Виталий Александрович Южилин

Виталий Южилин — биография


Виталий Александрович Южилин – менеджер высшего звена. Фокусировался на совершенствовании портовой индустрии. В течение 17 лет занимался законотворчеством. 20 лет возглавлял АСОП – общественную структуру, консолидирующую представителей российского портового бизнеса. В 2010–2018 годах также входил в состав отраслевого объединения строителей. Сейчас Южилин Виталий Александрович занимается инвестициями в энергетику и хайтек-разработки.

Южилин Виталий: семья, образование и карьерный старт

Виталий Южилин родился в конце в 1965-го в Челябинске. В раннем возрасте вместе с семьей переехал в Севастополь, где и провел детство. Его бабушка была первой в Татарской АССР женщиной, севшей за штурвал самолета. Она познакомилась с будущим мужем – тоже пилотом – во время агитационного полета над республикой в 1934-м. Дед Виталия Александровича Южилина участвовал в Великой Отечественной войне.

В школьные годы будущий портостроитель занимался плаванием, уделяя тренировкам по нескольку часов ежедневно. Благодаря хорошим результатам на соревнованиях он уже в десятом классе стал кандидатом в мастера спорта.

В 1988-м Виталий Южилин получил диплом инженера-океанолога в ЛВИМУ. Это один из ведущих профильных вузов нашей страны (сейчас он находится в составе Госуниверситета морского и речного флота). Далее Виталий Александрович Южилин несколько лет работал в различных институтах Академии наук УССР. В ходе исследовательских экспедиций он погружался на дно Черного моря на борту «Мира». Два таких глубоководных аппарата были построены в 1987-м в Финляндии по заказу СССР. Они способны работать на глубине до шести километров.

В период формирования рыночной экономики в нашей стране при научном институте возникла коммерческая организация, созданием которой занялся Южилин Виталий. Это стало его первым опытом в бизнесе.

В 1993 году Южилин Виталий Александрович перебрался в Нижневартовск – второй по населению город ХМАО и один из важнейших центров российского топливно-энергетического комплекса. В тот период корпорации нефтегазового сектора должны были оставлять десятую часть добытых энергоносителей муниципальным образованиям, располагающимся на территориях, из недр которых были извлечены полезные ископаемые. Для продажи углеводородов, полученных по такой схеме Нижневартовским районом, был создан торговый дом. Виталий Южилин стал руководителем экспортного отдела данной организации.

Однако для поставок топлива за границу не хватало соответствующей инфраструктуры. Речь идет, в частности, о терминалах и хранилищах для М-100 – одной из самых распространенных марок топочного мазута. Так Виталий Александрович Южилин заинтересовался развитием грузовых портов.

Южилин Виталий Александрович: портовая инфраструктура

Южилин Виталий в 1998-м стал одним из владельцев морского торгового порта в Санкт-Петербурге. До 1999-го он также входил в состав коллегиального органа управления данной структуры. История предприятия началась еще при Петре Великом. В 1913 году грузооборот порта составлял 7,3 млн тонн. Затем он резко упал и вновь достиг подобного уровня лишь к 1970-м. В 1997 году показатель вырос до 20,2 млн тонн.

Южилин Виталий Александрович
Южилин Виталий Александрович

Виталий Александрович Южилин вместе с другими топ-менеджерами изменил работу морского хаба за счет перераспределения четырех его районов между различными компаниями. Это способствовало росту годового грузооборота до 70–80 млн тонн.

В тот же период бизнесмен работал замглавы московской автономной некоммерческой организации «Центр стратегического развития».

Впоследствии Южилин Виталий стал сооснователем НКК — одного из ведущих контейнерных операторов РФ и СНГ. Большинство мощностей этой компании располагалось на побережье Балтики. В 2012-м грузооборот предприятия достиг 1,069 млн TEU (стандартных 20-футовых контейнеров). В следующем году эта структура вошла в состав Global Ports — корпорации, которая в настоящий момент является лидером отрасли. Она оперирует пятью контейнерными терминалами на Балтийском море и Дальнем Востоке, а также логистическим парком «Янино» в Ленинградской области. Общая площадь объектов – почти 400 гектаров, годовая мощность – около 3 млн TEU.

Южилин Виталий Александрович являлся ключевым куратором проекта контейнерного терминала в Усть-Луге (УЛКТ, крупнейший морской хаб Балтики и второй по величине в России). Предприятие открылось в 2011 году. Сегодня оно занимает территорию в 39 гектаров. Его годовая перевалочная мощность составляет 440 тысяч TEU, а на специально оборудованных площадках могут одновременно размещаться до 6,5 тысячи обычных и до 420 рефрижераторных контейнеров. Оборудование предприятия включает 11 специализированных кранов и 12 тягачей.

Возможности порта, развитию которого содействовал Виталий Южилин, позволяют работать в том числе с опасными грузами различных классов. Еще одно преимущество терминала – хорошая транспортная доступность. Железнодорожные пути, ведущие из морского хаба в Центральную Россию, огибают загруженный ж/д узел Санкт-Петербурга, что ускоряет доставку товаров. Сегодня УЛКТ входит в состав Global Ports.

Виталий Александрович Южилин также являлся инициатором проекта «Морского фасада». Это новый пассажирский порт Санкт-Петербурга, расположенный на намывных территориях Васильевского острова. В начале XXI века стало очевидно, что действующий с 1982 года Морской вокзал уже не отвечает актуальным требованиям, в частности – не может принимать суда длиннее 200 метров. Из-за этого более крупные круизные лайнеры швартовались в торговом порту. Как объясняет Южилин Виталий Александрович, это приводило к снижению грузооборота.

Строительство «Морского фасада» началось в 2005-м. Три года спустя первая очередь проекта была готова. Первым в новом порту причалило 293-метровое итальянское круизное судно Costa Mediterranea. На его борту находились 2080 туристов.  В том же 2008-м в эксплуатацию сдали вторую очередь инфраструктурного объекта. Порт, одним из инициаторов создания которого выступил Виталий Южилин, достроили в 2011 году и передали в собственность Санкт-Петербурга.

Комплекс состоит из четырех морских вокзалов и семи причалов общей протяженностью чуть более 2,2 километра. Они способны принимать суда до 340 метров в длину и осадкой до 8,8 метра. Таким образом «Морской фасад» доступен для крупнейших круизных лайнеров и паромов, курсирующих по Балтийскому морю. На территории терминала оборудованы 116 кабин пограничного контроля.

Открытие порта помогло существенно увеличить турпоток в Северную столицу и поступления в бюджет мегаполиса. Для зарубежных гостей, прибывающих в Санкт-Петербург морем, действует безвизовый режим длительностью в трое суток, что позволяет привлекать в город больше гостей.

С 2009-го по 2019-й пассажирооборот созданного при поддержке Южилина Виталия Александровича «Морского фасада» вырос с 490 тысяч до 1,104 млн человек. За все время работы порт принял более 2,6 тысячи судов с 5,5 млн людей на борту. Чаще всего туристы прибывали в город на Неве из Германии, США, Великобритании, Испании, Италии и Канады.

Одним из крупнейших лайнеров, зашедших в порт, стало 330-метровое круизное судно Royal Princess, рассчитанное на 3600 пассажиров. Оно было построено в 2013 году для британско-американской компании Carnival Corporation & plc. Визит состоялся в мае 2014-го.

Виталий Южилин: участие отраслевых ассоциациях

Южилин Виталий в 2002 году возглавил АСОП – организацию, объединяющую отечественные торговые порты, связанные с ними компании, научные и образовательные учреждения. Задача ассоциации – консолидировать усилия профессионального сообщества для максимально эффективной реализации потенциала российского морского транспорта.  Именно АСОП участвовала в разработке закона «О морских портах России». К процессу привлекались как представители отрасли, так и юристы – эксперты по морскому праву.

Виталий Южилин также активно участвовал в деятельности Национального объединения строителей («НОСТРОЙ»). В 2010–2016 годах он являлся членом Совета этой ассоциации, на протяжении следующих двух лет был ее вице-президентом. В этот период институт саморегулируемых организаций прошел через важную реформу.

Южилин Виталий отмечает, что ранее СРО могли размещать средства своих компенсационных фондов на любых счетах. Государственным органам было трудно их контролировать – поэтому существовал риск, что деньги попадут в руки недобросовестных кредитных организаций или будут израсходованы нецелевым образом. После реформы фонды СРО было разрешено зачислять лишь на спецсчета в банках из установленного кабмином списка. Перечень допустимых операций с этими средствами был четко регламентирован и внесен в Градостроительный кодекс.

Помимо этого, СРО стали нести дополнительную субсидиарную ответственность за неисполнение обязательств по муниципальным и государственным контрактам. Также НОСТРОЙ начал вести реестр специалистов в сфере девелопмента. Лица, не включенные в этот список, лишились права подписывать документы, связанные с возведением, перестройкой, капремонтом или сносом объектов. Это способствовало росту ответственности подрядчиков перед потребителями.

Виталий Южилин: депутат

В 1999 году Виталий Южилин избрался депутатом Госдумы. В общей сложности он участвовал в работе четырех созывов нижней палаты российского парламента. В законодательном органе Южилин Виталий занимался вопросами развития транспортной отрасли как член профильного комитета и одновременно с этим входил в группу по АПК. Затем он перешел в думский комитет по налогам и бюджету.

Южилин Виталий Александрович
Южилин Виталий Александрович

Уже упомянутый закон «О морских портах» – одно из главных достижений, которые может записать на свой счет Виталий Южилин. Депутат отмечал, что данная сфера в РФ не была толком отрегулирована. В действовавших на тот момент нормах не существовало понятия гидротехнических сооружений, не была прописана система формирования тарифов и многие другие ключевые вопросы. Первые попытки усовершенствовать законодательство в этой сфере начались еще 1998 году, однако путь от инициативы до действующего ФЗ оказался долгим и непростым. За это время правовое поле в стране успело значительно измениться.

В 2004-м Виталий Южилин назвал портовую отрасль российской экономики «единственной, не имеющей законодательной основы». При этом ее инфраструктура является стратегически важной для страны. Одной из задач закона, который в тот момент только разрабатывался, парламентарий назвал разграничение функций бизнеса и государства в деятельности портов.

В 2006 году в одном из интервью депутат Виталий Южилин рассказал, что российские порты показывают высокую рентабельность и конкурентоспособность. С 2000-го их совокупный грузооборот увеличился более чем на 200 млн тонн. Это произошло благодаря притоку инвестиций, позволивших открыть новые терминалы и модернизировать существующие. Развитием инфраструктуры занимались в основном представители отраслей, которым не хватало перевалочных мощностей для экспорта товаров, – металлурги, нефтяники, производители удобрений. Именно в портовой сфере в России впервые были реализованы схемы государственно-частного партнерства.

При этом в середине нулевых рост грузооборота серьезно замедлился. И причиной тому послужило отсутствие необходимой нормативно-правовой баз. Потенциальных инвесторов отпугивали непрозрачная система аренды, отсутствие гарантий, неработающее концессионное законодательство, считает Виталий Южилин. Депутат подчеркивал, что изменений требовали и правовые нормы, связанные с железнодорожным транспортом. Без них невозможно было наладить эффективное взаимодействие между портами и ж/д операторами.

Только за 2006-й в законопроект внесли свыше 120 поправок. Они, в частности, установили минимальный срок аренды в 15 лет, ограничили рост платежей. Были регламентированы вопросы, связанные со строительством перегрузочных терминалов и возвратом инвестиций. Также в проекте ФЗ прописали перечень объектов, находящихся в исключительной собственности государства.

Закон, предложенный Южилиным Виталием, был принят в 2007-м. Это позволило ликвидировать правовые пробелы. В документ вошли нормы об открытии, закрытии и регистрации портов, присвоении им наименований, определении границ хабов и функциях их управляющих органов.  Совершенствование правовой базы позволило России выполнять международные обязательства в сфере морского транспорта.

Решение социальных проблем Санкт-Петербурга и Ленинградской области – еще один важный вопрос, который решал Виталий Южилин. Депутат активно содействовал развитию различных типов инфраструктуры в этих регионах. Только с 1999-го по 2008-й при его поддержке в Волосово, Гатчине, Луге, Сосновом Бору и прочих населенных пунктах появились современные медицинские учреждения, дороги, спортивные объекты, очистные сооружения и многое другое.

Виталий Южилин как депутат также участвовал в подготовке изменений в ФЗ об использовании кассовых аппаратов. Поправки освободили индивидуальных предпринимателей и некоторые организации от обязательного использования подобной техники.

В октябре 2016-го полномочия Виталия Южилина как депутата Госдумы истекли.

Виталий Александрович Южилин сегодня

Недавно Виталий Южилин инвестировал в Digital-проект, сопряженный с безопасностью дорожного движения. Система уже внедрена в ряде городов РФ.
Южилин Виталий также занимается развитием и содействует реализации проектов в сфере экологии.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.