Александр Глазунов —русский композитор, дирижёр и профессор Санкт-Петербургской консерватории. Его творчество оказало значительное влияние на развитие музыкальной культуры России. Брат Дмитрия Глазунова, известного энтомолога и путешественника.
Александр Константинович Глазунов вышел из знатной семьи издателей, унаследовав титул дворянина. Его мать, Елена Павловна, обладала талантом пианистки. Обучение Александр получил в Второй петербургской гимназии, после чего продолжил свое образование в качестве вольного слушателя в Санкт-Петербургском университете с 1883 года. В период учёбы он участвовал в выступлениях студенческого симфонического оркестра университета, исполняя на регулярных музыкальных мероприятиях, известных как «Музыкальные упражнения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», собственные композиции.
С детства проявляя навыки в музыке, Глазунов начал обучение игре на фортепиано в девять лет и композиции — в одиннадцать. Встреча с Милием Балакиревым в 1879 году стала знаковым событием: Балакирев высоко оценил способности молодого Глазунова и порекомендовал его для дальнейшего обучения Николаю Римскому-Корсакову. Под руководством Римского-Корсакова он интенсивно осваивал гармонию, музыкальную форму, инструментовку, теорию музыки и композицию, успешно пройдя за полтора года программу, на освоение которой в консерватории обычно отводилось от пяти до семи лет. К 1882 году Глазунов создал свою Первую симфонию, которая была тепло принята публикой 17 марта в рамках концерта в Бесплатной музыкальной школе под дирижёрством Балакирева, а затем появился и его первый струнный квартет.
В 1885 году Беляев основал музыкальное издательство в городе Лейпциг, предварительно способствуя первому заграничному путешествию Глазунова годом ранее. Это путешествие включало посещения Германии, Швейцарии, Франции, Испании и Марокко. Во время пребывания в Веймаре Глазунов встретил Ференца Листа, благодаря чьей инициативе 14 мая 1884 года на собрании «Всеобщего немецкого музыкального союза» была исполнена его Первая симфония, к тому времени 18-летнего автора. После возвращения в Санкт-Петербург Глазунов присоединился к «Беляевскому кружку», в который входили такие заметные музыканты, как Римский-Корсаков, Лядов, Малишевский, Витолс и Блуменфельд. Этот кружок продолжал линию «Могучей кучки», стремясь к развитию русской музыкальной традиции и укреплению связей с европейской музыкальной культурой.
Смерть Александра Бородина в 1887 году оставила незавершенными его оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию, завершить и оркестровать которые взялись Римский-Корсаков и Глазунов. Воспользуясь своей выдающейся музыкальной памятью, Глазунов воссоздал увертюру к опере, услышанную им в исполнении Бородина на фортепиано незадолго до его кончины, и фрагменты третьего акта. Он также оркестровал симфонию.
В 1886 году Глазунов дебютировал в роли дирижёра на «Русских симфонических концертах», где были исполнены его сочинения. В 1907 году он выступил в той же роли на «Исторических русских концертах» в Париже.
Глазунов поддерживал близкие творческие и личные связи с Петром Чайковским, который пригласил его 25 ноября 1890 года на закрытый просмотр своего струнного секстета «Воспоминание о Флоренции» перед его первым публичным исполнением. После смерти Чайковского Глазунов оркестровал несколько его произведений, включая цикл пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», оркестровка которых пользовалась большой популярностью.
Период начала 1890-х годов ознаменовался творческим кризисом для Глазунова, который вскоре сменился новым витком творчества, выразившимся в создании трех симфоний, камерных произведений и балета «Раймонда», который стал наиболее известным его творением. В 1899 году Глазунов был приглашен на должность профессора Санкт-Петербургской консерватории, где он преподавал на протяжении почти трех десятилетий. После событий 1905 года, когда Римский-Корсаков был уволен из консерватории за выражение поддержки революционно настроенным студентам, Глазунов, в знак протеста, также покинул свою должность. Однако уже к декабрю того же года, после того как консерватория получила автономию от Русского музыкального общества, он вернулся в неё и вскоре был избран её директором. Занимая этот пост, Глазунов совершил значительные усилия для улучшения учебного процесса, включая реформирование учебных планов, создание оперной студии и студенческого оркестра, а также повышение требований к студентам и преподавательскому составу. В качестве директора он присутствовал на всех экзаменах, лично писал характеристики на каждого студента.
В 1906 году Глазунов написал музыку к гимну «Избранникам русского народа», который был посвящён депутатам Государственной думы Российской империи. В 1908 году он рекомендовал своего талантливого ученика, польского композитора Витольда Малишевского, на пост директора Императорских музыкальных классов в Одессе, что способствовало развитию музыкальной культуры на юге Российской империи и, в частности, привело к основанию Одесской консерватории Малишевским в 1913 году.
В 1915 году Глазунов создал «Парафразу на гимны союзных держав» (опус 96), оригинальное произведение, основанное на мелодиях английского, русского, сербского, французского, черногорского и японского гимнов. Однако критика отнеслась к этому сочинению довольно сдержанно, описывая его как сборник гимнов, а не как творческий взрыв, отвечающий историческому моменту.
После Октябрьской революции Глазунов смог сохранить свою должность, адаптировавшись к новой власти и налаживая связи, в частности, с наркомом по просвещению Анатолием Луначарским, благодаря чему консерватория сохранила свой статус. В период с 1918 по 1920 год он активно участвовал в музыкальной жизни страны, выступая дирижёром.
Глазунов выделяется как ключевая фигура в анналах российской музыкальной культуры. В своём творчестве он находит точки соприкосновения с направлениями «Новой русской школы», однако в центре его внимания оказываются классические европейские музыкальные традиции. Композиции Глазунова отличаются виртуозной оркестровкой, сложностью гармонии и контрапункта, а также выразительным лиризмом.
В 1935 году, работая с мужским хором студентов Парижского Православного Богословского института Сергиевского подворья, Глазунов создал аранжировки двух церковных песнопений: «Плотию уснув яко мёртв» на основе греческого распева 3-го гласа и стихиры Пасхи в традиции знаменного распева. Эти произведения были включены в «Сборник церковных песнопений», изданный в 1939 году под редакцией Н. Н. Черепнина Парижским Православным Богословским институтом. Л. А. Зандер отметил стихиры Пасхи как «истинное слияние духовной наследия и уникального музыкального вдохновения».
Александр Глазунов скончался 21 марта 1936 года в Нёйи-сюр-Сен, что расположено неподалёку от Парижа, от сердечной недостаточности. Уход известного композитора стал неожиданностью для общественности, многие из которых предполагали, что маэстро покинул этот мир задолго до объявленной даты.
В 1972 году останки Глазунова были перенесены в Ленинград и погребены на Тихвинском кладбище в некрополе мастеров искусств. Место последнего упокоения композитора оформлено с безыскусной скромностью: на могиле установлен русский православный крест и бюст Глазунова. На надгробной плите выгравировано его имя — Alexandre Glazounow, что свидетельствует о международном признании его вклада в мировую музыкальную культуру.