Альфонс Муха — биография
Альфонс Муха – чешский график и художник, которые сумел реализовать себя в декоративно-прикладном искусстве. Он является одни м из первых, кто работал в жанрах модерн и ар-нуво. В творениях Мухи отсутствовали прямые линии и изгибы, которые были характерны очертаниям природы. Эта тенденция позднее стала использоваться художниками, графиками и архитекторами в последующие годы.
Детские и юношеские годы
Альфонс Муха появился на свет 24 июля 1860 года в Моравии в поселении Иванчиц в семействе домохозяйки и чиновника судебных органов. Будучи маленьким Муха полюбил пение и был участником хора, который выступал в соборе Св. Петра и Павла в Брно. Без этого в гимназии он продолжать обучение не мог. В те же годы Альфонс впервые попробовал свои силы в живописи.
Завершив обучение в школе, Альфонс решил стать студентом академии искусств в Праге. Но сразу удача не улыбнулась молодому человеку, потому отец помог ему с работой. Муха трудоустроился писарем суда. Появлявшееся свободное время Муха проводил в театре, расположенном неподалеку. Там он выступал в качестве актера, декоратора и художника афиш и разработчика дизайна билетов.
С приходом 1879 года парень получил работу в мастерской театральной фурнитуры «Каутски-Бриоши-Буркхарт». Через два года мастерская была уничтожена пожаром, и Муха перебрался в поселок Микулов. Молодому человеку пришел на помощь случай: его пригласили во владения графа Куэн-Беласси и попросили сделать роспись стен. Владелец пришел в восторг от таланта живописца. В итоге вельможа стал покровителем Мухи и дал обещание проспонсировать обучение молодого человека в академии искусств в Мюнхене.
После двух лет обучения Альфонс принял решение переехать в столицу Франции, где сосредоточилась масса начинающих авторов, обладающих талантом. В Париже в планах Мухи числилось продолжение получения образования в академиях Жульена и Коларосси.
В 1889 году не стало мецената, который до той поры являлся спонсором нужд Мухи и у него наступил тяжелый период бедности. Чтобы иметь возможность писать картины, художнику требовались финансы, поскольку они уходили на краски и кисти. Потому Альфонс принял решение попробовать зарабатывать самостоятельно. Муха занялся изготовлением такой продукции, как календари, афиши, плакаты и приглашения.
Живопись
В итоге художник сумел поправить свое финансовое положение и даже начал получать солидные заказы. В 1892 году перед Альфонсом была поставлена задача проиллюстрировать творение историка Шарля Сеньобоса из Франции «Сцены и эпизоды из истории Германии», состоявшее из множества томов. В результате художник обрел опыт общения с великими людьми того времени и погрузился во все происходящие в тот период события. Все это пригодилось ему впоследствии при создании его самого знаменитого шедевра – «Славянская эпопея».
Однажды к графику обратилась представительница актерского бомонда Франции Сара Бернар, которая попросила Муху сделать афишу к ее театральной постановке «Жисмонда». Альфонс выполнен заказ настолько здорово, что поверг актрису в восхищение и она решила порекомендовать Муху на должность декоратора театра «Ренессанс». После этого художник перестал нуждаться в заказах.
Также Муха не ограничивался написанием полиграфической продукции – он перешел к картинам. Их он презентовал на собственных выставках, первая из которых состоялась в 1897 году.
Мухой было проведено несколько вернисажей по всему европейскому континенту. Этому способствовала его растущая популярность. В 1898 году произошло знакомство Мухи с Жоржем Фуке, который являлся потомком ювелира. Именно это принесло в биографию Мухи оглушительный успех. Жорж попросил Альфонса оформить фасад своего дома и разработать интерьер для магазина.
В распоряжении чешского народа оказалось 20 творений об истории славянских народов. Но в столице не смогли найти место для хранения столь масштабных шедевров. Потому они хранились во Дворце ярмарок, частных владениях, и только в 1963 году их выставили на обозрение публики. Это была одна из основных творческих задумок чеха, но кроме всего прочего очень понравились общественности такие его картины, как «Зодиак» и «Драгоценные камни».
Когда в 1918 году образовалась республика Чехословакия, правящие органы обратились к живописцу с просьбой разработать дизайн денежных купюр, герба и бланков официальной документации. Также в тот период Альфонс работал над эскизом витража для собора Святого Вита в столице республики.
Почти вся жизнь Альфонса оказалась посвящена творчеству. В его работах без труда можно отыскать мечтательность и романтику. Героини картин, изображенные Мухой, напоминают нежащихся или кокетничающих нимф. Труд Мухи оставался на протяжении длительного времени, однако в 30-х годах ХХ века Альфонс начал утрачивать популярность, так как произошел старт смены эпох. В самом начале 2-й Мировой войны художник перестал восприниматься властями Третьего рейха, в результате чего его отнесли к врагам и арестовали, заподозрив в антифашистских и националистических замыслах.
Известно, что в работах Мухи прослеживался его своеобразный и неповторимый стиль. В его основе лежала девушка славянской внешности, которая была облачена в свободные одеяния и имела роскошные длинные волосы. Характер героинь разный: это и леди, покрытая пеленой загадочности, что подтверждает ее улыбка, и миловидные,грациозные дамы. Некоторые персонажи изображены неприступно-роковыми.
Но у них всех есть общая черта — персонажи Альфонса всегда сражают наповал зрителя своим обаянием, также все девушки художника очень миловидны. На произведениях искусства в исполнении мастера всегда присутствуют орнаменты, в основе которых лежат растительные орнаменты замысловатой формы. С первого взгляда на картину можно понять, что орнаменты — не плод воображения художника, а несут в себе византийские или восточные традиции.
В подобном стиле выполнялись и литографии Альфонса, которые иллюстрировали «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра. Критики того времени подмечали, что в отличие от творений его коллег, произведения Мухи дышали негой и умиротворенностью.
Личная жизнь
Оказавшись в столице Франции уже в зрелые годы, к Мухе пришла любовь. Избранницей стала Мария Хитилова, разница в возрасте с которой составила два десятка лет. Но девушку это не волновало и они с Мухой сыграли свадьбу в 1906 году. У пары родилось двое наследников – мальчик и девочка. Вместе со своим семейством Муха некоторое время проживал в Штатах. Там он занимался написанием на заказ портретов и созданием афиш. Личная жизнь приносила ему истинное наслаждение, но он продолжал мечтать о возвращении в Европу.
Интересно, что представители последующих поколений художника приняли решение пойти по стопам Мухи. Его дочка и внуки смогли реализовать собственные способности в прикладном искусстве., а сын художника решил пойти в сферу журналистики, в чем преуспел.
Смерть
Лихие времена, наставшие в последние годы жизни Мухи, резко контрастировали с периодами признания и популярности, и они не могли не сказаться на здоровье деятеля искусств. В 1939 году Муха заболел пневмонией, с которой его организм так и не справился. Но представить на суд общественности мемуары он все же успел.
Знаменитый живописец был похоронен на Вышеградском кладбище в Чехии. В столице этой страны в 1898 году открылся музей, где выставлены плоды творчества великого художника. Там же можно отыскать ряд его работ и снимков, на которых изображен Муха.