Александр Герасимов — выдающийся художник и деятель искусств советской эпохи, чье творчество запало в душу самому Иосифу Сталину. На живописных картинах творец часто изображал пионы, розы и полевые цветы («Пионы», «Бледнеет ночь», «Полевые цветы», «Натюрморт с розами»).
Александр Герасимов родился 12 августа 1881 года. Малой родиной будущего художника стал город Козлов, там семья Герасимовых проживала в двухэтажном доме. Поскольку глава семьи был купцом, финансовая стабильность была обеспечена. Интересно, что старшую дочку и родившегося мальчика назвали одним именем.
Из ранней талантливого художника известно не так много. Будучи совсем еще мальчишкой, он ходил в местную церковно-приходскую школу, потом учился в уездном училище, а позже в открытой Сергеем Криволуцким «художке». Вместе с этим сын многому учился у отца, осваивая нюансы торгового дела.
Когда молодому человеку исполнилось двадцать два года, он поступил в небезызвестное МУЖВЗ. Там его наставниками стали Константин Коровин («Париж», «Осень»), Абрам Архипов («По реке Оке», «Девушка с кувшином») и Валентин Серов («Девочка с персиками», «Стригуны на водопое»).
Не обошла стороной подающего надежды парня Первая мировая война, участником которой он стал в 1915 году. Демобилизовавшись, он снова приехал на родину, а в 1925 году переехал в столицу, чтобы поступить в АХР. Планам суждено было сбыться, вскоре Александр начал преподавать и возглавил Союз художников СССР, также он был назначен первым президентом Академии художеств Советского Союза.
Работать в творческом ключе художник начал в рамках импрессионизма и лишь после 40-х годов закрепился в соцреализме, написав знаменитые картины («Гимн Октябрю», «Есть метро!»), принёсшие ему славу. Также в этот период была закончена серия портретов Иосифа Сталина и Климента Ворошилова.
Немало работ в галерее мастера отражают его бескрайнюю любовь к природе, малой родине («Баня», «Гроза» и «После дождя»). Последняя картина была написана за три часа. Художник неожиданно закричал: «Митя, скорее палитру!». И помощник Дмитрий Панин тут же принес все необходимое. Скромной садовой беседке живописец своей кистью придал поэтическое выражение.
Натура Александра Герасимова была весьма противоречива. Мужчина не скупясь жертвовал колоссальные суммы в Фонд обороны во время Великой Отечественной войны, но при этом мог подолгу помнить причинённые обиды.
Любимец Сталина долгое время жил, ни о чем не беспокоясь. Но когда сменилась власть, перемены затронули и творческий мир: по распоряжению Никиты Хрущева Герасимова сняли с занимаемых должностей, лишили наград и даже изъяли картины из музейных коллекций.
Личная и семейная жизнь художника сложилась вполне счастливо: на полотнах мастера изображены дамы его сердца — жена и дочь, а также любимая старшая сестра Александра («Портрет жены», и «Семейный портрет»).
Лидия Николаевна, супруга живописца, являлась довольно интересным человеком: была знакома с Троцким, во время Гражданской войны состояла в штабе Южного фронта в Козловке, в студенческие годы училась с дочерьми Столыпина. Женщина отличалась глубоким художественным вкусом: скатерти с причудливой бахромой, ажурные салфетки, портьеры — все это было вышито и связано руками мастерицы.
Александра Михайловича Герасимова не стало 23 июля 1963 года. Дожив до 81 года и написав за жизнь немало талантливых картин, художник в старости был лишен внимания к своей личности. Часто он в шутку говорил, что чувствует себя Рембрандтом, ведь тоже в забвении.
По случаю смерти любимого художника Иосифа Сталина не было написано громких никрологов, а в прощальном шествии не было представителей членов комиссии по творческому наследию.
Все же истинные произведения искусства не затерялись, и спустя время имя несправедливо забытого творца вновь зазвучало. Так, в 2016 году в рамках 135-летия советского художника Исторический музей Москвы открыл двери на масштабную монографическую выставку картин Герасимова. Также картина «После дождя» изучается в общеобразовательных учреждениях на уроках русского языка.