Анатолий Фирсов – снискавший славу хоккеист из СССР, игравший в столичных командах «Спартак» и «ЦСКА», являвшийся участником национальной сборной страны в 60-е и 70-е годы. Игрок три тара получал титул лучшего во внутренних соревнованиях и признавался лучшим форвардом на трёх мировых первенствах с 1967 по 1971 год. В 166 играх за сборную Анатолий забросил 134 шайбы, на его шее красовались три золотых медали с Олимпиад и 8 с чемпионата мира.
Анатолий Фирсов появился на свет в первый февральский день 1941 года. Отец Толика погиб во время войны буквально в первые дни. Его сыну на тот момент был только месяц. Оставшаяся в одиночестве мама была вынуждена посвятить себя воспитанию троих детей. При этом она работала воспитательницей для обеспечения наследников.
Потому из-за занятости матери Анатолий много времени проводил сам. Мальчику пришлась по душе игра в хоккей с мячом. Он играл во дворе в качестве защитника в своей команде. Денег в семействе водилось не много, потому клюшки приходилось изготавливать из того, что было под рукой, а коньки приматывались к зимней обуви с помощью обыкновенной верёвки. Но все это не помешало развитию мальчика, и уже в 11 лет он играл вместе с юными хоккеистами и взрослыми мужчинами.
Став немного взрослее, молодой человек перешел к хоккею с шайбой, но в этом виде спорта клюшка была несколько длиннее, потому в первое время у Толика присутствовали некоторые трудности. Первой командой прославленного хоккеиста считается «Красный богатырь». Именно в ту пору юному хоккеисту удалось усовершенствовать навыки в сравнительно новом для себя виде спорта, такие как голевые передачи и качество реализации опасных моментов.
Наличие таланта у Фирсова невозможно было не заметить и вскоре его пригласили под знамёна столичного «Спартака», но незаметно подкралась обязанность отслужить в армии, и тогда парень перешёл в «ЦСКА», где на должности тренера находился великий Анатолий Тарасов.
Целый сезон был потрачен спортсменом на достижение требуемого уровня физической формы и овладения ряда специфических приёмов. Антропометрия хоккеиста, по мнению наставника, позволяла играть на позиции форварда. А партнёрами Фирсова стали Владимир Викулов и Виктор Полупанов.
Эта троица и сформировала основную атакующую мощь команды, что и привело к скорому попаданию ребят в союзную национальную сборную. 1964 год принёс спортсмену звания чемпиона мира и континента, а также он стал победителем зимней Олимпиады в австрийском Инсбруке.
Фирсов активно занимался изобретением новых игровых приёмов и комбинаций, что делало его весьма ценным хоккеистом, как в клубе, так и в советской сборной. Это был единственный игрок, которому разрешалось выходить на лёд с клюшкой, имевший загнутый крюк. Имея в своём распоряжении невероятной силы бросок, Анатолий был сущим кошмаром для голкиперов, а представители СМИ дали ему прозвище «Легенда номер 11».
Четыре года, начиная с 1963, армейцы Москвы становились чемпионами страны, а советская сборная оказалась победительницей чемпионатов Европы и мира в 1971 году. Анатолий Фирсов три раза признавался лучшим форвардом на тех соревнованиях и попадал в топ-40 игроков, задействованных в чемпионате СССР. Также игрок 6 раз держал над головой Кубка европейских чемпионов, забросив в матчах этого турнира 14 шайб.
На Олимпийских играх в 1968 и 1972 году Фирсов и его сборная завоевали чемпионское звание, а сам хоккеист огорчал вратарей оппонентов дважды и принимал активное участие в атакующей игре советской сборной. В 1972-м во главе тренерского штаба сборной произошли перемены и новый наставник Всеволод Бобров оповестил Фирсова о том, что он не заинтересован в его услугах. В итоге это, достаточно, сомнительное решение, привело к потере достаточно острого и ценного форварда и проигрышу чемпионата мира в столице Чехии.
Услугами нападающего начал интересоваться ряд зарубежных команд, но советским правительство было наложено вето на трансфер хоккеиста, из-за чего разгорелся невиданный скандал, который привёл к не выездному статусу Анатолия. Оставаясь официально игроком «ЦСКА», Фирсов начал пробовать себя в тренерской ипостаси, а в 1976 году он оказался на посту тренера юношеской сборной и вместе со своими подопечными взял бронзу чемпионата мира в 1977 году.
В 1973 году прошла презентация книги «Зажечь победы свет», где Анатолий Фирсов повествует о своей игроцкой карьере и тренерском периоде. Также в литературном произведении можно отыскать мысли о представителях союзного спорта.
В 1977 году Анатолий прекратил сотрудничество с молодежной сборной и решил посвятить свою дальнейшую биографию тренировкам детских хоккейных коллективов. Он оказывал содействие улучшению состояния здоровья людей и помогал модернизировать спортивные сооружения, попутно являясь народным депутатом.
В конце 90-х годов выдающийся нападающий был включен в зал ставы Международной хоккейной федерации , а в 2014 году была учреждена награда имени Фирсова, которую получает лучший игрок в Высшей лиге.
В 1959 году произошло знакомство Анатолия с его будущей избранницей по имени Надежда. Брак оказался крепким – пара прожила вместе четыре десятилетия. Супруга оказывала значительную поддержку спортсмену на протяжении всех этих лет.
Сам Фирсов не привык делать подробности собственной жизни достоянием общественности, потому некоторые факты всплыли лишь после смерти Фирсова. Кое о чём рассказывал и его сын, который также получил имя Анатолий.
2000-ый год принёс трагедию в жизнь Анатолия Васильевича – его супруга умерла после неудачной борьбы с онкологическим заболеванием. Дети и внуки старались всячески поддержать хоккеиста, но спустя месяц с ним произошел сердечный приступ. Медики сумели спасти Фирсова, но ещё через 30 дней у него диагностировали инфаркт, который стал фатальным. Это случилось 24 июля 2000 года в Подмосковье. Сердце выдающегося спортсмена остановилось ещё до приезда скорой помощи.
Анатолий Фирсов был похоронен рядом со своей супругой в селе Фирсановка. Целый год захоронение представляло собой обыкновенный холм, над которым возвышался деревянный крест. Но после того, как на этот факт обратили внимание российские журналисты, в начале ноября 2001 года на могиле появилась гранитная плита с крестом.
Комментарии
Направление: Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания
Цель: создать условия для изучения правил этикета и вежливых слов.
Задачи: Образовательная: сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения;
Развивающая: сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; формировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к себе, к своим сверстникам и окружающим людям, потребность к повышению своего культурного уровня; формировать культуру поведения
- Ребята чтобы узнать тему нашего занятия, предлагаю вам отгадать загадки. Слушайте внимательно, не выкрикивайте, отвечаем по поднятой руке.
1.Мы на день рождения
не придем без ... (приглашения).
2.Перед едой
Руки вымоем ... (водой).
3. Когда ложимся спать, что не забудем мы сказать? (Спокойной ночи)
4. Говорить друзьям не лень, Улыбаясь…
(Добрый день)
-Скажите о чём эти загадки?
Предположите какая у нас может быть тема урока?
-Верно! Какую цель мы можем поставить перед собой? Что бы вы хотели узнать?
Предлагаю вам составить план нашей работы, на слайде перемешанные пункты плана, ваша задача правильно их поставить. Кто хочет выйти к доске?
1. Узнать, что такие этикет и какие правила бывают
2. Выполнить задания для закрепления изученной темы
3. Подвести итог занятия
4. Оценить свою деятельность.
-Ребята, сегодня мы с вами начинаем разговор о вежливости, о науке, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе. Кто знает, что такое этикет?
Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах
Что такое этикет? Это каждый знает:
То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья
А теперь серьезное дадим определенье.
Дети хором читают слова «Этикет – это правила поведения человека среди других людей»
-А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?
В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - это знаток правил поведения. Сегодня Вежа пришел к нам на занятие и принёс задания для вас. Первое-это Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
Ваша задача подобрать вежливые слова. Работа в парах на листах.
При приветствии? (привет, здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, приветствую вас, рада приветствовать вас, разрешите приветствовать вас…)
При прощании? (пока, до встречи, всего доброго, до свидания, прощайте, желаю всего хорошего, счастливо оставаться…)
При благодарности? (спасибо, большое спасибо, спасибо вам, благодарю, мне хотелось бы поблагодарить вас, позвольте мне выразить вам свою признательность, нет, чтобы выразить мою благодарность…) При извинении? (извините, простите, прошу прощения, мне очень жаль, сожалею, виноват…)
Физкультминутка …..
С первым заданием вы благополучно справились. Второе задание - это Игра “Вежливо - невежливо”. Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы поднимаете зелёную карточку. Когда я читаю о невежливом поступке – вы поднимаете красную карточку.
Начнем.
- Поздороваться при встрече
- Толкнуть и не извиниться
- Свистеть, кричать, шуметь в школе.
- Уступить место старшим.
- Не вставать на обращение учителя.
- Помочь поднять упавшую вещь.
- Не уступить место в транспорте.
- Помочь подняться по лестнице.
- Попрощаться уходя.
Кто – ни будь запомнил хоть одно хорошее правило?
«На интерактивной доске». А теперь составим памятку, когда и какие вежливые слова надо
говорить.
1 При встрече говори: «Здравствуйте», «Привет!».
2 Идёшь спать говори: «Спокойной ночи!»
3 Каждую просьбу начинай со слова: «Пожалуйста…».
4 Когда сделали что- то нехорошее говори: «Извините».
5 Когда прощаетесь, говори: «До свидания», «До встречи».
А теперь возвращаемся к нашему вопросу: «Нужно ли нам знать правила
поведения и вежливые слова?».
На столах у вас лежат пульты. Нажмите на кнопку в верхнем правом углу. Когда он включится зайчик вам помашет лапкой.
1. Мне было всё понятно, интересно и не возникло трудностей.
2. Мне было всё понятно, но у меня были трудности.
3. Мне было не всё понятно, не получилось ничего сделать.
Спасибо за занятие! До свидания!