Александр Константинович Глазунов

Александр Глазунов — биография


Александр Глазунов —русский композитор, дирижёр и профессор Санкт-Петербургской консерватории. Его творчество оказало значительное влияние на развитие музыкальной культуры России. Брат Дмитрия Глазунова, известного энтомолога и путешественника.

Детство

Александр Константинович Глазунов вышел из знатной семьи издателей, унаследовав титул дворянина. Его мать, Елена Павловна, обладала талантом пианистки. Обучение Александр получил в Второй петербургской гимназии, после чего продолжил свое образование в качестве вольного слушателя в Санкт-Петербургском университете с 1883 года. В период учёбы он участвовал в выступлениях студенческого симфонического оркестра университета, исполняя на регулярных музыкальных мероприятиях, известных как «Музыкальные упражнения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», собственные композиции.

Александр Глазунов в молодсти

С детства проявляя навыки в музыке, Глазунов начал обучение игре на фортепиано в девять лет и композиции — в одиннадцать. Встреча с Милием Балакиревым в 1879 году стала знаковым событием: Балакирев высоко оценил способности молодого Глазунова и порекомендовал его для дальнейшего обучения Николаю Римскому-Корсакову. Под руководством Римского-Корсакова он интенсивно осваивал гармонию, музыкальную форму, инструментовку, теорию музыки и композицию, успешно пройдя за полтора года программу, на освоение которой в консерватории обычно отводилось от пяти до семи лет. К 1882 году Глазунов создал свою Первую симфонию, которая была тепло принята публикой 17 марта в рамках концерта в Бесплатной музыкальной школе под дирижёрством Балакирева, а затем появился и его первый струнный квартет.

Музыкальное творчество

В 1885 году Беляев основал музыкальное издательство в городе Лейпциг, предварительно способствуя первому заграничному путешествию Глазунова годом ранее. Это путешествие включало посещения Германии, Швейцарии, Франции, Испании и Марокко. Во время пребывания в Веймаре Глазунов встретил Ференца Листа, благодаря чьей инициативе 14 мая 1884 года на собрании «Всеобщего немецкого музыкального союза» была исполнена его Первая симфония, к тому времени 18-летнего автора. После возвращения в Санкт-Петербург Глазунов присоединился к «Беляевскому кружку», в который входили такие заметные музыканты, как Римский-Корсаков, Лядов, Малишевский, Витолс и Блуменфельд. Этот кружок продолжал линию «Могучей кучки», стремясь к развитию русской музыкальной традиции и укреплению связей с европейской музыкальной культурой.

Композитор Александр Глазунов

Смерть Александра Бородина в 1887 году оставила незавершенными его оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию, завершить и оркестровать которые взялись Римский-Корсаков и Глазунов. Воспользуясь своей выдающейся музыкальной памятью, Глазунов воссоздал увертюру к опере, услышанную им в исполнении Бородина на фортепиано незадолго до его кончины, и фрагменты третьего акта. Он также оркестровал симфонию.

В 1886 году Глазунов дебютировал в роли дирижёра на «Русских симфонических концертах», где были исполнены его сочинения. В 1907 году он выступил в той же роли на «Исторических русских концертах» в Париже.

Глазунов поддерживал близкие творческие и личные связи с Петром Чайковским, который пригласил его 25 ноября 1890 года на закрытый просмотр своего струнного секстета «Воспоминание о Флоренции» перед его первым публичным исполнением. После смерти Чайковского Глазунов оркестровал несколько его произведений, включая цикл пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», оркестровка которых пользовалась большой популярностью.

Период начала 1890-х годов ознаменовался творческим кризисом для Глазунова, который вскоре сменился новым витком творчества, выразившимся в создании трех симфоний, камерных произведений и балета «Раймонда», который стал наиболее известным его творением. В 1899 году Глазунов был приглашен на должность профессора Санкт-Петербургской консерватории, где он преподавал на протяжении почти трех десятилетий. После событий 1905 года, когда Римский-Корсаков был уволен из консерватории за выражение поддержки революционно настроенным студентам, Глазунов, в знак протеста, также покинул свою должность. Однако уже к декабрю того же года, после того как консерватория получила автономию от Русского музыкального общества, он вернулся в неё и вскоре был избран её директором. Занимая этот пост, Глазунов совершил значительные усилия для улучшения учебного процесса, включая реформирование учебных планов, создание оперной студии и студенческого оркестра, а также повышение требований к студентам и преподавательскому составу. В качестве директора он присутствовал на всех экзаменах, лично писал характеристики на каждого студента.

В 1906 году Глазунов написал музыку к гимну «Избранникам русского народа», который был посвящён депутатам Государственной думы Российской империи. В 1908 году он рекомендовал своего талантливого ученика, польского композитора Витольда Малишевского, на пост директора Императорских музыкальных классов в Одессе, что способствовало развитию музыкальной культуры на юге Российской империи и, в частности, привело к основанию Одесской консерватории Малишевским в 1913 году.

В 1915 году Глазунов создал «Парафразу на гимны союзных держав» (опус 96), оригинальное произведение, основанное на мелодиях английского, русского, сербского, французского, черногорского и японского гимнов. Однако критика отнеслась к этому сочинению довольно сдержанно, описывая его как сборник гимнов, а не как творческий взрыв, отвечающий историческому моменту.

После Октябрьской революции Глазунов смог сохранить свою должность, адаптировавшись к новой власти и налаживая связи, в частности, с наркомом по просвещению Анатолием Луначарским, благодаря чему консерватория сохранила свой статус. В период с 1918 по 1920 год он активно участвовал в музыкальной жизни страны, выступая дирижёром.

Глазунов выделяется как ключевая фигура в анналах российской музыкальной культуры. В своём творчестве он находит точки соприкосновения с направлениями «Новой русской школы», однако в центре его внимания оказываются классические европейские музыкальные традиции. Композиции Глазунова отличаются виртуозной оркестровкой, сложностью гармонии и контрапункта, а также выразительным лиризмом.

В 1935 году, работая с мужским хором студентов Парижского Православного Богословского института Сергиевского подворья, Глазунов создал аранжировки двух церковных песнопений: «Плотию уснув яко мёртв» на основе греческого распева 3-го гласа и стихиры Пасхи в традиции знаменного распева. Эти произведения были включены в «Сборник церковных песнопений», изданный в 1939 году под редакцией Н. Н. Черепнина Парижским Православным Богословским институтом. Л. А. Зандер отметил стихиры Пасхи как «истинное слияние духовной наследия и уникального музыкального вдохновения».

Смерть

Александр Глазунов скончался 21 марта 1936 года в Нёйи-сюр-Сен, что расположено неподалёку от Парижа, от сердечной недостаточности. Уход известного композитора стал неожиданностью для общественности, многие из которых предполагали, что маэстро покинул этот мир задолго до объявленной даты.

Памямтник Александру Глазунову

В 1972 году останки Глазунова были перенесены в Ленинград и погребены на Тихвинском кладбище в некрополе мастеров искусств. Место последнего упокоения композитора оформлено с безыскусной скромностью: на могиле установлен русский православный крест и бюст Глазунова. На надгробной плите выгравировано его имя — Alexandre Glazounow, что свидетельствует о международном признании его вклада в мировую музыкальную культуру.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share