Уильям Фолкнер — биография


Уильям Фолкнер — американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, один из крупнейших авторов XX века, создатель Йокнапатофской саги.

Ранние годы

Уильям Катберт Фолкнер родился 25 сентября 1897 года в городе Нью-Олбани, штат Миссисипи, в семье Марри Чарлза Фолкнера, управляющего делами университета, и Мод Батлер. Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер, был офицером армии Конфедерации во время Гражданской войны и автором популярного в XIX веке романа «Белая роза Мемфиса».

Когда Уильям был ещё ребёнком, его семья переехала в Оксфорд, расположенный в северной части Миссисипи. Этот город стал местом, где писатель прожил всю свою жизнь. Фолкнер получил лишь неполное среднее образование и не завершил обучение в университете, предпочитая заниматься самообразованием.

Уильям Фолкнер в молодости

В 1918 году его детская любовь, Эстелл Олдем, вышла замуж за другого, что стало для него сильным ударом. В надежде сбежать от душевной боли Фолкнер попытался записаться добровольцем на фронт Первой мировой войны, но был отклонён, в том числе из-за низкого роста (166 см). Тогда он вступил в Королевские военно-воздушные силы Канады и начал обучение в лётной школе в Торонто, однако не успел завершить курс — война закончилась раньше.

Вернувшись в Оксфорд, он ненадолго вернулся к университетским занятиям, но вскоре оставил учёбу. В это же время началась его литературная карьера: в 1919 году в журнале The New Republic было опубликовано его первое стихотворение «Полуденный отдых фавна» (Après-midi d’un faune). Спустя несколько лет, в 1924 году, вышел его первый сборник стихотворений «Мраморный фавн» (The Marble Faun).

Творчество и формирование писательского стиля

В 1925 году Фолкнер отправился в Новый Орлеан, где познакомился с писателем Шервудом Андерсоном. Именно Андерсон посоветовал ему сосредоточиться на прозе, а не на поэзии, и писать о том, что ему знакомо лучше всего — об американском Юге.

Уильям Фолкнер в творческом проессе

Так родился легендарный вымышленный округ Йокнапатофа, в котором разворачивается действие большинства произведений Фолкнера. Этот вымышленный мир стал основой его литературной вселенной, представляя собой символическое отражение американского Юга — с его трагическим прошлым, неразрешёнными конфликтами и борьбой за новую идентичность после Гражданской войны.

Первым романом, заложившим основу этой саги, стал «Сарторис», повествующий о закате аристократии Юга после поражения в Гражданской войне. В 1929 году книга вышла в сокращённом виде, а полный вариант, получивший название «Флаги в пыли», был опубликован лишь в 1973 году. В дальнейшем Йокнапатофская сага разрослась, включив множество произведений, среди которых «Шум и ярость», «Свет в августе», «Авессалом, Авессалом!» и другие, навсегда вписавшие имя Фолкнера в историю мировой литературы.

Путь к признанию и Голливудский период

Настоящий успех пришёл к Фолкнеру в 1929 году с публикацией романа «Шум и ярость» (The Sound and the Fury). Однако, несмотря на восторженные отзывы критиков, книги писателя оставались трудными для массового читателя. Его стиль, насыщенный сложными повествовательными структурами, потоками сознания и экспериментами с хронологией, не делал произведения лёгкими для восприятия.

В том же году Фолкнер женился на своей давней возлюбленной Эстелл Олдем, которая к тому моменту развелась с первым мужем. В их семье родилось двое детей — дочь Алабама, скончавшаяся в младенчестве в 1931 году, и Джил. Чтобы обеспечивать жену и ребёнка, писателю пришлось искать стабильный источник дохода, и таким местом стал Голливуд.

В апреле 1932 года Фолкнер заключил контракт с киностудией Metro-Goldwyn-Mayer, обязуясь писать оригинальные сценарии, адаптировать произведения и редактировать чужие работы. Его гонорар составлял 500 долларов в неделю — сумма, позволявшая ему продолжать заниматься серьёзной литературой. Однако отношение Фолкнера к Голливуду оставалось скептическим: он считал эту работу вынужденной мерой, необходимой для финансовой независимости. По легенде, когда он пересекал границу Калифорнии, направляясь на студию, то мрачно пошутил: «Здесь бы надо поставить столб с надписью: „Оставь надежду, всяк сюда входящий“», намекая на строки Данте.

Несмотря на скептицизм, Фолкнер относился к работе добросовестно. Его коллеги поражались его трудоспособности: если сценаристы в Голливуде считали нормой писать по пять страниц в день, то Фолкнер мог создавать до 35 страниц за сутки. В течение 15 лет (1932–1946) он сотрудничал с крупнейшими студиями, работая над фильмами, многие из которых ставил режиссёр Говард Хоукс.

Литературные вершины и мировое признание

Несмотря на занятость в Голливуде, Фолкнер продолжал писать романы, укрепляя свою репутацию в литературе. В этот период вышли «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936), «Непобеждённые» (1938), «Дикие пальмы» (1939), «Посёлок» (1940) и роман в новеллах «Сойди, Моисей» (1942), в который вошла культовая повесть «Медведь».

Долгое время Фолкнер оставался писателем, более популярным в Европе, чем в родных США. Признание на родине пришло лишь в 1950 году, когда ему была присуждена Нобелевская премия по литературе за 1949 год. В формулировке жюри было отмечено его «значительный и художественно уникальный вклад в развитие современного американского романа».

Впоследствии его творчество неоднократно переосмыслялось, а влияние на американскую литературу только росло. В 2009 году литературный журнал Oxford American назвал «Авессалом, Авессалом!» лучшим южным романом всех времён, подтвердив статус Фолкнера как одного из величайших писателей XX века.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share