Роберт Кочарян — видное лицо на политическом поприще Армении. Свой путь он начал с должности слесаря, а уже через несколько лет в его руках находилось руководство независимым государством. Несмотря на то что далеко не все деяния президента получили одобрение и политик не раз был подвергнут аресту и уголовному разбирательству, он сумел сохранить влиятельный статус, а его имя часто занимает первые полосы крупных новостных порталов Армении.
Роберт Седракович Кочарян родился в городе Степанакерте (СССР) 31 августа 1954 года. Родители мальчика уходили корнями к армянской национальности и проживали на территории Азербайджанской Республики.
Отец,Седрак Саркисович, был достаточно известной личностью: будучи агрономом-кандидатом сельскохозяйственных наук, он анализировал развитие отрасли в регионе, носившем наименование Нагорно-Карабахская автономная область. Одновременно с этим он успешно состоял на высокой должности в комитете облсовета автономии.
Мама Эмма Арсеновна трудилась в области животноводства и имела образование ветеринара. Помимо этого женщина занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием троих детей, старшим из которых был Роберт.
Детство будущего политика, по его признанию, ничем выдающимся не отличалось: он старательно учился в школе, не отказывал родителям в помощи в домашних делах, в свободное время гулял с друзьями на улице. В начале 1970 годов Роберт стал выпускником общеобразовательной средней школы, а далее решил продолжить получение образования на заочном отделении Московского энергетического института, но конфликт с деканом привел к тому, что через год молодой человек вернулся на малую родину и устроился слесарем сборочного цеха на степанакертский электротехнический завод, где работал до призыва на службу, а после будущий политик окончил ереванский политех с красным дипломом по специальности «электротехник».
Полученное образование позволило Кочаряну устроиться инженером на одно из крупных азербайджанских предприятий. До середины 1980 годов инженер был активным участником комсомольских организаций.
Обладая лидерскими навыками, проявившимися уже в столь молодом возрасте, Роберт стал руководителем партийной ячейки. А через небольшой промежуток времени он выступил организатором движения, боровшегося за включение Нагорного Карабаха в состав Республики Армении. Вопрос оказался настолько острым, что разжег межнациональный конфликт.
Конец 1988 года стал началом гражданских столкновений, азербайджанцы семьями покидали Нагорный Карабах и Армению, а армяне перебирались из Азербайджана. Разгоревшиеся боевые действия во многом тормозили развитие и процветание региона, решением политических и экономических проблем занимался в то время малоизвестный Роберт Кочарян.
После того как миротворцы из России и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе помогли урегулировать ситуацию вокруг Степанакерта, бывший слесарь был избран главой непризнанной НКР. Поскольку тактика Кочаряна была близка политическому лидеру Армении Левону Тер-Петросяну, Роберт Седракович вскоре занял пост премьер-министра страны.
В 1998 году действовавший глава государства добровольно покинул свой пост, и обязанности президента были возложены на Роберта Седраковича. Позже состоялись официальные выборы, по итогам которых Кочарян полноправно стал главой на положенную пятилетку, а затем продлил срок еще на пять лет, оставшись руководителем страны.
Находясь у руля, Роберт Кочарян старался внедрять в жизнь европейские ценности и создать новую государственную модель по подобию крупных держав. Роберт Седракович многократно акцентировал внимание на необходимости поддержания дружественных отношений с Россией и ее военной поддержке. Наряду с этим проводились совместные учения с армиями НАТО.
Оппозиционеры не единожды выдвигали обвинения в адрес второго президента Армении в отмывании денег и коррупции. Неофициальные источники утверждали, что состояние руководителя страны приравнивалось к $ 5 млрд. Во время крупных митингов Грант Багратян, входивший в число недоброжелателей, утверждал, что оказаться в списке самых богатых людей постсоюзного пространства Кочаряну удалось только потому, что на первом месте у него всегда был бизнес, а не решение государственных задач.
Роберт Седракович был категорически не согласен с обвинениями, и, ссылаясь на знания в экономике и приводя конкретные примеры, призывал оппонентов к здравому рассудку. Так, по его словам, годовой бюджет страны был слишком мал (2,5 млрд $), чтобы получилось скопить такое состояние.
В 2008 году президентское кресло занял Серж Саргсян, но Кочарян не ушел из политики и не оставил без внимания действия своих преемников. Особо часто он комментировал деятельность Никола Пашиняна, которого обвинял в усугублении военных отношений с Азербайджаном.
Через десять лет после того как Роберт Седракович уступил президентское кресло, его обвинили в нарушении конституционного строя республики, из-за того что в 2008 году он отдал распоряжение разогнать митинг, организованный оппозиционерами. Кроме этого неоднократно его подозревали в коррупционных действиях.
В 2018 от обвинений перешли к аресту: Кочаряна взяли под стражу на два месяца, но были вынуждены освободить досрочно по закону о неприкосновенности экс-президентов. Это возмутило агрессивно настроенных граждан: они сорвали несколько пресс-конференций, и политическим недругам удалось добиться ареста. Причем всем, чем мог довольствоваться политик, стала официальная пенсия, а все имущество было арестовано.
В течение 2019 и 2020 годов Роберта Седраковича то периодически отпускали в счет внесенных залогов, то снова арестовывали. Поручителями стали руководители непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян и Аркадий Гукасян.
В это время политик не отчаивался и во многом благодаря сторонникам смог добиться снятия обвинения в 2021 году. Причиной уголовного преследования Кочарян посчитал политические мотивы.
Большое интервью экс-глава государства дал программе Владимира Познера, где объяснил возникшие злоключения личной местью оппозиционера Никола Пашиняна. В планах у Роберта Седраковича была дальнейшая работа в политическом ключе.
Зимой 2022 года биография Роберта Седраковича пополнилась еще одним громким делом. Стало известно, что военная прокуратура Азербайджана привлекла Кочаряна и Сержа Саргсяна к уголовной ответственности и обвинила в розыск, ссылаясь на разжигание межнациональной вражды.
Личная жизнь политика сложилась более спокойно, нежели политическая. Супруга посвятила себя благотворительности и общественной деятельности. Сегодня она является руководителем филиала фонда «Одаренные дети», который учредил дирижёр Владимир Спиваков, и принимает участие в работе национальных общественных организаций.
Супруги построили большую семью: они воспитали троих детей. Старший сын работает в крупном коммерческом банке, младшие дети получили образование в Ереванском государственном университете.
Роберту Кочаряну посчастливилось многократно стать дедушкой: у старшего сына четверо детей, у младшего — трое.
Осенью 2023 года имя Роберта Кочаряна вновь оказалось на слуху: обострившаяся ситуация в Нагорном Карабахе сподвигла политика обратиться к армянскому народу с речью в День независимости Армении и пожелать сил. Через несколько дней силовики задержали младшего сына и жестоко избили: мужчина получил сотрясение мозга.