Александр Бенуа — биография


Александр Бенуа — русский художник и писатель, один из ключевых деятелей Серебряного века. Живописец, график, сценограф, книжный иллюстратор, художественный критик, музейный работник, историк искусства и мемуарист. Сооснователь общества «Мир искусства» и одноимённого журнала.

Детство

Александр Николаевич Бенуа родился весной 1870 года в Санкт-Петербурге в семействе Николая Леонтьевича Бенуа, главного архитектора и проектировщика Петергофа, члена Императорской Академии художеств, и Камиллы, дочери известного итальянского архитектора театров Альберта Катериновича Кавоса.

В раннем детстве, благодаря семейным связям с миром искусств, Александр был отдан на обучение в воспитательное заведение, учрежденное благотворительной организацией «Человеколюбивое общество». Затем он продолжил образование в частной школе Карла Ивановича Мая, где обрел товарищей и будущих единомышленников — Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.

Александр Бенуа

Позднее, в конце 1880-х, Александр Бенуа, не желая связывать себя формальным студенчеством, начал посещать в качестве вольнослушателя занятия в Академии художеств Санкт-Петербурга. Он убежденно считал, что исключительно непрерывная практика может совершенствовать живописные навыки.

Его первые художественные работы появились благодаря руководству старшего брата Альберта и самостоятельному изучению литературы по живописи, которой было богато семейное собрание книг. Не ограничиваясь только искусством, Александр поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета, что не помешало ему продолжать заниматься живописью. В 1893 году он впервые представил свои работы на публичной выставке, что стало началом его публичной признанности как художника.

Творческая деятельность

В середине 1890-х годов, когда дебютные художественные работы Александра Бенуа завоевали признание экспертов, он активно включился в деятельность как историк и теоретик изобразительного искусства. Александр написал значительный раздел, посвященный русским живописцам, для альманаха под названием «История живописи XIX века».

Александр Бенуа

Через несколько лет, вдохновленный успехами, Бенуа совершил поездку во Францию с друзьями, где создал известные «Версальские серии» — акварельные полотна, изображающие прогулки Людовика XIV, его придворных, жен и потомков.

В 1897 году, после возвращения из Франции, Бенуа представил серию акварелей, которые были тепло приняты критиками. Три его работы были приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, основателем Третьяковской галереи, после их демонстрации на выставке.

В те же годы Бенуа стал одним из основателей и душой творческого объединения «Мир искусства». Вместе с Сергеем Дягилевым и Константином Сомовым он не только продвигал новаторские идеи в русском и западноевропейском искусстве, но и редактировал одноименный журнал.

Со временем участники «Мира искусства» обратили внимание общественности на народное творчество и декоративно-прикладное искусство, привнеся в оборот термины «русский сезанизм» и «авангард».

На рубеже веков Бенуа создал ряд иллюстраций к «Медному всаднику» Пушкина, которые впервые были опубликованы благодаря стараниям Дягилева. Эти работы, изначально не оцененные современниками, впоследствии признаны шедеврами.

В 1920-х годах, уже будучи признанным мастером, Бенуа создал иллюстрации для классических произведений, изданных в типографии Ивана Федорова, включая книгу Пушкина с 37 его рисунками, вышедшую в 1923 году.

Среди его значимых произведений выделяются картина «Аполлон и Дафна» и «Азбука в картинках», основанные на мотивах греческой и русской мифологии, которые завоевали широкую популярность.

В 1910-х годах Бенуа иллюстрировал «Пиковую даму» Пушкина, где особенно отмечалась детальность костюмов и городских пейзажей, превративших страницы повести в настоящий театральный спектакль.

За годы сотрудничества с Дягилевым и «Русскими сезонами» Бенуа оставил заметный след в искусстве, превратив живопись в захватывающее представление.

Александр Бенуа. Рисунок

После революции 1917 года Бенуа активно занимался охраной искусств, став руководителем Эрмитажа и создав каталог его коллекций. Его вклад в оформление спектаклей, включая балет «Петрушка» и оперетту «Женитьба Фигаро», оставил неизгладимый след в русской культуре.

В 1920-х он завершил серию «Версаль», продемонстрировав мастерство в изображении парковых композиций Версаля, что снова подтвердило его как выдающегося художника.

В эмиграции

После наступления Великой Октябрьской социалистической революции, Александр Николаевич Бенуа оказался не в согласии с новыми советскими порядками и вскоре перебрался в Париж, где и провел остаток своих дней, не возвращаясь на родину.

В эмиграции он продолжил свою работу в качестве режиссера-постановщика и художника по сценическим декорациям, в частности, в знаменитом миланском оперном театре «Ла Скала», а также сотрудничал с труппой Ballets Russes под руководством Сергея Дягилева.

Тоска по родному Санкт-Петербургу нашла отражение в его творчестве, включая альбомы видов города, иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и другие живописные работы. В середине 1920-х Бенуа занимался оформлением французских изданий таких произведений, как «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, «Уроки любви в парке» Рене Буалева и «Грешница» Анри де Ренье.

Последние годы своей жизни Александр Николаевич посвятил адаптации своих дневников и созданию мемуаров под названием «Мои воспоминания». В его статьях об искусстве и истории живописи Серебряного века, а также в письмах, собранных в сборнике «Александр Бенуа размышляет», ярко проступает его профессионализм и глубокое чувство национальной принадлежности.

Личная жизнь

Продолжая семейные традиции, Александр Николаевич Бенуа обвенчался с Анной Карловной Кинд, дочерью известного капельмейстера и выдающегося музыканта, тем самым укрепив связи с творческой интеллигенцией.

Александр Бенуа с женой

Их семья пополнилась троими детьми: дочерьми Анной Камиллой Елизаветой и Еленой, а также сыном Николаем, который последовал профессиональному пути отца и впоследствии заслужил статус почетного члена Академии искусств СССР.

Смерть

Смерть настигла Бенуа в Париже по необнародованным причинам. Художник, не доживший несколько месяцев до своего 90-летнего юбилея, был похоронен на городском кладбище Батиньоль.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share