Порфирий Иванов — биография


Порфирий Иванов – основатель религиозного движения, автор системы оздоровления, народный целитель XX века. Был уверен в своем бессмертии, пропагандировал хождение босиком и без одежды.

Детство и юность

Ранние годы Порфирия или «Паршека», как его называли близкие, прошли в селе Ореховка Екатеринославской губернии. Мальчик родился в феврале 1898 года, в семье шахтера Корнея Иванова, был старшим сыном среди 9 детей. Имя ребенок получил в честь преподобного Парфения Лампсакийского, по святцам.

Школьное образование с семье детям старались дать хотя бы начальное. Порфирий окончил 4 класса в 12 лет, и с 1910 года уже начал работать. Сначала батрачил, затем стал шахтером, как отец.

Порфирий Иванов в молодости

В 19 лет молодого человека призвали в Русскую армию. Но в военных действиях он не участвовал. В 1918 году Порфирия демобилизовали. С этого момента начались его метания – смена мест работы. Нигде надолго задержать не выходило. И даже в партию Порфирия не приняли, хотя он увлекался одно время

В 1928 году Иванов с семьей перебрался в город Красный Сулин. Здесь получил срок за мошенничество, около 11 месяцев провел на лесоповале в Архангельской области, и вернулся домой. Затем с 1931 по 1933 жил в Армавире. Но вернулся в Красный Сулин, и там задержался на долгие годы.

Кардинальные перемены

До 35 лет биография Порфирия Иванова мало отличалась от той, что вели деревенские жители. Он пил и гулял, буянил, сквернословил, поколачивал жену, мог спустить всю зарплату. Но 25 апреля 1933 года его внезапно озарила «Идея». По устным легендам, в тот день Иванову поставили смертельный диагноз. От отчаяния мужчина решил кардинально изменить жизнь. Он отказался от большинства благ цивилизации, и начал закалять организм босохождением и холодными обливаниями. В течение следующих 50 лет Порфирий оставался верен своей идее, развивал, и совершенствовал систему оздоровления тела и духа.

Всю весну и лето 1934 года Порфирий, в очередной раз лишившийся работы, отправляется странствовать по Донбассу. Он отказывается от обуви, носит лишь шорты, голодает, и пытается обрести то самое единение с природой. В своих рассуждениях Иванов постепенно приходит к мысли о целительстве, передаче здоровья от одного человека к другому. Он интуитивно разрабатывает свою методику, и начинает практиковать.

Противостояние с властями

К 1935 году Иванов уверился – его система работает. Мужчина почти полностью отказался от одежды и обуви. И начал попытки проповедовать свое учение. За это и был задержан милицией на ростовском базаре. А затем отправлен в буйное отделение психиатрической больницы. Здесь Порфирию официально поставили диагноз «шизофрения», и дали I группу инвалидности.

В 1936 году Порфирий отправляется в Москву, где должны принять новую Конституцию страны. Мужчина везет туда свои соображения о том, как должны обеспечиваться права умалишенных и заключенных. Свой манифест он решил огласить прямо на Красной площади. Здесь странного мужчину без одежды и обуви и задержали, отвезли на Лубянку, а затем в Матросскую тишину. От беды спас диагноз, ранее поставленный в ростовской психбольнице. В следственном изоляторе Порфирий провел 67 дней, а затем под конвоем был в одежде доставлен к месту проживания.

Благодаря официальному статусу психиатрического больного Иванов не был призван в ряды армии в годы ВОВ. Но Красный Сулин попал в немецкую оккупацию. По некоторым свидетельствам, в этот период Порфирий вызывал большой интерес у немецкой комендатуры. За его опытами по переносимости холода следили.

Следующей вехой в противостоянии Иванова с властями стал 1951 год. Порфирий Корнеевич был арестован в Москве. Ему предъявили обвинение по статье об антисоветской агитации. Приговор от 14 апреля постановил отправить Иванова на принудительное лечение в больницу тюремного типа. В период с весны 1951 по конец осени 1954 года Порфирий содержался в разных спецучреждениях: в Ленинграде, Чистополе, Казани, некоторое время провел в Таганской тюрьме. Полную реабилитацию от статуса врага советской власти он получил только посмертно, в 2008 году.

На свободе Иванов провел около 10 лет. А затем снова попал в руки властей. На этот раз по обвинению в мошенничестве на территории Кировоградской области. В сентябре 1964 года для установления его вменяемости была проведена экспертиза в институте Сербского. Порфирия признали психически больным. Уголовное дело против него закрыли. Но самого Иванова отправили на повторное принудительное лечение в спецлечебницу в Казани. Здесь целитель пробыл до 1967 года. Затем был переведен в психбольницу в Ростовской области. На свободу оттуда Иванов вышел в 1968 году.

В ноябре 1975 года Порфирий вновь собирается в Москву, на XXV съезд КПСС. В этот раз власти сработали на опережение. Иванова сняли с поезда и сразу отправили в психиатрическую лечебницу до весны. Из Новошахтинска его под расписку забрали ученики.

В апреле 1979 года Иванова, как человека идеологически противоречащего советской власти на 3 года посадили под домашний арест. Ему было запрещено отходить от дома, принимать больных и последователей у себя.

Учитель

К 1971 году слухи об учении Порфирия Иванова распространились по всему СССР. У него появились многочисленные последователи. В 1971 году они построили «Дом учителя» в Луганской области, на хуторе Верхний Кондрючий. А к 1976 году убедили Порфирия Корнеевича переехать туда.

К концу 70 годов XX века учение Иванова уже вполне сформировалось. Он принимал людей как целитель. Сочинил гимн из 8 строк «Слава жизни», имел многочисленных последователей. Но, главное, сам являл собой пример эффективности закаливания. Круглый год Иванов ходил по улице босиком, с обнаженным торсом, в одних длинных трусах-шортах до колен. Он отрастил длинные волосы и бороду, на манер индийских йогов, и выглядел весьма впечатляюще.

Исследовать феномен Иванова к началу 80 годов XX века были готовы и журналисты. Некоторое время в его «Доме учителя» жили корреспонденты «Огонька». В журналах и газетах обсуждались необычные методы закаливания.

Система «Детка»

До 1982 года Иванов давал рекомендации своим ученикам преимущественно устно. Но в августе 1982 года в журнале «Огонек» о нем вышел специальный репортаж. Статья вызвала шквал писем читателей. В ответ Порфирий Иванов составляет текст, названный «Детка» — своего рода свод правил, по которому в дальнейшем и жили его последователи. Название было взято не случайно. Так немолодой уже Иванов обращался к своим ученикам.

Основные тезисы «Детки» фактически похожи на заповеди. В них Иванов рекомендует воздерживаться от распития спиртного и других вредных привычек, избегать приема пищи 1 раз в неделю и есть как можно меньше, ходить босиком по траве и снегу, практиковать обливания и отказ от одежды. Порфирий Корнеевич также советовал своим последователям делать добро, радоваться жизни.

Он даже отправил свои рекомендации в ЦК КПСС Брежневу, и получил стандартный бюрократический ответ с благодарностями от представителей управления Минздрава СССР. Но внедрять повсеместно «Детку» не спешили.

Современные исследователи сектантства относятся к этому труду неоднозначно. Усматривают в нем намек на саморекламу и магически-суеверные смыслы, эзотерическую подоплеку, а иногда и утрату здравого смысла. Например, Иванов утверждал, что тот, кто никогда не сидит и не лежит, становится бессмертным.

Наследие

В течение своей жизни Порфирий Иванов вел дневниковые записи. К моменту его смерти их было более 330. Материалы имели хождение между учениками в виде фотокопий и в самиздате.

Порфирий Иванов с учениками

Рукописные тексты Иванова были без знаков препинания, абзацев, заглавных букв. Поэтому их чаще всего редактировали, и лишь потом публиковали. Сегодня большинство документов представлено в экспозиции краеведческого музея Свердловска.

Личная жизнь

В личной жизни Порфирий Иванов вовсе не был одиноким затворником. Первая любовь у юноши случилась еще в родном селе. Он без памяти влюбился в некую Анну, а она предпочла другого. Рассвирепевший Порфирий отправился в церковь в день венчания, сбил с ног священнослужителя, учинил скандал. Его усмирило лишь вмешательство представителей власти.

В 1918 году Порфирий женился. Избранницей стала односельчанка Ульяна, в девичестве Городовиченко. Новобрачная вскоре забеременела. А вот Порфирий явно не был готов менять жизнь ради семьи. В селе он был известен буйным нравом, пристрастием к спиртному, слыл гулякой. В общем, примерного мужа из Иванова не вышло.

Вскоре родился сын Андрей. Мальчик, отцовская гордость. Он погиб в годы ВОВ не оставив потомков. В 1925 году у Порфирия и Ульяны родился второй сын, Яков. А затем дочь, но она умерла в младенчестве. Неизвестно даже имя малышки.

Впрочем, наличие детей не означало счастья в браке. Иванов не стесняясь изменял жене, и даже уходил от нее к другой, но возвращался. Вместе они прожили до смерти законной супруги. Ее не стало в 1974 году. Женщина упала с сеновала, получила тяжелые травмы. Но муж не позволил ей обратиться к врачам, лечил холодными обливаниями и голодом, чем лишь приблизил печальный финал. Система оздоровления не сработала.

К тому времени в доме Ивановых уже жила женщина, которую нередко именуют второй, неофициальной, женой Порфирия. Ее имя Валентина Сухаревская. Женщина была младше Порфирия Корнеевича на 13 лет, следовала его учению, и оставалась рядом до последнего дня целителя. Если учесть, что примерно с 70 годов XX века Иванов пропагандировал аскетизм, их личные взаимоотношения – как у супругов, вызывают большие сомнения.

Смерть

Порфирий Иванов дожил до 85 лет, и умер дома, в окружении последователей. Похоронен был там же, на кладбище хутора Верхний Кондрючий. Причина смерти не была установлена – ввиду почтенного возраста обязательное вскрытие не проводилось. Известно лишь, что в последние дни Иванова терзали сильные боли в ноге. Были предположения, что на фоне сильного переохлаждения в тканях начался некроз, развивалась гангрена. Но достоверно установить это невозможно.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии