Александр Даргомыжский — русский композитор, чьё творчество оказало значительное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Он является одним из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки». Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого стали многие композиторы последующих поколений.
Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в одном из населённых пунктов Тульской области. Неоднозначность точного места рождения композитора продолжает вызывать дискуссии среди исследователей. Среди принятых версий наибольшую популярность приобрела гипотеза, предполагающая, что Александр происходил из села Воскресенского, расположенного в центре Российской империи, неподалёку от современного города Чернь.
Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном состоятельного землевладельца А. П. Ладыженского и получил благородное воспитание благодаря покровительству полковника Н. И. Богучарова, что позволило ему занять должность в торговом банке при Министерстве финансов.
Мать, Мария Борисовна Козловская, происходила из обеспеченного аристократического рода, владевшего землями в Смоленской и Тульской губерниях. Несмотря на противодействие своих родителей, она вышла замуж за Сергея Николаевича, служащего скромного происхождения, и в последствии родила шестерых детей.
Детские годы Александра прошли в имении Твердуново, исторически принадлежавшем семье его матери. Следом за переездом в Петербург из-за новой должности отца, юный Саша в возрасте семи лет начал осваивать игру на фортепиано и увлёкся композиторской деятельностью. Его первой учительницей была Луиза Вольгенборн, которая поддерживала творческие начинания мальчика. К десяти годам он уже написал несколько фортепианных произведений и романсов.
Тем не менее, семья и последующие наставники были критичны к музыкальным попыткам начинающего композитора, предпочитая традиционное обучение музыке, нотной грамоте и вокальным упражнениям. Сотрудничество с такими музыкальными педагогами, как Адриан Данилевский, Франц Шоберлехнер и Бенедикт Цайбиг, привело к организации благотворительных концертов, где молодой Даргомыжский выступал как пианист и скрипач.
В 1827 году Александр начал свою карьеру в придворной канцелярии, делая первые шаги к независимой жизни взрослого.
Творческий путь Александра Сергеевича Даргомыжского начал формироваться в результате знакомства с выдающимся русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой, автором знаменитой оперы «Жизнь за царя». Глинка поделился с Даргомыжским теоретическими знаниями, полученными им в Германии, и научил понимать тонкости музыкального сочинения на примере работ западноевропейских мастеров.
После встреч с Глинкой, Александр Сергеевич начал регулярно посещать представления в столичной опере, где исполнялись произведения итальянских композиторов, а также участвовал в репетициях опер Глинки. В конце 1830-х, вдохновленный этим опытом, Даргомыжский решил создать собственную оперу, взяв за основу историческую драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа». Однако, после первоначальных попыток он осознал, что сюжет не ложится в оперные рамки.
По совету известного поэта Василия Жуковского, Даргомыжский обратил своё внимание на другое произведение Гюго — «Собор Парижской Богоматери», для которого начал создавать либретто оперы «Эсмеральда». К 1841 году композитор завершил оркестровые партии и представил проект руководству Императорских театров.
Прошло несколько лет, прежде чем ноты нашли своё применение, и только в 1847 году в Москве состоялась премьера «Эсмеральды». Однако дебют оказался неудачным, и оперу вскоре сняли с репертуара, оставив без должного признания.
Разочарование от неудачи углубилось из-за успеха произведений его учителя Глинки. Отложив на время оперное творчество, Даргомыжский начал преподавать вокал благородным дамам и писать романсы и песни. В этот период он создал такие известные произведения, как «Мне грустно», «Ночной зефир, струит эфир», «Юноша и дева» и «Шестнадцать лет».
Переломным моментом после первой неудачи стало заграничное путешествие, во время которого Даргомыжский познакомился с европейскими музыкантами Шарлем Берио, Анри Вьетаном и Гаэтано Доницетти.
По возвращении в Россию в 1848 году композитор возобновил работу над большими музыкальными формами, приступив к созданию оперы «Русалка» на основе стихотворной трагедии Александра Пушкина. Вдохновленный народными мелодиями, он также написал романсы «Мельник», «Без ума, без радости» и «Душечка-девица», которые быстро завоевали популярность и стали значимой частью русского музыкального наследия.
Опера «Русалка» была завершена в 1855 году и вскоре представлена публике. Отзывы на этот раз были весьма положительными, и произведение успешно удерживалось в репертуаре театров на протяжении нескольких сезонов. Это достижение привело к тому, что о «Русалке» была написана обширная статья в издании «Театральный музыкальный вестник». Важно отметить, что Даргомыжский самостоятельно создал либретто для оперы, а также разработал концовку для незавершённой трагедии Пушкина, что стало новаторским шагом в его творчестве.
После «Русалки» Александр Сергеевич продолжил работу над симфоническими увертюрами, такими как «Украинский казачок», «Баба-Яга» и «Чухонская фантазия», которые отражали влияние таких композиторов, как Милий Балакирев и Владимир Стасов, впоследствии ставшие основателями знаменитого композиторского объединения «Могучая кучка».
В 1860-е годы, углубляясь в жанр бытового романса, Даргомыжский создал ряд произведений, включая «Драматическую песню», «Старый капрал» и «Титулярный советник». Эти работы позволили ему выразить новые идеи и эмоции через музыку, что нашло отклик у российской публики. Также он предпринял очередную поездку в Европу, во время которой иностранные музыканты впервые исполнили его инструментальные сочинения.
Вернувшись, Даргомыжский начал искать сюжет для новой оперы. Он рассматривал возможность создания музыкальных адаптаций поэмы Пушкина «Полтава» и воссоздание на сцене древнерусской легенды о Рогдане, но эти проекты так и не были реализованы. Вместо этого, он направил свои усилия на создание оперы «Каменный гость» по одноимённой пьесе Пушкина, входящей в цикл «Маленькие трагедии».
В это время композитор столкнулся с творческим кризисом, поскольку оперу «Русалка» исключили из театральных афиш, а ранее написанное им произведение «Торжество Вакха» не имело успеха. Несмотря на препятствия, благодаря поддержке Русского музыкального общества и одобрению зарубежных коллег, Даргомыжский смог возобновить работу над «Каменным гостем», большую часть которого успел завершить.
Александр Сергеевич Даргомыжский прожил жизнь, полную творческих поисков и личных испытаний. Несмотря на отсутствие семьи — жены и детей, его жизнь была насыщена событиями и значимыми поступками, которые оставили след в истории русской музыки и культуры.
Большую часть времени Даргомыжский проводил в своём фамильном имении Твердуново, расположенном под Смоленском. Именно здесь, среди живописных пейзажей и старинных стен, он черпал вдохновение для своих музыкальных произведений, включая романсы, симфонические работы и оперы. Уединение способствовало глубокому погружению в творческий процесс и помогало композитору создавать произведения, полные глубины и инноваций.
Одним из знаковых моментов в жизни Даргомыжского стало освобождение крестьян от крепостного права после смерти его матери в 1852 году. Композитор не только освободил своих крестьян, но и подарил им землю, на которой они проживали и работали. Этот поступок был необычен для своего времени и выделял Даргомыжского как одного из самых гуманных помещиков того периода, что снискало ему уважение и почёт среди современников.
Особняк Козловских, который также оставался в его владении, был свидетелем последних лет жизни его престарелого отца, который скончался в 1864 году. Утрата отца оказалась тяжелым ударом для Даргомыжского и существенно повлияла на его творческую активность. Последующие годы его жизни были омрачены этой потерей, что отразилось в его музыкальных работах, наполненных меланхолией и рефлексией.
Во время своего заграничного путешествия в 1864-1865 годах Александр Сергеевич Даргомыжский столкнулся с серьёзными проблемами со здоровьем, в частности, с ревматизмом. Несмотря на ухудшение состояния, он не уделял должного внимания своему здоровью, продолжая активно участвовать в музыкальной и общественной деятельности. К началу 1868 года его здоровье значительно ухудшилось, он стал жаловаться на боли в сердце и проблемы с кровообращением, которые в итоге привели к его внезапной смерти.
Ощущая приближение конца, Даргомыжский составил завещание, в котором поручил Цезарю Антоновичу Кюи и Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову завершить его последнюю, недописанную оперу «Каменный гость» и подготовить её партитуры к постановке. Хотя его коллеги и надеялись на отсрочку судьбы, 5 января 1869 года композитор скончался от аневризмы, оставив культурный мир в глубоком трауре.
Смерть Даргомыжского была широко освещена в прессе, а его похороны 9 января собрали многочисленных представителей творческой элиты Петербурга. Тело композитора было перенесено на руках его родных и близких до Тихвинского погоста Александро-Невской лавры, где он был похоронен.
После церемонии прощания Павел Михайлович Третьяков, желая увековечить память о Даргомыжском, заказал известному художнику Константину Маковскому создать портрет композитора по фотографии. Этот портрет стал одним из первых изображений деятелей русской культуры в коллекции знаменитого коллекционера и мецената, внёсший значительный вклад в развитие русского искусства.