Александр Володин – популярный российский сценарист, поэт и драматург. Володин написал сценарии для таких известных советских картин, как «Осенний марафон», «С любимыми не расставайтесь», «Пять вечеров».
Александр родился в Минске зимой 1919-го года. Настоящая фамилия сценариста – Лифшиц. Мать мальчика рано умерла. По словам Александра, он не помнил, как выглядела родительница. Овдовевший отец рано женился, а его новая жена не захотела принимать ребенка.
Когда Саше было всего лишь пять лет, его забрали к себе жить дальние родственники. Впрочем, особо теплых отношений между родственниками и мальчиком не возникло. До 16 лет Александр проживал в доме своего дяди, который работал врачом.
Володин с самого детства проявил огромный интерес к искусству. Особенной любовью подростка пользовалось творчество А.Н. Островского, известного русского драматурга. Саша мог потратить на билеты в театр последние деньги, что предназначались на школьные завтраки. Интересно, что Александр стал не единственной творческой личностью в семье Володиных – его старший брат был профессиональным актером. Профессия старшего брата и он сам во многом определили творческую биографию Александра Володина.
Несмотря на увлечение искусством, молодому человеку приходилось заботиться и о мирском. Чтобы получить место в общежитии, Саша поступил в столичный авиационный институт. В учебном заведении юноша проучился несколько месяцев. В дальнейшем Володин окончил преподавательские курсы, какое-то время работал школьным учителем.
Все это время Александр понимал, что ему не нравится его работа. Душа стремилась к прекрасному, начинающий поэт мечтал заявить о себе. Володин мечтал рассказать миру о собственных переживаниях, надеждах и мечтах. В дальнейшем мотив сокровенного, эмоциональность станут ключевыми в творчестве драматурга.
Лишь в 1939-м году творческая биография Александра Володина приняла правильный вектор. Он успешно поступил в ГИТИС, начал учиться на театроведческом факультете. Однако обучение в вузе пришлось прервать: Володину пришла повестка в армию.
Молодому человеку предстояло служить не положенные два года, а долгих шесть лет. Когда Александр заканчивал службу в армии, грянула Великая Отечественная война. Молодой писатель прошел всю войну, был серьезно ранен и получил медаль «За отвагу».
Трудности военной жизни, страх за свою жизнь и жизнь друзей отразились на творчестве Александра. Тяжелые думы и эмоции дали толчок к творческому развитию – именно в полевом госпитале юноша написал свое первое стихотворение.
После войны Володин вновь принялся за учебу. Но на сей раз он поступил в сценарное отделение ВГИКа. В 1949-м году молодой человек окончил вуз, потом начал работать редактором военных фильмов на Ленинградской студии. Студия занималась съемками научно-популярных картин.
В те годы Александра преследовал экзистенциальный кризис, он думал, что жизнь не состоялась и дальше его ждет только пустота. Вскоре Володин выпустил свой первый сборник рассказов. В одном из произведений под названием «Пятнадцать лет жизни» писатель отразил свои мрачные мысли.
В 1954-м году в печати появилась еще одна книга юного писателя. Он опубликовал новый сборник рассказов, который произвел благоприятное впечатление на литературных критиков. Персонажами произведений Володина становились «маленькие» люди со столь же незначительными амбициями и зарплатами. Эти герои – представители простых профессий, они лишь недавно начали взрослую жизнь и уже успели столкнуться с первыми проблемами.
В 1956-м году Володин впервые попробовал себя в драматургии. Он сочинил пьесу, которая получила название «Фабричная девчонка». Произведение походило настроением на первые рассказы писателя. Пьеса пользовалась огромным спросом – за право поставить это произведение на своих сценах боролось сразу несколько театров. В итоге постановка была успешно показана в театрах по всему СССР.
Вторая пьеса драматурга получила название «Пять вечеров». Произведение было впервые поставлено в ленинградском БДТ им. Горького, а также в московском «Современнике». Постановку ждал оглушительный успех. В 1962-м году драматург написал другую пьесу под названием «Идеалистка». Спустя двадцать лет по этому произведению будет снята картина «Два голоса». Главные роли в ленте сыграли Никита Михалков и Алиса Фрейндлих.
Пьесы «Старшая сестра», «Назначение», «Фабричная девчонка» и «Пять вечеров» принесли Володину заслуженную славу. Он стал одной из главных персон в театральной жизни страны 50-х и 60-х годов. Его пьесы ставились в театрах, экранизировались. Володин стал одним из самых успешных советских драматургов тех лет.
Несмотря на успех постановок у зрительской аудитории, критики обвиняли Александра в негативном отношении к советской идеологии. Писателя обвиняли в искажении реальности и в негативном отношении к советской власти. Впрочем, у Володина было большое число защитников среди других писателей. Ему оказывали поддержку В. Панова, Ю. Герман, А. Арбузов и другие.
В 1964-м году по пьесам драматурга начали сниматься фильмы. Первой подобной картиной стал лента «Звонят, откройте дверь». В фильме Александра Митты главную роль исполнила Елена Проклова. Специально для комедии «Похождения зубного врача» Володин написал сценарий. С этой работы началась особая веха в творческой биографии писателя – так называемый «исповедальный» этап. В последующих своих произведениях Володин описывал собственную жизнь.
Следующую работу писателя можно отнести к жанру притчи. Драматург создал трилогию, посвященную первобытным людям, каменному веку и вечным вопросам. Основной идеей триптиха («Ящерица», «Две стрелы» и «Выхухоль») стала тема морального выбора.
С приходом 70-х годов писатель продолжил свою творческую биографию. Он написал сразу несколько сценариев для успешных картин – «Портрет с дождем», «Дочки-матери» и «Смятение чувств». Писатель создал сценарную основу для таких известных фильмов, как «Дульсинея Тобосская», «С любимыми не расставайтесь» и «Назначение».
В конце 70-х на основе сценария Володина была снята популярная мелодрама под названием «Осенний марафон». Творение Георгия Данелии приобрело статус культовой картины. Многие фразы из ленты были разобраны на цитаты, у фильма имеется множество поклонников и по сей день.
Володин имел огромное количество государственных наград, в том числе был обладателем Государственной премии и премии Президента. Также писатель был удостоен почетного титула – «Живая легенда Санкт-Петербурга».
Личная жизнь писателя была неразрывно связана с женщиной по имени Фрида. Возлюбленная Александра была его одногодкой. Знакомство пары состоялось еще до Великой Отечественной войны. Молодые люди вскоре поженились.
В послевоенное время паре пришлось непросто. У молодых людей уже родился старший сын. Семейство проживало впроголодь, супругам с маленьким ребенком пришлось жить в маленьком комнатке площадью 7 метров. Это квартирка располагалась в подвале старой коммунальной квартиры.
В этом браке родилось двое детей. Сыновей Володин назвал Алексеем и Владимиром. Став старше отпрыски драматурга эмигрировали в США. Владимир и Алексей потом пригласили родителей жить к себе. Впрочем, Александру не понравилось жить в Америке.
Александр с супругой вернулся в Россию. В своей петербургской квартире писатель с женой прожили последние годы. В основном писатель и его супруга сидели по разным комнатам. Фрида тяжело болела. Женщина проводила время за прослушиванием классической музыки.
Александр Володин умер зимой 2001-го года в своей петербургской квартире. На момент смерти мужчине было 82 года.
Писатель был похоронен на Комаровском кладбище. Рядом с драматургом была погребена его супруга. Женщина скончалась через два года после Володина. Истинная причина смерти поэта осталась неизвестной для журналистов.
После смерти Александра Володина его огромный вклад в искусство России не был забыт. В Петербурге существует музей под названием «Гостиная Володина». Ежегодно проводится фестиваль «Пять вечеров», который посвящен памяти драматурга.
Комментарии
Дети у Володина были от разных женщин.