Алексей Саврасов – русский пейзажист, член Императорской академии художеств, автор знаменитой картины «Грачи прилетели», которую знает каждый российский школьник.
Русский художник Алексей Саврасов был влюблен в живопись с самого юного возраста. Не достигнув и двадцати лет, он уже был широко известен в просвещенных кругах Санкт-Петербурга. На молодое дарование возлагали большие надежды, как на талантливого популяризатора жанра русского пейзажа. Алексей Кондратьевич владел удивительной способностью изображать обыденные для российского обывателя виды, наполненные особой душевностью и лирикой. Став знаменитым живописцем, Саврасов занялся преподавательской деятельностью, благодаря чему мир получил целое поколение прекрасных отечественных живописцев.
Художник родился 12 мая 1830 года в семье московского купца, владевшего небольшой галантерейной лавкой. Ранняя биография Алексея тесно связана с живописным Замоскворечьем, где он создавал свои первые художественные работы.
Поначалу юноша рисовал акварелью, в основном это были модные в те годы романтические истории, подсмотренные в популярных изданиях. Саврасов-старший к увлечению сына относился снисходительно, однако не считал занятие живописью чем-то серьезным. Более того, он сравнивал художников с обычными малярами, не считая, что эта профессия может принести выгоду. Кондратий Артемьевич стремился войти в высшие купеческие круги, обзавестись роскошным домом и полагал, что сын должен способствовать в его устремлениях. Алексея же торговое дело интересовало мало: он продолжал заниматься изобразительным искусством, которое скоро начало приносить плоды. Оценив талант молодого человека, торговцы из соседних лавок начали скупать его работы с целью дальнейшей перепродажи по более высокой цене.
В середине 1840-х начинающий художник стал студентом Московского училища искусств, причем оплату за первый период обучения он внес самостоятельно, продав все имеющиеся картины. Внезапно жизнь Алексея резко изменилась: после длительной болезни умерла мать, и он был вынужден на несколько лет отказаться от своей мечты стать живописцем. Вернувшись домой, юноша стал помогать отцу в торговых делах, чтобы обеспечить младших домочадцев.
Учебу удалось возобновить лишь в 1848 году. Алексей попал на факультет пейзажа к педагогу Карлу Рабусу, который обучал студентов теории живописи, вел практику и читал лекции о творчестве Гёте, Рафаэля и Леонардо да Винчи. Вскоре Саврасов отправился в творческую поездку по городам Украины, где родились его первые значимые полотна. За эти работы маститые критики назвали молодого человека «надеждой русской живописи». О молодом живописце, которому на тот момент было всего девятнадцать, писали в популярных тогда художественных журналах, его работы демонстрировали на крупных выставках по всей стране. После окончания училища в 1850 году юный талант получил официальное звание живописца.
Перед Алексеем всегда стоял главный вопрос: как в окружающей обыденности отыскать прекрасное, и как воплотить это на холсте, не искажая реалий жизни. Эта проблема интересовала не только Саврасова, но и многих прогрессивных творцов второй половины 19-го века.
Художник был увлечен простой красотой средней полосы России, которая окружает каждого жителя страны: бескрайние поля с колосящимися посевами, густые леса, извилистые реки, живописные холмы и скромные деревеньки с покосившимися домишками. Во время становления мастера происходила смена стиля романтизма на более современный реализм, и Саврасов стремился найти некий баланс между ними.
Между тем современники Алексея продолжали искать романтические идеалы, в которые изображение крестьян и их бедной жизни никак не вписывалось. Саврасов же пытался сделать так, чтобы в его творчестве романтизм гармонично переплетался с реализмом, и ни один из этих стилей не доминировал бы над другим.
Картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — один из ярких примеров подобных творческих изысканий художника. На ней на переднем плане изображена обычная женщина, бегущая от проливного дождя. Другими героями полотен мастера становились рыбаки, крестьяне, мелкие торговцы и ремесленники, окруженные самыми обычными предметами быта.
В середине 1850-х на выставке студенческих работ художественной академии побывала великая княгиня Мария Николаевна. Высокопоставленная особа пожелала приобрести в свою коллекцию работу «Степь с чумаками вечером» молодого живописца Алексея Саврасова. Среди студентов и педагогов это событие наделало много шума, так как все прекрасно знали, что в собрании Марии Николаевны содержались исключительно выдающиеся работы мировых авторов. Позже княгиня пригласила Саврасова в свою резиденцию под Петербургом, где он занимался выполнением пейзажей с натуры. Здесь была написана знаменитая картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума», которая принесла 24-летнему мастеру статус академика.
Это стало мощным толчком в творческой биографии художника. Представители высшего общества выстроились в очередь, чтобы заказать молодому дарованию копии известных полотен европейских и российских пейзажистов. Саврасов получал щедрые гонорары, у него появилась перспектива стать модным придворным живописцем. Однако сам Алексей Кондратьевич предпочел вернуться в родную Москву.
В Москве у художника было множество родственников и друзей. После возвращения из Петербурга он устроил свою личную жизнь, взяв в жены Софью — сестру своего студенческого приятеля Константина Герца.
С 1857 года Алексей Кондратьевич преподавал в Московском училище живописи, где когда-то обучался сам. Когда скончался бывший наставник Карл Рубус, Саврасова назначили на место руководителя пейзажным отделением. Свои занятия художник старался проводить в парках и полях, чтобы ученики могли зарисовывать распускающуюся зелень, или наоборот, увядающие листья.
В воспоминаниях студентов Саврасов остался человеком необычайной кротости, с добрым, чутким сердцем. Мастер никогда никого не ругал, своего мнения не навязывал, и его мастерскую считали «самой свободной» из всех в данном учебном заведении.
Живописец знал многих именитых художников, искусствоведов и меценатов, но этими знакомствами никогда не кичился. В его московском доме частыми гостями были такие знаменитости, как Василий Перов, Михаил Боткин и Павел Третьяков.
В шестидесятых годах 19-го века Алексей Кондратьевич часто выезжал в Европу, где знакомился с работами европейских мастеров разных эпох. Объездив живописные уголки Англии, Франции, Германии и Дании, творец создал несколько удивительных пейзажей, в том числе с изображением швейцарских гор.
Картина «Сельский вид» 1867 года положила начало нового этапа в творчестве маэстро. Практически все последующие шедевры автора будут перекликаться с этим произведением, в центре которого были обычные для средней русской полосы виды. На переднем плане полотна зритель видит старого пасечника, отдыхающего от забот в окружении милых пчелиных ульев и расцветающих плодовых деревьев. Позади виднеется скромная деревенька, зеленеющие луга и небольшой фрагмент речушки. Все это словно наполнено нежным светом и радостью природы, пробуждающейся после долгой зимы.
Полотно «Лосиный остров в Сокольниках» автор создал в максимально реалистичном стиле, изобразив без прикрас болота, лужицы, невзрачные кусты и вековые сосны, упирающиеся в мрачное небо. Этому произведению искусствовед Карл Герц посвятил целую статью, в которой выразил восхищение талантом мастера переносить на холст знакомые всем обыденные пейзажи.
В 1870-е годы живописец продолжал преподавать в альма-матер. Среди его подопечных были многие прославленные художники, в частности, Исаак Левитан. Ему педагог советовал «ловить весну, не просыпать солнечных восходов», поскольку считал, что именно эта пора является самой щедрой и богатой для вдохновения. Весна во всех ее проявлениях была самым любимым временем года творца.
Саврасов много работал в окрестностях Москвы, также часто выезжал на Волгу. Вместе с семьей художник некоторое время жил в Ярославле, где создал ряд своих самых известных полотен. Жизнь шла своим чередом, пока в дом живописца не пришла трагедия: скончалась его маленькая дочь и заболела жена. Алексей Кондратьевич был в отчаянии, долгое время не мог найти в себе силы для дальнейшей работы.
Немного придя в себя, автор приступил к созданию своего знаменитого полотна «Грачи прилетели». Тему произведения Саврасову навеяли волжские пейзажи, представшие его взору в окрестностях Костромы. Работу над картиной художник начал в Молвитине – рядовом русском селении с покосившимися избушками и старинной церквушкой 17-го века. Находясь в деревне, автор написал несколько этюдов с натуры, а завершил работу уже в московской мастерской. Искушенная публика обеих столиц встретила полотно с небывалым восторгом.
Впервые картина была представлена на вернисаже, организованном Товариществом передвижных художественных выставок. К тому времени Алексей Кондратьевич входил в правление этой организации и был одним из ее учредителей. Работа была приобретена известным галеристом и меценатом Павлом Третьяковым.
Далее последовал ряд не менее прекрасных картин автора: «Проселок», «Разлив Волги под Ярославлем», «Весна. Вид на Кремль», «Волга под Юрьевцем». Как и прежде, художник передавал красоту привычных русским людям пейзажей, наполненных трогательной лирикой и особой внутренней нежностью.
Закат творчества великого живописца пришелся на конец 1870-х годов. После развода с супругой у художника начались серьезные проблемы со здоровьем. Наступил острый творческий кризис.
Мастер продолжал творить, сохраняя верность прежнему реалистическому стилю с романтическими эффектами. Однако окружающие прекрасно понимали, что это уже совсем не тот Саврасов, что еще несколько лет назад. Из-за болезни он стал худым, изможденным, а в глазах появились глубокая горечь и нескрываемая грусть.
Живописца отстранили от должности преподавателя, которую он занимал четверть века. Соратники Саврасова пытались бороться за его восстановление, но результата это не принесло. Пейзажист продолжал писать, но его последние работы совсем не ценились. Закат жизни знаменитый живописец провел в бедности.
Алексей Кондратьевич скончался 26 сентября 1897 года в больнице для малоимущих на Хитровке. Благодаря усилиям друзей живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.
Полотна Александра Саврасова хранятся в десятках художественных галерей, среди которых: