его семья.
Зимой 1918 года барона арестовали матросы-черноморцы. Благодаря заступничеству супруги ему чудом удалось избежать расстрела. В тот период Украина была оккупирована немецкими захватчиками, и Врангель решил встретиться с гетманом Скоропадским, некогда своим сослуживцем.
Ситуацией в Украине белый командир был разочарован: националисты во главе со Скоропадским впали в полную зависимость от немцев. Петр Николаевич присоединился к войскам генерала Деникина, который поручил ему навести порядок в мятежном подразделении на Кубани. Врангелю удалось не только обуздать казаков, но и создать в части идеальную дисциплину.
В конце 1918 – начале 1919 года командир возглавил Кавказские войска, которые под его руководством заняли берега Терека и Кубани, Ростов-на-Дону и Царицын. В сражениях Врангель демонстрировал недюжинный талант полководца, при этом не забывал о строгой дисциплине и моральном духе бойцов. Мародерство, грабежи и необоснованное насилие он всячески пресекал.
Во время летнего наступления 1919-го на Москву одной из армий Деникина командовал Врангель. Согласно плану, Петр Николаевич наступал через Саратов и Нижний Новгород, но во время боев под Царицыным его войска были практически разгромлены. Изначально командир не соглашался с планом Деникина, считая его заведомо провальным. Полководец был уверен, что выдвигаться следует одним фронтом, но его не послушали.
В результате Красная Армия одержала победу. Спасать положение Врангель отправился в Харьков, но прибыв туда он убедился в разгроме Белой армии. после неудачной попытки свергнуть Деникина Петр Николаевич вновь отправился в кубанские степи.
Весной 1920-го Белая армия продолжала нести колоссальные потери, при этом вся вина за неудачи возлагалась на Деникина. В апреле Антона Ивановича все-таки отправили в отставку, а новым главнокомандующим вместо него стал Петр Врангель. Силы белогвардейцев продолжили борьбу с большевиками, теперь уже под названием «Русская армия».
Врангель понимал, что одними военными действиями разрешения ситуации не добиться – нужны политические решения. В Крыму он инициировал создание временного правительства республики, с целью объединения нелояльных к большевикам жителей. Основными тезисами политической программы стало разделение земли и предоставление рабочих мест. Вообще, на должности Правителя Юга России Петру Николаевичу пришлось идти на небывалые доселе компромиссы, чтобы привлечь различные прослойки населения.
Именно Врангель впервые признал независимость горцев в Северо-Кавказском регионе. Пытался наладить контакт с повстанцами, и во многих случаях это удавалось. При попытке вступить во взаимодействие с Нестором Махно потерпел поражение: посланных парламентеров махновцы попросту расстреляли. Руководители же других «зеленых» группировок с бароном в союз вступали весьма охотно.
К тому моменту Белое движение лишилось поддержки со стороны Британии. Несмотря на это, Врангелю удалось провести некоторые реформы в 25-тысячной армии. Генерал рассчитывал, что воюющий с Польшей Совнарком ослабит свои силы, а у белых войск появится возможность укрепиться и нанести мощный удар в контрнаступлении.
В середине апреля Красная армия атаковала Врангеля на Перекопском перешейке, но безуспешно. Белогвардейцы быстро перехватили инициативу в свои руки, успешно атаковали и дошли до Мелитополя. Отрядам Петра Николаевича удалось захватить северные территории Крыма, но вскоре большевики направили на полуостров подкрепление.
По численности Красная армия в четыре раза превосходила Белую: в ее распоряжении была 100-тысячная пехота и более тридцати тысяч единиц конных солдат. Врангелю пришлось совершить отступательный маневр в сторону Перекопского перешейка. Первую атаку большевиков удалось отбить, но командир отчетливо осознавал, что они не остановятся. Петр Николаевич принял непростое для себя решение – начинать подготовку к эвакуации.
Еще чуть более полугода Врангель руководил полуостровом, ставшим последним оплотом Белой армии. В начале ноября 1920-го в Крым со своими войсками ворвался Фрунзе, и началась эвакуация гражданского населения. Пока натиск большевиков сдерживал генерал Кутепов, Петр Врангель отправлял жителей Крыма в Турцию, Болгарию, Югославию и Румынию. Эвакуация проходила из пяти черноморских портов.
За три дня удалось вывезти полторы сотни тысяч человек, почти половина из которых были солдатами. Сам Петр Николаевич попал в Стамбул, откуда позже перебрался в Белград. Долгое время являлся руководителем Белого движения эмигрантов, но потом делегировал свои полномочия.
Спутницей жизни русского полководца стала Ольга Иваненко – фрейлина императорского дворца. Во всех военных походах она была рядом с Петром Николаевичем, выполняя обязанности сестры милосердия. С 1907 по 1914 года у супругов родилось четверо детей – Лена, Наташа, Петя и Алеша.
Личная жизнь Врангеля сложилась вполне благополучно: он нашел женщину, разделявшую его интересы. Ольга Михайловна пережила супруга почти на полвека, скончавшись в Соединенных Штатах в 1968 году.
Жизнь белого командира оборвалась 25 апреля 1928 года во время его пребывания в Брюсселе. По официальной версии причиной стала острая форма туберкулеза, но близкие считали, что его отравили советские тайные агенты. Через год тело покойного было перезахоронено в белградском Храме Святой Троицы.
Свидетельств о жизни прославленного белого генерала осталось предостаточно. Его фотографии, заметки, мемуары и цитаты в своих трудах используют современные исследователи и биографы.